ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 335
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
серия «В ысшее образование»
Ю.Н.Толстова
ИЗМЕРЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
Курс лекций
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для использования в учебном процессе студентами высших учебных заведений, обучающимися по специальности "социология"
Москва 1998
УДК 303.2 ББК 60.5 Τ 52
ОГЛАВЛЕНИЕ
Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках программы "Высшее образование".
Взгляды и подходы автора не обязательно совпадает с позицией программы. В особо спорных случаях альтернативная точка зрения отражается в предисловиях и послесловиях.
Редакционный совет: В.И. Бахмин, Я.М. Бергер, Е.Ю. Гениева, Г.Г. Дилигенский, В.Д. Шадриков.
Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 1998. - 224 с.
ISBN 5-86225-807-8
В книге с единой точки зрения рассматривается ряд известных подходов к пониманию и осуществлению измерения в эмпирической социологии. В рамках предлагаемой теоретической парадигмы объединяются весьма разнородные результаты, начиная с популярных методов одномерного шкалирования и кончая математическими теоремами репрезентационной теории измерения. Глубоко анализируются условия применимости различных способов шкалирования, демонстрируется практическая значимость многих положений, обычно относимых к области сугубо академического интереса.
Книга рассчитана на студентов и аспирантов-социологов, может быть полезной исследователям, желающим корректным образом осуществлять сбор и анализ социологических данных.
ISBN 5-86225-807-8 ББК 60.5
© Ю.Н.Толстова, 1998
Введение 7
Раздел 1. Общие принципы измерения в социологии 9
Глава 1. Проблемы измерения, возникающие
в эмпирических исследованиях 9
1.1. Предварительные определения 9
1.2 Установочные и оценочные шкалы 16
1.3. Формирование представлений о признаке
в социологии 19
-
Проблемы измерения, возникающие при выборе способа анализа данных 22
-
Нечисловые измерения в социологии 24 -
Состояние общей теории
социологического измерения 26
Глава 2. История вопроса (логический аспект) 28
21. Общее представление о "мягкой" и "жесткой"
стратегиях получения исходных данных 28
22 Кризис измерения, обусловленный
столкновением двух стратегий 31
23. Пути выхода из кризиса 32
Глава 3. Краткое описание предлагаемой концепции 33
3.1. Интерпретация исходных данных —
ключевой момент измерения 33
3.2 Измерение как моделирование реальности 35
3.3. Методологические аспекты использования
математики в социологии 36
Раздел 2. Одномерное шкалирование 40
Глава 4. Основные цели одномерного шкалирования.
Принципы, заложенные в подходах Терстоуна 40
4.1. Цели одномерного шкалирования 40
4.2 Психофизическое измерение как предпосылка
одномерного социологического шкалирования 41
Глава 5. Метод Терстоуна измерения установки 44
5.1. Этапы построения шкалы 44
-
Составление суждений 44 -
Опрос экспертов 48 -
Опрос респондентов и приписывание
им шкальных значений 53
5.2 Модельные представления 53
5.2. 1. Сочетание мягкой и жесткой стратегий 54
5.2.2. Распределения, отвечающие респондентам
и суждениям. Их соотношение 54
5.2.3. Свойства шкалы 60
Глава 6. Метод парных сравнений (ПС) 69
6.1. ПС как метод сбора данных 70
6.1.1. Содержание метода.
