Файл: Приложение 5 Разработки уроков географии с применением технологии критического мышления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ «Орловская средняя школа»
_______________Сайботалов Т.Ф.
Приложение № 5
Разработки уроков географии с применением технологии критического мышления
Технология развития критического мышления.
Одна из основных целей технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализоваться. Основу модели развития критического мышления составляет трехфазный процесс: вызов – реализация смысла ( осмысление содержания) – рефлексия (размышление).
Стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Им предлагается вернутся к уже накопленным знаниям по предложенной теме, дается возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса, связанного с целями обучения. Стадия вызова логически приводит к следующей, содержательной стадии.
На стадии реализации смысла ( осмысления содержания) учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию, и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между полученными и ранее усвоенными знаниями. Именно на стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.
На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само содержание. Данная стадия предоставляет возможность оценить себя и товарищей в плане получения знаний: проанализировать процесс, методы и приемы, которые использовались при обучении: определить область, где требуется дополнительная работа. Стадия рефлексии дает реальную возможность и стимул вернутся к стадии реализации смысла, если ученик сам определил необходимость дальнейшей работы с текстом. Кроме того, рефлексия представляет собой новый вызов, если возникают дополнительные вопросы, то потребуется дополнительная учебная деятельность.
1. Урок географии в 9 классе.
Тема: «Научный комплекс – вершина экономики».
Цели:
-
Воспитывать аккуратность в заполнении контурных карт и рабочих тетрадей. -
Знать: состав, значение научного комплекса, факторы размещения, основные центры; понятия «научный комплекс», «технополис». -
Уметь показывать и называть по карте основные центры научного комплекса. -
Развивать общеучебные навыки работы с учебником, умение анализировать текст, составлять вопросы и частнопредметные навыки работы с картой.
Ход урока:
Изучение новой темы
Стадия Вызов
1.Целепоглагание.
2.Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы в форме «Эскалатор» - форма закрепления и контроля знаний в парах сменного состава.
Термины и понятия закрепления и контроля:
-
Хозяйство -
Структура хозяйства России -
Отрасль народного хозяйства -
Межотраслевой комплекс (МОК)
3.Работа с таблицей «ЗХУ».
а) Учитель предлагает детям записать в первой колонке то, что им известно о научном комплексе. Затем дети обсуждают написанное, в группах. Каждая группа представляет свои записи. Учитель на доске составляет аналогичную таблицу, заполняя ее, ответами детей.
б) Учитель предлагает детям записать во второй колонке возникшие у них вопросы, спрашивает, где они могут найти ответы на свои вопросы.
Таблица «ЗУХ»
Знаю | Хочу знать | Узнал |
1.Научный комплекс – это наука, это получение знаний, их хранение, распространение. | 1.Центры и факторы размещения комплекса. | |
2.Наука нужна всем, от ее развития зависит развитие всего хозяйства. | 2.Состав комплекса. | |
3.Это учёные, учебные заведения, исследовательские центры. | | |
Стадия Содержание
1.Учитель предлагает поработать с учебником (§ 16, учебник Дронов В.П., Ром В.Я. 9 класс) и найти ответы. При этом дети самостоятельно читают текст, делая на полях пометки карандашом.
V – знал раньше, информация подтвердилась;
+ - это новое для меня;
! - это меня удивило.
2.Учащимся предлагается заполнить в таблице третью колонку. После этого они обмениваются своими записями в группе. Учитель просит нескольких учеников озвучить свои записи.
Дети записывают в своих тетрадях термин «технополис».
3.Работа с картами учебника, атласа. Учитель предлагает отметить на контурной карте географию научных центров, технополисов России.
Стадия Рефлексия
1.Работа в группах. Учитель предлагает в течение 2 минут ответить в группе на вопрос, выбрать отвечающего.
1 группа. Из каких секторов состоит научный комплекс.
Нарисуйте схему на доске.
2 группа. Какие изменения произошли в научном комплексе
за годы реформ в России.
3 группа. Что такое «технополис»? Какое значение они будут иметь
при переходе России в постиндустриальное общество.
