Файл: Ю. Н. Толстова измерение в социологии курс лекций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Stи оба имеют оди­наковую размерность, R2отвечает отношению S2с той же раз­мерностью, Rmотношению Sm.

Назовем гомоморфизмом такое отображение 21 в 23 (символи­чески — И:21 —► 23), при котором каждому объекту из Аставится в соответствие один элемент из В (разным элементам из А может отвечать один и тот же элемент из В)так, что для любого / какие­


то объекты из А вступают в некоторое отношение Я тогда и толь­ко тогда, когда их образы из Ввступают в отношение S..

Изоморфизм — частный случай гомоморфизма, отличается от последнего тем, что отображение А в В не только однозначно, но и взаимнооднозначно.

Пусть21 — ЭСО, а© — ЧСО. Шкалой будем называть гомомор­фное отображение к.21 —►ЯЗ.

Если А — это множество респондентов с заданными на нем отношениями равенства и порядка по росту, а В — множество натуральных чисел с заданными на нем обычными числовыми отношениями равенства и порядка и эмпирические отношения равенства и порядка ставятся нами в соответствие одноименным числовым отношениям, то осуществление гомоморфного ото­бражения из 21 в 23 обозначает, что каждому респонденту ставит­ся в соответствие некоторое число таким образом, что равным по росту респондентам отвечают одинаковые числа, более высо­кому респонденту отвечает большее число.

Преобразование φ называется допустимым преобразованием шка­лы, если из того, что к.21►© — шкала, следует, что к.21 —►23'= = < φ (В), SrS>тоже шкала. При этом к=φ » hсуперпо­зиция функций φ и И.Ее использование означает последовательное применение /гиф.

Отметим, что социологи часто негативно реагируют на ис­пользование терминов "изоморфизм" и "гомоморфизм" при опи­сании процесса измерения, считая их чисто математическими. Вряд ли такой подход правилен. Эти термины активно задей­ствованы в литературе по осмыслению понятия модели [Гастев, 1972] и процесса познания [Frey, 1969].

13.3.3. ТипологияшкалпоСтивенсу

Исходя из сказанного выше, будем отождествлять тип шкалы с совокупностью отвечающих ей допустимых преобразований.

Нетрудно понять, что допустимыми преобразованиями зна­комых нам номинальной, порядковой и интервальной шкал яв­ляются преобразования, указанные в табл. 13.1. Там же определе­ны допустимые преобразования пока не использованных нами шкал — разностей, отношений и абсолютной. Задав допустимые преобра­зования этих шкал, мы тем самым их определили.

Перейдем к вопросу о сравнении введенных типов шкал.

Назовем тип одной шкалы более высоким, чем тип другой, если совокупность допустимых преобразований первой шкалы включается в совокупность допустимых преобразований второй. Смысл такого определения ясен: принадлежащими к более вы­сокому типу мы считаем такие шкалы, для которых соответству-. ющие шкальные значения являются более устойчивыми, мень­ше могут "болтаться", т.е. больше похожи на настоящие числа. Ясно, что к более устойчивым шкалам можно применять боль­шее количество математических методов.

Если принять это определение, то между всеми типами шкал можно установить соответствующее отношение порядка. Но это отношение будет частичным. Нетрудно видеть, что несравнимы­ми оказываются шкалы отношений и шкалы разностей: ни одна из соответствующих совокупностей допустимых преобразова­ний не включается в другую.

Частично упорядоченное множество можно изобразить в виде математической решетки. Мы не будем строго определять это по­нятие. Надеемся, что читателю будет примерно ясно, о чем идет речь, если мы скажем, что в нашем случае эта решетка будет иметь вид, изображенный на рис. 13.1 (более высокому типу шкал отвечает более высоко расположенный прямоугольник).



Рис. 13.1. Частичноупорядоченноемножествотиповшкал, наиболеечастоиспользующихсявсоциологических

исследованиях
Заметим, что в рамках РТИ существуют и другие подходы к пониманию сравнимости разных типов шкал. Их описание мож­но найти в [Высоцкий, 1978].


13.3.4. Практическаявозможностьпостроенияшкал

Покажем, что все эти шкалы действительно нередко встреча­ются в социологических исследованиях. Будем надеяться, что от­носительно номинальных и порядковых шкал у читателя сомне­ний не возникает.

Наиболее типичные способы получения интервальной шка­лы фактически описаны выше. При обсуждении разных методов одномерного шкалирования мы анализировали, почему получа­ющиеся шкалы можно считать интервальными. Речь шла не о непосредственном построении гомоморфного отображения ЭСО в ЧСО. Более того, мы даже не задавались целью измерять те отношения, которые специфичны именно для интервальной шка­лы, — отношения равенства или порядка между интервалами (расстояниями). Вместо этого предполагалось, что для ЭС вы­полняется целая совокупность свойств, связанных в первую оче­редь с моделью восприятия. Эти свойства выражались в терминах используемой ЧС. Другими словами, мы прибегали к таким пред­положениям о характере ЭС, которые в п. 3.1 были названы дополнительными.

В литературе доказывается, что некоторые известные методы шкалирования позволяют получить шкалы разностей и шкалы отношений (например, это касается ряда методов парных срав­нений; примеры можно найти в [Суппес, Зинес, 1967]).