Свойства получаемых матриц 70
-
Ограничения метода 72 -
ПС как шкальный критерий 73
6.2 ПС как метод построения оценочной шкалы 76
-
Модели Терстоуна 77 -
BTL-модели парных сравнений 89
Глава 7. Тестовая традиция в социологии 92
7.1. К вопросу о "взаимоотношении"
социологии и психологии 92
7.2 Принципы факторного анализа (ФА) 92
-
Содержание тестовой традиции 92 -
Формальный аппарат ФА 96 -
ФА и формирование теоретических понятий...97 -
Проблемы использования ФА в социологии....99
7.3. Социологические индексы. Проблемы их построения 104
-
Расчет индекса — способ измерения латентной переменной 104 -
Индексы для номинальных данных ("логический квадрат") 105
-
Проблемы построения индексов 107
-
ФА как способ одномерного шкалирования 109 -
Методы одномерного шкалирования,
лежащие в русле тестовой традиции 111
-
Шкала Лайкерта 111 -
Шкалограмма Гуттмана 116
7.6. Латентно-структурный анализ (ЛСА) Лазарсфельда... 123
-
Простейший вариант ЛСА: вход и выход 123 -
Модельные предположения ЛСА 127
Глава 8. Психосемантические методы в социологии 130
-
Содержание методов 130 -
Семантический дифференциал (СД) 132
-
Постановка задачи Осгудом 132 -
Техника СД 135 -
Факторы восприятия, выделенные Осгудом... 137 -
Практическое использование техники СД 140
Глава 9. Одномерное развертывание 147
9.1. Подход Кумбса 147
9.2 Основная цель метода 148
-
Модель восприятия 150 -
Техника одномерного развертывания 152 -
Задачи, решаемые методом 157 -
Методические выводы 158
Раздел 3. Основания типологий шкал, предложенных Кумбсом 162
Глава 10. Типология, основанная на степени упорядочения
объектов и расстояний между ними 163
-
Отношение порядка и его искажение респондентом 163 -
Основания типологии 164
Глава 11. Типология, основанная на процедурах опроса
и моделях восприятия 166
-
Зависимость ответа респондента от процедуры опроса. Классификация процедур 166
-
Модели восприятия 168
Раздел 4. Формализованная теория измерений 170
Глава 12. Роль формализма в развитии науки 170
12.1.Формализация как достижение науки 170
12.2. Недостатки формализации 172
Глава 13. Формализация понятия социологического измерения...Л 73
-
Предыстория вопроса 173 -
Предложенная Стивенсом парадигма измерения 175 -
Развитие идей Стивенса 176
13.3.1.Допустимые преобразования шкалы 177
13.3.2.Шкала как гомоморфизм 179
13.3.3.Типология шкал по Стивенсу 180
13.3.4. Практическая возможность построения шкал....182
Глава 14. Репрезентационная теория измерений (РТИ)
с точки зрения потребностей социологии 185
14.1.Основные задачи, решаемые РТИ 185
14.2 Недостатки формализма РТИ и пути их преодоления.. 189 14.2.1.Эмпирические отношения, не подлежащие
моделированию с помощью чисел 190
14.2.2.Неформализуемые эмпирические системы 190
14.2.3.Широкое определение социологического
измерения 192
Заключение 196
Вопросы для самоконтроля 198
Литература 212
ВВЕДЕНИЕ
Вряд ли найдется сегодня человек, не знающий, какую роль в нашей жизни приобрели социологические опросы. Их результаты широко освещаются в печати, на них опирается рядовой читатель, формирующий свои симпатии или антипатии к какому-либо общественному деятелю или движению, на них ссылаются публицисты, призывающие читателей (слушателей, зрителей) поверить в обоснованность той или иной политической платформы. Немаловажную роль играют результаты анкетных опросов при формировании мнений российских законодателей. В своеобразном преклонении перед опросами общественность нашей страны не одинока. Напротив, мы в указанном отношении сравнительно недавно вступили на тот путь, которым давно следуют другие.
Вряд ли новым можно считать и часто высказывающиеся не-без-основательные сомнения в том, что результатам анкетных опросов можно верить. О недостаточно высоком качестве проводимых у нас социологических исследований пишут немало [Грушин, 1992; Овсянников, 1990; Ядов, 1991а]. Озабочены этой проблемой и на Западе [Бурдье, 1993].
Формируется мнение о социологии как о чем-то таком, что и наукой-то назвать нельзя. Справедливо ли это? Мы хотим категорически ответить — "нет". Но должны согласиться, что многие исследования действительно вряд ли могут быть отнесены к категории научных.
Конечно, понятие научности (качества) исследования явля-ется сложным, многогранным, включает множество аспектов, многие из которых требуют самостоятельного, научного же, изучения. Но, на наш взгляд, одной из основных причин низкого качества многих проводимых в стране социологических исследований является совершенно недопустимое с точки зрения строгих критериев отношение некоторых авторов к получению и интерпретации исходной информации, т.е. к тому, что следует назвать измерением (подчеркнем, что здесь мы сознательно включаем в процесс измерения не только получение исходных данных, но и их интерпретацию, что будет подробно рассмотрено в этой работе).
В научной литературе проблеме 'измерения в социологии (и вообще в общественных науках) уделяется не слишком много внимания. А без этого вряд ли можно разобраться в том, что в полученных на основе множества разнородных сведений (скажем, фактов) выводах является "пеной" (к сожалению, легко образуемой и трудно уничтожаемой), а что действительно стоит доверия, может быть положено в основу наших представлений о социальной действительности.