Группы озвучивают свой вопрос и ответ, при необходимости дополняют.
Итог урока и домашнее задание
Учитель предлагает дома составить план изучения МОК, который бы подошел для всех остальных комплексов, которые будут изучаться дальше. И предлагает дополнительное задание повышенного уровня сложности: приготовить сообщение на 5 минут «Закрытый город, город-призрак России».
2. Урок географии в 8 классе.
Тема: «Водные ресурсы России».
Цель: систематизировать знания о значении воды, водных ресурсах России, основных загрязнителях, мерах по сбережению (Слайд)
Задачи: (№2)
Образовательные:
-
Расширить и углубить знания учащихся о значении воды и водных ресурсах. -
Сформировать представление о неравномерности распределения водных ресурсов на территории страны. -
Познакомить с новыми понятиями: водные ресурсы, водопотребление и водопользование, оборотная система водоснабжения. -
формировать знания о причинах дефицита пресной воды, источниках загрязнения природных вод, основных мерах по охране водных ресурсов; -
Продолжить формирование общеучебных навыков (работа с картой и учебником).
Воспитательные:
-
Воспитывать бережное отношение к природе, ее водным запасам, чувство ответственности за состояние природной среды; -
Воспитывать патриотизм через познание природы родного края. -
Обогащать речь школьников.
Развивающие:
-
Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность. -
Способствовать активизации процесса обучении -
Продолжить формирования у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности. -
Развивать умение получать знания в измененных ситуациях.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы проведения урока:
-
Повторение с учащимися известных и знакомство с новыми терминами и понятиями. -
Беседа-проверка знаний учащихся . Проведение работы с использованием карты и контурных карт (определение и обозначение крупнейших каналов). -
Самостоятельная работа учащихся с учебником, с целью определения понятий и проблем использования водных ресурсов.
Оборудование:
-
Физическая карта России; -
Учебник Э.М.Раковская «География: природа России» -
Атлас; -
Инструктивные карточки; -
Слайды презентации.
Ход урока:
Проверка знаний: Определить объект по контуру и назвать особенность этого объекта ( № 4-7)
-
Самая полноводная река России. (Енисей) -
Самая протяженная река России. (Обь с Иртышом) -
Самая большая река Европы? -
Какие крупные реки начинаются в Тверской области? -
Самое большое озеро России по запасам воды? -
Какие это Объекты ? Определить по контуру. -
Какие внутренние воды , кроме рек и озер вы знаете?
1. этап Вызов
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою,
А в сущности просто вода…
Бережная ширь океана
И тихая заводь пруда, –
Каскад водопада и брызги фонтана,
А всё это только вода.
В бирюзовой дали исчезая,
Лебедями плывут облака
Вот туча идет грозовая,
А в сущности только вода.
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
Как пухом, зимой одевает
Снег белый родные поля,
Но время придет все растает
И будет простая вода.
Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде.
1. Давайте вспомним, каково значение воды? (составление кластера)
Водные ресурсы:
Значение воды:
Охрана вод:
Что такое водные ресурсы? (учащиеся записывают свои определения).
Вывод. Водные ресурсы – это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в жизни и хозяйственной деятельности.
Составить схему-кластер «Использование вод человеком».
Использование вод
2 этап- стадия реализации смысла, организация активной работы с информацией, самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями, переживание эффекта приобретения - своеобразная поддержка для развития мыслительных навыков, фаза непосредственной работы с текстом.
1.Значение воды. Прочитайте текст стр.126 и дополнительный текст. . 1.При чтении текста делайте пометки карандашом на полях, заполните таблицу: (инсерт)
Пометки должны быть следующие:
V – известная информация, «я знаю»
+ - новая информация
- я думал иначе
? –это непонятно, хочу узнать подробнее
Информация подтвердилась (уже знаю) | Информация противоречит моим представлениям (не согласен) | Это новая информация для меня (весьма интересна) | Информацию следует уточнить |
«V» | « - » | « + » | « ? » |
| | | |
| | | |