Можно привести и более естественные подходы к получению шкал двух последних типов. Мы имеем в виду привычные всем способы, опирающиеся на использование единицы измерения и на существование некоторого начала отсчета (эти способы ох­ватываются классификацией Стивенса).

Ясно, что в процессе измерения физических величин при фиксации начала отсчета и изменении единицы измерения мы получаем шкалу отношений. Пример — шкала весов: измерив веса каких-то предметов в килограммах, мы можем получить те же веса в центнерах, пудах, фунтах путем умножения первона­чальных весов всех предметов одновременно на подходящий мно­житель. А это и есть преобразование подобия.

Шкала разностей получается, например, в том случае, когда у нас фиксируется единица измерения, но может изменяться начало отсчета. Она реже встречается в реальной жизни. Но все же и здесь можно привести пример. У европейских народов воз­раст человека измеряется в годах от момента появления человека на свет из утробы матери. А в Монголии измерение возраста происходит по-другому. Чтобы получить "монгольский" возраст любого человека, надо к "европейскому" прибавить 9 месяцев. Перевод совокупности возрастов какой-либо совокупности людей из одной системы расчетов в другую — это преобразова­ние сдвига. Другими словами, мы имеем дело со шкалой разно­стей (если говорить не только о людях, но о
других животных с разными сроками беременности, то сдвиги будут различными).

Даже абсолютные шкалы встречаются в социологии, хотя на первый взгляд это кажется невероятным: ведь для этой шкалы числа являются полноценными числами, "прибитыми гвоздя­ми" к числовой оси, а мы уже не раз говорили, что числа мало пригодны для адекватного отображения интересующей социо­лога реальности.

Итак, примеры абсолютой шкалы. Во-первых, такую шкалу дают результаты счета. Предположим, что мы исследуем эффек­тивность изучения иностранного языка в зависимости от коли­чества учеников в группе. Ясно, что нашим измеряемым объек­там — группам — будут приписаны числа именно по абсолют­ной шкале: каждой группе будет поставлено в соответствие чис­ло ее членов и уж здесь замена, скажем, чисел 5 и 25 какими-либо другими будет лишена всякого содержательного смысла.

Во-вторых, социолог иногда пользуется так называемым из­мерением "по приказу", когда респондент по заданию социоло­га сам приписывает число себе или какому-либо объекту. Ти­пичным примером такого измерения является графическая оценка объектов, о которой мы говорили в п. 11.1 при обсуждении второй классификации Кумбса. Конечно, в такого рода данных мы можем весьма сомневаться. Но если уж мы идем на исполь­зование подобной оценки, то, значит, верим респондентам. В таком случае изменения получающихся чисел тоже выглядят не­допустимыми.


Глава 14. РЕПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ (РТИ) С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОЦИОЛОГИИ

Как мы уже отмечали, РТИ нельзя считать полностью отве­чающей потребностям социологии. В ней отсутствуют многие эле­менты, без которых невозможно создание теории социологи­ческого измерения. Это связано, по большому счету, с тем, что предметом ее изучения не являются ЭС. Ее утверждения исходят из того, что ЭС задана. А ведь для социолога определение вида ЭС — один из самых сложных вопросов. Кроме того, социологические ЭС далеко не всегда имеют свойства, хотя бы отдаленно похожие на свойства чисел. В данной главе мы подробнее рассмотрим, что может дать социологу РТИ. Прежде всего покажем, какова та по­лезная роль, которую может сыграть рассматриваемый формализм в социологическом исследовании, и чего в этом формализме со­циологу заведомо не хватает.
14.1. Основные задачи, решаемые РТИ
Начнем с перечисления тех полезных для социолога резуль­татов, которые содержатся в РТИ. Эти результаты сводятся к возможности решения следующих задач.

1. Доказательство существования шкал.

РТИ содержит много результатов, имеющих примерно такую формулировку: если ЭС обладает такими-то свойствами (при этом она может быть определена и не в виде ЭСО; в качестве "свойств" может выступать, например, требование адекватности одной из рассмотренных выше моделей восприятия), то ее можно гомо­морфно отобразить в ЧСО. Подобные утверждения, несомнен­но, могут быть весьма полезны. Другое дело, что упомянутое "если" может быть весьма проблематичным для социолога.

2. Определение степени единственности шкалы.
Обосновав возможность построения шкалы в рамках РТИ, обыч-
но показывают, с какой точностью определены получившиеся
шкальные значения. По существу это сводится к доказательству того, что получившаяся шкала является шкалой такого-то типа.

Подчеркнем, что именно в рамках РТИ было доказано, что с помощью ряда конкретных методов шкалирования получаются шкалы определенного типа. Это касается, например, многих ме­тодов парных сравнений, в частности тех, которые были рас­смотрены в п. 6.

3. Проблема адекватности математического метода и ее реше­ние в теории измерений.

Проблема адекватности является центральной для РТИ. Опи­санное выше стремление ученых к выработке четких представле­ний о том, что есть измерение в гуманитарных науках, было на­правлено в основном на решение вполне практической задачи — понять,