Сложившемуся здесь положению есть две главные причины. Первая проста: это недостаток профессионализма. Вторая гораздо глубже, она связана с общим состоянием теории социальных измерений (или измерений социальных объектов, что будет точнее). В этой книге мы преследуем двоякую цель: изложить овладевающему профессией социолога основы и приемы измерительных процедур в социологии, но вместе с тем приобщить его к современному состоянию теории предмета. Поэтому в каждом разделе рассматриваются и теоретико-методологические проблемы социологического измерения, и практические техники соответствующих подходов. Немаловажный аспект — совмещение формализма измерения с пониманием сложности социального объекта, подлежащего "околичествованию". Здесь требуется и знание "жестких" наук, и воображение, без которого невозможна профессия социо-лога. Как это совместить? Приходится постоянно задумываться и искать оптимальное решение. Именно эту дилемму мы стремились сделать явной, осознанной: она латентно присутствует в социальном измерении, осознаем мы ее или нет.
Работа написана на базе курса лекций, прочитанных автором на социологических факультетах Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова и других вузов. Она рассчитана на студентов и аспирантов-социологов. Понимание части содержания книги предполагает наличие у читателя знания методики проведения социологического исследования, элементов высшей математики, теории вероятностей и математической статистики в объеме программ, соответствующих обязательным курсам, читаемым студентам-социологам. Книга может быть полезна специалистам, работающим в области изучения общественного мнения и маркетинга.
Раздел 1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИЗМЕРЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ
В ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Успешность решения проблемы измерения является одной из главных компонент, составляющих понятие качества социологического исследования. Однако далеко не каждый социолог об этом задумывается. Более того, как показывает опыт, само выражение "проблемы измерения" часто вызывает недоумение: а существуют ли такие проблемы? В чем, собственно, они состоят?
Поэтому начнем с простого: покажем, к каким недоразумениям может привести отсутствие внимания к проблемам социологического измерения. Но сделаем это в п. 1.2, а пока дадим некоторые предварительные определения, и прежде всего шкал и их типов, обозначив элементы тех представлений, которые станут главными в следующих разделах.
К определениям, связанным со шкалами, мы вернемся в разделе 4 и уточним их посредством введения формализма, принятого в репрезентационной теории измерений. Мы не даем сразу соответствующих дефиниций, хотим, чтобы читатель вначале усвоил материал первых трех разделов. Тогда он поймет, что эти дефиниции естественны, что они органично "впитывают" в себя многое из того, что заложено в известных методах социологического шкалирования (о других причинах см. п. 13.3.3). Формулировки, приводимые в п. 1.1, тоже несут в себе оттенок формализма.
1.1. Предварительные определения
Мы предполагаем, что читатель имеет хотя бы самое поверхностное представление об эмпирическом социологическом исследовании; знает, что такое анкета, из чего она обычно состоит; слышал об использовании в социологии шкал разных типов.
Все это раскрывается в курсе по методам социологического исследования (см., например, [Ядов, 1995]).
Назовем эмпирической системой (ЭС) интересующую исследователя совокупность реальных (эмпирических) объектов с выделенными соотношениями между ними. Последние часто можно выразить в виде некоторых отношений между объектами (любое отношение есть соотношение, но не наоборот), и тогда говорят об эмпирической системе с отношениями (ЭСО).
Пример ЭСО — совокупность сотрудников какого-то завода, рассматриваемых как "носителей" удовлетворенности своим трудом с заданным бинарным (т.е. определенным на парах объектов) отношением: "респондент А больше удовлетворен работой, чем респондент Б". Для одних пар это отношение может выполняться, для других нет. Но мы полагаем, что, каких бы респондентов мы ни взяли, разговор о выполнении этого отношения будет осмысленным (ниже мы будем подробнее обсуждать вопрос о подобной осмысленности). Подчеркнем, что ЭС отражает представление исследователя об изучаемой реальности, процесс ее формирования по существу является моделированием (подробнее об этом пойдет речь ниже; см. также [Бородкин, Миркин, 1972; Клигер и др., 1978]). С учетом этого ЭС можно считать фрагментом реальности.
Назовем математической системой (МС) совокупность математических объектов (чаще всего в качестве таковых выступают числа и тогда МС называется числовой) с выделенными соотношениями между ними. Когда последние задаются в виде некоторых отношений между объектами, говорят о математической системе с отношениями или о числовой системе с отношениями (МСО и ЧСО). Примеры ЧСО приведены ниже.
Теперь о нашем ключевом понятии. Будем понимать под измерением (до введения строгих определений в главе 14) отображение некоторой ЭС в МС.
