Файл: Приложение 5 Разработки уроков географии с применением технологии критического мышления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ «Орловская средняя школа»

_______________Сайботалов Т.Ф.

Приложение № 5

Разработки уроков географии с применением технологии критического мышления

Технология развития критического мышления.

Одна из основных целей технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализоваться. Основу модели развития критического мышления составляет трехфазный процесс: вызов – реализация смысла ( осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Им предлагается вернутся к уже накопленным знаниям по предложенной теме, дается возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса, связанного с целями обучения. Стадия вызова логически приводит к следующей, содержательной стадии.

На стадии реализации смысла ( осмысления содержания) учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию, и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между полученными и ранее усвоенными знаниями. Именно на стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.

На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само содержание. Данная стадия предоставляет возможность оценить себя и товарищей в плане получения знаний: проанализировать процесс, методы и приемы, которые использовались при обучении: определить область, где требуется дополнительная работа. Стадия рефлексии дает реальную возможность и стимул вернутся к стадии реализации смысла, если ученик сам определил необходимость дальнейшей работы с текстом. Кроме того, рефлексия представляет собой новый вызов, если возникают дополнительные вопросы, то потребуется дополнительная учебная деятельность.


1. Урок географии в 9 классе.

Тема: «Научный комплекс – вершина экономики».

Цели:

  1. Воспитывать аккуратность в заполнении контурных карт и рабочих тетрадей.

  2. Знать: состав, значение научного комплекса, факторы размещения, основные центры; понятия «научный комплекс», «технополис».

  3. Уметь показывать и называть по карте основные центры научного комплекса.

  4. Развивать общеучебные навыки работы с учебником, умение анализировать текст, составлять вопросы и частнопредметные навыки работы с картой.

Ход урока:

Изучение новой темы

Стадия Вызов

1.Целепоглагание.

2.Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы в форме «Эскалатор» - форма закрепления и контроля знаний в парах сменного состава.

Термины и понятия закрепления и контроля:

  1. Хозяйство

  2. Структура хозяйства России

  3. Отрасль народного хозяйства

  4. Межотраслевой комплекс (МОК)

3.Работа с таблицей «ЗХУ».

а) Учитель предлагает детям записать в первой колонке то, что им известно о научном комплексе. Затем дети обсуждают написанное, в группах. Каждая группа представляет свои записи. Учитель на доске составляет аналогичную таблицу, заполняя ее, ответами детей.

б) Учитель предлагает детям записать во второй колонке возникшие у них вопросы, спрашивает, где они могут найти ответы на свои вопросы.

Таблица «ЗУХ»

Знаю

Хочу знать

Узнал

1.Научный комплекс – это наука, это получение знаний, их хранение, распространение.

1.Центры и факторы размещения комплекса.




2.Наука нужна всем, от ее развития зависит развитие всего хозяйства.

2.Состав комплекса.




3.Это учёные, учебные заведения, исследовательские центры.








Стадия Содержание

1.Учитель предлагает поработать с учебником (§ 16, учебник Дронов В.П., Ром В.Я. 9 класс) и найти ответы. При этом дети самостоятельно читают текст, делая на полях пометки карандашом.

V – знал раньше, информация подтвердилась;



+ - это новое для меня;

! - это меня удивило.

2.Учащимся предлагается заполнить в таблице третью колонку. После этого они обмениваются своими записями в группе. Учитель просит нескольких учеников озвучить свои записи.

Дети записывают в своих тетрадях термин «технополис».

3.Работа с картами учебника, атласа. Учитель предлагает отметить на контурной карте географию научных центров, технополисов России.

Стадия Рефлексия

1.Работа в группах. Учитель предлагает в течение 2 минут ответить в группе на вопрос, выбрать отвечающего.

1 группа. Из каких секторов состоит научный комплекс.

Нарисуйте схему на доске.

2 группа. Какие изменения произошли в научном комплексе

за годы реформ в России.

3 группа. Что такое «технополис»? Какое значение они будут иметь

при переходе России в постиндустриальное общество.