Подчеркнем, что измерение — это всегда моделирование и осуществляется оно как бы в два этапа: сначала мы строим ЭС, затем математическую модель этой системы. Цель такого моделирования — обеспечение возможности использования математики для решения социологических задач.
Шкалой мы будем называть правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому изучаемому объекту ставится в соответствие некоторое число или другой математический конструкт. Каждый такой конструкт будем называть результатом измерения объекта, или его шкальным значением. Иногда, в соответствии с традицией, шкалой будем называть совокупность шкальных значений объектов изучаемой ЭС. Процесс получения шкальных значений назовем шкалированием. Нередко понятие шкалы связывают только с использованием числовых МС.
Подчеркнем, что в соответствии с нашим пониманием измерения совокупность шкальных значений — это определенная модель реальности.
Общим местом стало рассмотрение в качестве основной специфической черты социологического измерения активное использование номинальных, порядковых, интервальных шкал. Напомним их определения.
Предположим, что мы приписываем респонденту число как обозначение, код его профессии. Ясно, что, анализируя полученные числа, мы можем судить лишь об их равенстве или неравенстве: из того, что два респондента закодированы одним числом, следует, что они имеют одинаковую профессию; разным числам отвечают разные профессии. Выражения типа 3 < 5 в таком случае становятся бессмысленными: они не отражают ничего реального. Это — номинальная шкала.
Ясно, что она отвечает отображению ЭСО с заданным отношением равенства в соответствующую ЧСО. Если же, например, каждому респонденту приписано число от 1 до 5 в соответствии с тем, как он ответил на вопрос типа: "Удовлетворены ли Вы своей работой?" (с вариантами ответов от "совершенно не удовлетворен" до "полностью удовлетворен", закодированными цифрами от 1 до 5 соответственно), то мы, кроме равенства и неравенства, можем судить также и о некотором порядке между полученными числами: если одному респонденту приписано число 3, а другому — 5, то считаем, что первый меньше удовлетворен работой, чем второй. Но соотношения типа 5 — 4 = 2—1 остаются бессмысленными с содержательной точки зрения. Это — порядковая шкала. ЭСО в данном случае содержит два отношения — равенства и порядка.
Совокупность эмпирических отношений, отражаемых с помощью интервальной шкалы, богаче, она дает возможность отразить еще и порядок расстояний между шкалируемыми объектами.
Предположим, например, что мы измерили отношение студентов к учебе и в результате получили, что четырем респондентам А, Б, В и /"оказались приписанными соответственно числа 1, 2, 3 и 8. Если мы знаем, что была использована порядковая шкала, то, интерпретируя результаты измерения, можно быть уверенными только в том, что респондент А хуже всех относится к учебе, респондент Б — получше и т.д. При использовании же интервальной шкалы мы можем получить дополнительную информацию: различие по отношению к учебе между респондентами А и Б меньше, чем различие между респондентами В и Г. А такого рода сведения весьма полезны.
Итак, если мы получаем числа, для которых "физически" осмыслены равенства типа 5-4 = 2-1 или 8 - 3 > 3 - 2, то считаем, что они отвечают интервальной шкале. Эта шкала обычно считается "хорошей" в том смысле, что соответствующие шкальные значения в достаточной мере похожи на обычные числа (вопрос о смысле "похожести" часто даже не ставится; одна из наших задач — уточнить его). По интервальным шкалам обычно считают полученными значения таких признаков, как возраст или зарплата. ЭСО в данном случае содержит отношения равенства и порядка как для объектов, так и для расстояний между объектами.
Интервальные шкалы часто называют шкалами высокого типа, количественными, числовыми. Номинальные же и порядковые шкалы — шкалами низкого типа, качественными, нечисловыми (мы негативно относимся к такому использованию терминов "качественный" и "количественный", что ниже попытаемся обосновать). Смысл таких определений очевиден: числа, полученные с помощью шкал высокого типа, больше похожи на те числа, которые знакомы каждому из нас со школьной скамьи.
Будем считать интуитивно ясным понятие признака (синонимы: переменная, характеристика, параметр, величина; примеры: пол, возраст, удовлетворенность респондента работой) и его значения (синонимы: градация, категория, альтернатива; примеры: мужчина, 25 лет, совершенно не удовлетворен работой).
Переменную, значения которой нельзя получить сразу, задав, скажем, определенный вопрос в анкете и получив соответствующий ответ респондента, будем называть латентной (скрытой). В противоположном случае будем говорить о наблюдаемой переменной. Процесс получения значений наблюдаемой переменной называется прямым измерением (в работе [Клигер и др., 1978] оно называется измерением при сборе данных).
Латентные переменные измеряются косвенным путем, с помощью определенных преобразований некоторых наблюдаемых, поддающихся адекватной интерпретации данных. (Представления о том, какой вид эти данные имеют и как они должны преобразовываться, должны опираться на определенные теоретические исследовательские концепции, априорные модельные представления социолога. Обсуждение этих представлений станет ключевым моментом в дальнейшем изложении.)
Отметим, что только что введенное определение латентной переменной несколько расходится с тем, что под таковой часто понимают социологи. Мы имеем в виду ситуацию, когда латентной называют переменную, относительно которой заранее неизвестно не только то, как ее измерить, но и то, что она из себя представляет: исследователь догадывается, что наблюдаемое поведение респондента (чаще всего — ответы на вопросы предложенной ему анкеты) объясняется действием одной или нескольких скрытых переменных, но не может априори дать им название (подобная ситуация имеет место, например, при использовании факторного анализа; подробнее мы ее рассмотрим в главе 7). Приведенное же выше определение предполагает, что исследователь вполне может заранее знать, какая латентная переменная его интересует. Латентность же ее заключается в том, что ее измерение осуществляется не в процессе сбора данных, а в процессе анализа некой первичной информации. Другими словами, мы называем латентной переменную, значения которой получаются в результате так называемого производного измерения (в работе [Клигер и др., 1978] оно называется измерением при анализе данных). Коротко поясним, почему мы прибегли к такому определению.
С нашей точки зрения, в социологии между указанными двумя ситуациями нет непреодолимой пропасти. Для социолога любая переменная, находящаяся в результате производного измерения, всегда в той или иной мере является латентной: исследователь практически никогда не может быть уверен, что предположение о самом существовании этой переменной адекватно моделирует ситуацию, что наблюдаемое поведение отражает именно то, что интересует исследователя, и т.д. И продвинутые способы измерения всегда дают возможность пересмотра социологом наименования переменной или вообще отказа от убежденности в ее существовании.
Говоря о комплексе вопросов, связанных с измерением латентной переменной, будем использовать также терминологию, касающуюся операционализации понятий. Представляется очевидным родство соответствующих проблем: латентная переменная часто отвечает трудно измеримому или смутно очерчиваемому заранее понятию, наблюдаемые признаки — результату его операционализации.
Основой модельных представлений, заложенных в известных методах шкалирования, является сопоставление с каждой измеряемой переменной (в том числе латентной) некоторой протяженности, психологического континуума — прямой линии (числовой прямой, числовой оси), на которой мы размещаем те объекты, которым в результате измерения должны приписать числа (термин "континуум" означает непрерывность). Это предположение является естественным, в его целесообразности не сомневается ни один социолог, но в нем имеются свои "подводные камни".
Так, на практике исследователь иногда забывает о том, что, приписывая числа объектам, т.е. размещая их на указанной прямой, он, как правило, не определяет место размещения объекта однозначно, не "прибивает гвоздями" объект к оси. "Числа", используемые социологом, заданы не однозначно, а как бы "плавают" на оси. Например, как нетрудно проверить, для определенных выше типов шкал эквивалентными являются совокупности шкальных значений, представленные в табл. 1.1.
Таблица1.1.Свойствашкалрассматриваемыхтипов
Тип шкалы | Отношения, сохраняю- , щиеся при отображениилент! ЭСО в ЧСО | Пример эквива-1ых совокупностей шкальных значений |
Номинальная | а = b | 1 2 3 4 5 10 31 2 5 118 |
Порядковая | а=b, а>b | 1 2 3 4 5 10 31 44 100 118 |
Интервальная | а=b, а>b a-b=с-d а-b>с-d | 1 2 3 4 5 10 31 52 73 94 |
Действительно, если нас интересуют только эмпирические отношения равенства — неравенства, скажем, если мы измеряем профессию, безразлично, какими цифрами зашифровать наши объекты: с точки зрения смысла решаемой задачи совершенно безразлично, припишем ли мы токарю — 1, пекарю — 2, лекарю — 3, либо же токарю — 10, пекарю — 31, а лекарю — 2. Требуется лишь, чтобы всем токарям было приписано одно и то же число, чтобы это число не совпадало с числом, приписанным пекарям, и т.д. А вот если мы ставим своей целью сохранить в числах некое эмпирическое отношение порядка, то тут уже набор чисел во второй строке не будет эквивалентен набору 1, 2, 3, 4, 5, поскольку эти наборы отражают разный порядок. Если же мы учитываем порядок расположения по величине неких эмпирических интервалов между рассматриваемыми объектами, то набору 1, 2, 3, 4, 5 может быть эквивалентен только такой набор, в котором интервалы между последовательными числами равны. В подобных соображениях выражается нечисловая сущность наших шкальных значений. И это положение принципиально. Оно вытекает из сути той роли, которую играет число в социологии. На это обстоятельство мы будем обращать особое внимание. (Как мы увидим в разделе 14, подобные соображения лежат в основе репрезентационной теории измерений.)