Группы озвучивают свой вопрос и ответ, при необходимости дополняют.

Итог урока и домашнее задание

Учитель предлагает дома составить план изучения МОК, который бы подошел для всех остальных комплексов, которые будут изучаться дальше. И предлагает дополнительное задание повышенного уровня сложности: приготовить сообщение на 5 минут «Закрытый город, город-призрак России».
2. Урок географии в 8 классе.

Тема: «Водные ресурсы России».

Цель: систематизировать знания о значении воды, водных ресурсах России, основных загрязнителях, мерах по сбережению (Слайд)
Задачи: (№2)

Образовательные:

  • Расширить и углубить знания учащихся о значении воды и водных ресурсах.

  • Сформировать представление о неравномерности распределения водных ресурсов на территории страны.

  • Познакомить с новыми понятиями: водные ресурсы, водопотребление и водопользование, оборотная система водоснабжения.

  • формировать знания о причинах дефицита пресной воды, источниках загрязнения природных вод, основных мерах по охране водных ресурсов;

  • Продолжить формирование общеучебных навыков (работа с картой и учебником).

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, ее водным запасам, чувство ответственности за состояние природной среды;

  • Воспитывать патриотизм через познание природы родного края.

  • Обогащать речь школьников.


Развивающие:

  • Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.

  • Способствовать активизации процесса обучении

  • Продолжить формирования у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.

  • Развивать умение получать знания в измененных ситуациях.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы проведения урока:

  • Повторение с учащимися известных и знакомство с новыми терминами и понятиями.

  • Беседа-проверка знаний учащихся . Проведение работы с использованием карты и контурных карт (определение и обозначение крупнейших каналов).

  • Самостоятельная работа учащихся с учебником, с целью определения понятий и проблем использования водных ресурсов.

Оборудование:

  • Физическая карта России;

  • Учебник Э.М.Раковская «География: природа России»

  • Атлас;

  • Инструктивные карточки;

  • Слайды презентации.



Ход урока:

Проверка знаний: Определить объект по контуру и назвать особенность этого объекта ( № 4-7)

  1. Самая полноводная река России. (Енисей)

  2. Самая протяженная река России. (Обь с Иртышом)

  3. Самая большая река Европы?

  4. Какие крупные реки начинаются в Тверской области?

  5. Самое большое озеро России по запасам воды?

  6. Какие это Объекты ? Определить по контуру.

  7. Какие внутренние воды , кроме рек и озер вы знаете?

1. этап Вызов

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою,

А в сущности просто вода…

Бережная ширь океана

И тихая заводь пруда, –

Каскад водопада и брызги фонтана,

А всё это только вода.

В бирюзовой дали исчезая,

Лебедями плывут облака

Вот туча идет грозовая,

А в сущности только вода.

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

Как пухом, зимой одевает

Снег белый родные поля,

Но время придет все растает

И будет простая вода.

Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде.
1. Давайте вспомним, каково значение воды? (составление кластера)



Водные ресурсы:




Значение воды:




Охрана вод:


Что такое водные ресурсы? (учащиеся записывают свои определения).

Вывод. Водные ресурсы – это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в жизни и хозяйственной деятельности.

Составить схему-кластер «Использование вод человеком».







Использование вод





2 этап- стадия реализации смысла, организация активной работы с информацией, самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями, переживание эффекта приобретения - своеобразная поддержка для развития мыслительных навыков, фаза непосредственной работы с текстом.
1.Значение воды. Прочитайте текст стр.126 и дополнительный текст. . 1.При чтении текста делайте пометки карандашом на полях, заполните таблицу: (инсерт)

Пометки должны быть следующие:

V – известная информация, «я знаю»

+ - новая информация

- я думал иначе

? –это непонятно, хочу узнать подробнее

Информация подтвердилась (уже знаю)

Информация противоречит моим представлениям (не согласен)

Это новая информация для меня  (весьма интересна)

Информацию следует уточнить

 

            «V»

              « - »

          « + »

       « ? »