Каждый социолог в наше время знает, что используемые им "числа", отвечающие, скажем, номинальной и порядковой шкале, на самом деле не являются обычными числами (хотя бы потому, что с ними нельзя обращаться как с таковыми), но нечисловой характер данных обычно не ассоциируется с неоднозначностью используемых шкальных значений, в то время как такая ассоциация представляется естественной.
Отметим, что хотя шкальные значения, полученные по интервальной шкале, в значительной мере можно считать похожими на обычные действительные числа с точки зрения возможностей дальнейшей работы с ними (к ним применимо значительное количество традиционных числовых математических методов), все же и они не являются числами в привычном школьном смысле этого слова, поскольку они тоже определены не однозначно, а лишь с точностью до преобразований, сохраняющих структуру интервалов между исходными числами.
Перейдем к описанию тех неприятностей, к которым может привести некорректное использование некоторых традиционных способов шкалирования. По существу речь пойдет о примерах латентных переменных: мы покажем, что латентными в действительности являются многие признаки, фактически считающиеся социологами наблюдаемыми.
1.2. Установочные и оценочные шкалы
Установочными называют шкалы, с помощью которых числа приписываются самим респондентам (а не оцениваемым ими объектам). При использовании такой шкалы речь чаще всего идет об измерении установки последних. Правда, под установкой здесь может пониматься не совсем то, для обозначения чего используется этот термин в социальной психологии (здесь мы отвлекаемся от разных нюансов его понимания, отождествляя, .например, установку с аттитюдом и т.д.; об упомянутых нюансах см. [Андреева, 1994, с. 254; Дилигенский, 1996, с. 154]). Скажем, мы будем полагать, что по установочной шкале измеряется возраст респондента.
В социологии часто используются некорректные установочные шкалы. Так, не всегда позволяют достичь порядкового уровня измерения традиционные шкалы-пятичленки типа описанной выше шкалы для измерения удовлетворенности работой: нетрудно понять, что соотношение вида 3 < 5 иногда не может интерпретироваться как соответствующее различие эмоционального отношения к работе "стоящих" за числами респондентов. Причины подобных явлений могут быть разными — например, обусловленная национально-культурными особенностями респондентов разница их восприятия анкетных вопросов [Ермолаева, 1990].
Оценочными называют такие шкалы, итогом "действия" которых является приписывание чисел не респондентам, а некоторым объектам (суждениям, ценностям, проблемам и т.д.); при этом предполагается, что полученные числа отражают усредненное мнение интересующей исследователя совокупности респондентов об этих объектах.
Многие традиционные способы получения оценочных шкал тоже не являются корректными. Так, при разных способах опроса объекты, указываемые респондентами как самые значимые, могут быть различными. Приведем пример. Авторы статьи [Сого-монов, Толстых, 1989], пытаясь выявить, какие социально-экономические проблемы более всего волнуют респондентов, обратились к ним в анкете несколько раз, по-разному сформулировав соответствующий вопрос (просили отметить одну, самую острую проблему, несколько наиболее актуальных проблем и т.д.) и... получили противоречащие друг другу результаты.
Рассмотрим более подробно еще один очень популярный способ построения оценочной шкалы. Предположим, что мы хотим получить рейтинги 4-х лиц, претендующих на то, чтобы быть избранными на какой-либо руководящий пост. Условно обозначим претендентов буквами £,
Ж, 3, Я.Анализируемый способ опирается на результаты ранжировки респондентами рассматриваемых лиц. На примере покажем, каким образом в соответствии с традицией каждому претенденту приписывается число, отражающее его рейтинг.
Пусть результаты ранжировки имеют вид, отраженный в табл. 1.2.
Таблица1.2.Результатыранжировкигипотетическихпретендентовнадолжностьнесколькимиреспондентами
№ респондента | Ранжируемые претенденты | |||
Ε | Ж | со | Я | |
1 | 4 | со | 1 | 2 |
2 | со | 2 | 4 | 1 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 |
100 | 4 | 2 | 2 | 1 |
Мы видим, что претенденту Ε наши респонденты приписывали ранги 4, 3, 1, 4. Искомая рейтинговая оценка VE этого претендента равна среднему арифметическому значению таких рангов:
Аналогично,
и т.д. ·
Мы утверждаем, что такой подход некорректен. Он может увести нас весьма далеко от реальности. Приведем пример.
Предположим, что респонденты какой-либо одной совокупности думают совершенно одинаково и твердо уверены в одном: претендент Ε не должен занять вакантную должность. Претенденты же Ж, 3, Я,с точки зрения этих респондентов, примерно одинаково пригодны на должность, и наши респонденты с большим трудом их ранжируют, скорее отдавая дань вежливости исследователю, чем в действительности отражая свои пристрастия.
Тогда на упомянутом выше гипотетическом психологическом континууме точки, отвечающие оцениваемым претендентам, займут примерно следующее положение (рис. 1.1).
Предположим также, что респонденты какой-то другой совокупности, рассуждая одинаковым образом, уверены в том, что вакантный пост должен занять 3 и что остальные претенденты одинаково непригодны для занятия этой должности. Но и эти респонденты, хотя и с трудом, все же ранжируют всех претендентов (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Расположениепретендентовначисловомконтинуумереспондентамивторойсовокупности
Нетрудно проверить, что для респондентов первой совокупности средние ранги претендентов Я и Ж будут равны соответственно 2 и 3, а для респондентов второй совокупности — 3 и 2.
Предположим теперь, что мы должны дать ответ претенденту Ж на вопрос о том, среди какой из двух рассматриваемых совокупностей респондентов он пользуется большей популярностью. Наш ответ однозначен — среди второй (соответствующий рейтинг не только относительно выше, но и в абсолютном плане приличен: представители второй совокупности ставят этого претендента на второе место, представители первой — на третье). Ж организует встречу с респондентами рекомендованной совокупности и вместо "любви" наталкивается на "гнилые помидоры".
В чем же наша ошибка? Нетрудно понять, что неоправданным было наше приписывание претендентам чисел. Мы как бы подменяли истинное мнение респондента тем, о чем он не говорил, "додумывали" за него: респондент просто отмечал, что ставит 3 на первое место, Ж — на второе, Я — на третье, а мы полагали, что он приписывает 3 число I, Ж — число 2, а Я — число 3. Сделав это предположение, естественно, мы полагали, что с точки зрения этого респондента различие между Ж и 3 равно различию между Я и Ж (ведь 2 - I = 3 - 2). А это могло быть совсем не так.
1.3. Формирование представлений о признаке в социологии
Моделирование реальности в процессе измерения чаще всего начинается с перехода к "мышлению признаками" [Ноэль, 1993; Толстова, 1996а, 1997].
Включая в анкету вопрос, схожий, например, с упомянутым выше вопросом об удовлетворенности человека своим трудом, мы по сути дела и предполагаем существование того, что обычно называется признаком. Коротко остановимся на сути этого понятия. Прежде всего отметим, что понятие признака — это определенного рода модель реальности, отражающая наши (и "респондентовы") представления о ней. Мы сами формируем это понятие, искусственно вычленяя в живой жизни отдельные стороны изучаемых явлений, и должны делать это с величайшей осторожностью. На практике же, к сожалению, соответствующие аспекты процесса формирования анкеты (для нас анкета — важнейшая часть инструмента измерения) далеко не всегда про-думываются с достаточной тщательностью. А проблем здесь много.
1) Проблема существования признака. К понятию признака человек приходит тогда, когда в разных объектах начинает выделять нечто общее, по-разному в них проявляющееся. Именно так, вероятно, в сознании людей сформировались представления о многих конкретных признаках в процессе исторического развития человечества. Вряд ли, скажем, в нашем сознании родился бы признак "длина предмета", если бы мы жили в мире "безразмерных" элементарных частиц. Переходя к более близкой для социолога ситуации, отметим, что тот же признак "удовлетворенность трудом", как показали некоторые исследования, далеко не всегда можно считать "существующим" [Херц-берг, Майнер, 1990; Сознание и трудовая..., 1985].
Важный аспект, связанный с реальностью существования используемого в конкретном исследовании признака, касается специфики восприятия респондентами соответствующего вопроса анкеты: один и тот же вопрос может разными людьми восприниматься столь по-разному, что понятие единого для всех признака станет бессмысленным.
2) Проблема непрерывности признака. Выше мы упомянули Значения практически любого признака из "паспортички"
что одной из основных составляющих наших модельных пред моЖно интерпретировать сходным образом — не в соответствии
ставлений служит предположение о существовании психологи с "физическим" способом измерения признака, а в соответ-
ческого континуума. Оно не столь "безобидно", как кажется не ствии с какими-то гипотезами исследователя, вкладывающего в
первый взгляд. Дело в том, что, делая это предположение, соци- п0Лучаемые числа свой собственный смысл. Будем называть та-
олог, как правило (даже не давая себе в этом отчета), далее по- кого р0да признаки признаками-приборами [Клигер и др., 1978].
лагает, что наряду с теми "числами", с которыми он имеет дело^ При определении характера шкалы для признаков-приборов
скажем, при опросе респондента, потенциально возможными иногда может помочь применение математических методов. Так,
для использования в качестве результатов измерения являются ив [Толстова, 1980] описывается, как с подобной целью может
другие точки числовой оси. Обычно это бывает связано с допу- быть использован регрессионный анализ.
щением того, что за данными, полученными по шкале низкого Рассматриваемая проблема связана с проблемой выбора метила, "стоит" некоторая латентная числовая переменная, что тода анализа данных (этот выбор тоже базируется на априорных низкий тип шкал объясняется тем, что мы просто не можем или гипотезах исследователя о характере изучаемого явления и, в не умеем измерить ее "как следует". А правомочность такого пред-том числе, о том, как он отражается в результатах измерения), положения очень часто может быть весьма и весьма сомнитель- поэтому некоторые примеры интересующего нас характера бу-ной (в литературе существует точка зрения, в соответствии с дут приведены в п. 1.4.
которой подобные утверждения в принципе порочны, что в 4) Проблема размерности признака. Представим, что мы спра-
социологии только номинальное измерение отражает реальность, шиваем респондента, доволен ли он "перестройкой", и предла-
повышение же так называемого уровня измерения это нечто "от гаем традиционный веер ответов, указанный выше. Вполне ре-
лукавого" [Чесноков, 1982, 1986]). альными выглядят следующие рассуждения респондента. С одной
Обсуждать этот вопрос здесь не будем. Отметим только, что стороны, сняты идеологические ограничения, говорю и пишу,
случаи, когда предположение о существовании стоящего за на- что хочу. Это очень хорошо, я очень доволен перестройкой. Но,
шим номинальным признаком континуума выглядит вполне ра- с другой стороны, покупательная способность моей зарплаты
зумным, встречаются все же чаще, чем это иногда кажется соци- снизилась в несколько раз, я лишился возможности ездить в
ологам (пример ситуации, когда логично предположить, что другие города и приобретать любимые книги. Я совершенно не
латентный континуум "скрывается" за признаком "пол", при- доволен перестройкой.
веден в [Голофаст, 1981; Толстова, 1991]). Усреднение ответов респондента на вопрос об удовлетворен-
3) Проблема зависимости характера шкалы (точнее, исследо- ности указанными двумя сторонами перестройки вряд ли может
вательского понимания такого характера) от содержательных считаться корректным: нашему респонденту будет приписано
концепций социолога, его рефлексии по поводу свойств ис- среднее значение, говорящее о безразличии, в то время как "стра-
пользуемого инструмента измерения. схи кипят".
Тот тип шкал, который фактически используется, далеко не Выход — рассмотрение признака как некой многомерной ве-всегда совпадает с типом, отвечающим "физическому" способу личины, моделирование респондента как точки многомерного получения данных (определение фактически использующегося пространства. Отметим, однако, что в социологии, как прави-типа шкал и обоснование важности его изучения можно найти, ло, далеко не просто бывает ответить на вопрос о размерности например, в [Толстова, 1978а, б]). К примеру, он может зави- признака. Для получения такого ответа могут использоваться спе-сеть от цели исследования. Так, возраст вряд ли может рассмат- циальные методы, например многомерное шкалирование [Дэй-риваться как обычный количественный признак, если учесть, висон, 1988; Клигер и др., 1978, гл. 4; Интерпретация и ана-что соотношение 70 - 60 = 20 - 10 становится неверным, когда лиз...,1987, гл. 8; Торгерсон, 1972]. возраст интерпретируется как показатель социальной зрелости респондента [Толстова, 1991].