Файл: Ю. Н. Толстова измерение в социологии курс лекций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 337

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Построение шкалы начинается с формирования множества суждений, согласие или несогласие с которыми какого-либо рес­пондента предположительно говорит о его установке. Эти суж­дения нужны в качестве "реперных точек" строящейся шкалы: по тому, с какими из суждений респондент согласен, мы долж­ны определять, какова его установка. Естественно, для этого надо найти место каждого суждения на нашем континууме, или цену, вес этого суждения. Таким образом, построению искомой уста­новочной шкалы, в соответствии с предложениями Терстоуна, предшествует построение оценочной шкалы, причем в качестве оцениваемых объектов выступают упомянутые суждения.

Ясно, что прежде, чем начинать подбор суждений, необходи­мо четко представить себе, какое понимание установки мы ис­пользуем. Обычно считается (см., например, [Ядов, 1995]), что та модель поведения респондента, на которую опирается рассмат­риваемый метод шкалирования, включает в себя понимание ус­тановки как уровня напряженности позитивных и негативных чувств по отношению к объекту установки. Поведенческий, ког­нитивный, нормативный ее аспекты при этом опускаются. Если с этим согласиться, то расположение респондента в той или иной точке нашего континуума будет говорить о степени выраженнос­ти эмоциональной напряженности его отношения к предмету ус­тановки. Ниже мы позволим себе в качестве примеров использо­вать суждения, отражающие поведенческий ее компонент. В "оп­равдание" можно было бы заметить, что ответы на "поведенчес­кие" вопросы тоже часто говорят об эмоциональном отношении респондента к предмету установки. Но мы будем при использова­нии таких суждений опираться не только на подобное оправда­ние, но и на то, что наука в настоящее время не предлагает дос­таточно четких описаний того, что такое установка.

Для того чтобы продемонстрировать сложность рассматрива­емого вопроса и отмежеваться от его решения, опишем в двух словах историю развития понятия "установка"("аттитюд", как мы уже упоминали в п. 1.2, здесь мы не анализируем различие смыслов, вкладываемых в эти термины) в соответствии с изло­женным в работе [Андреева, 1994, с. 254—257].

После открытия феномена аттитюда в 1918 г. начался "бум" в его исследовании. В частности, последовал ряд предложений от­носительно методов измерения аттитюдов, были разработаны различные шкалы (как мы уже отмечали, пионером в этом про­цессе был Терстоун). Разработка методических средств стимули­ровала теоретический поиск как в области раскрытия функций установки, так и анализа ее структуры. (Заметим, что это под­тверждает значительную роль измерения в развитии социологии как эмпирической, так и теоретической.) Но затем, когда более глубоко были изучены и функции аттитюда, и его структура, возник определенный скептицизм в отношении к изучению этого явления. Он был вызван в первую очередь наблюдением проти­воречия между аттитюдом и реальным поведением. И, несмотря на то, что исследовательская работа соответствующего плана далее все же продолжалась, исчерпывающих объяснительных моделей создать так и не удалось. До сих пор не может считаться решен­ным вопрос и о соотнесении друг с другом разных компонентов установки. Все это, на наш взгляд, не позволяет дать однознач­ного ответа на вопрос о том, какого рода суждения должны быть задействованы при построении установочной шкалы Тер­стоуна, равно как и вообще о потенциальных возможностях ис­пользования этой шкалы в социологических исследованиях.


Итак, позволим себе использование суждений, говорящих о поведенческом компоненте установки. Скажем, изучая отноше­ние студентов к учебе на социологическом факультете, можно говорить о суждениях типа: "Перед сном я всегда читаю книгу по социологии", "Я поступил на социологический факультет только потому, что на этом настаивала мама" и т.д. Но в соответствии с традицией ниже все же в основном будем говорить об эмоцио­нальной окрашенности установки.

Суждения должны составляться на базе собственного опыта исследователя, чтения литературы, бесед с потенциальными респондентами и т.д. Количество таких суждений может быть не­сколько сот. Они должны удовлетворять естественным условиям. Так, В.А.Ядов выделяет следующие требования: среди этих суж­дений не должно быть таких, которые не имеют отношения к измеряемой установке или с которыми могут согласиться люди, придерживающиеся противоположных взглядов; суждения дол­жны быть однозначны и понятны; должны выражать сиюминут­ную психологическую установку, которая не должна смешиваться с отношением человека к тому же объекту в прошлом.

С точки зрения анализа используемой в рассматриваемом под­ходе геометрической модели важно отметить следующее. Посколь­ку суждения сопоставляются нами с эмоциональным "накалом" установок респондентов, то можно говорить о расположении этих суждений на той же прямой, на которую мы хотим поме­стить респондентов. И в качестве одного из требований, предъяв­ляемых к суждениям, выступает то, что эти суждения должны более или менее равномерно располагаться вдоль нашей прямой. Другими словами, для каждого потенциального респондента должно найтись место на оси, т.е. суждение, с которым он мо­жет согласиться. Это означает что среди наших суждений должны быть такие, которые говорят о положительном отношении к предмету установки, отрицательном, нейтральном и т.д.

Конечно, формируя суждения, исследователь имеет представ­ление о том, в каком месте психологического континуума каж­дое из них находится. Но судит он об этом весьма приблизитель­но. И вряд ли на это можно положиться как для того, чтобы обеспечить равномерную заполненность континуума, так и, са­мое главное, для того, чтобы адекватно определить места рес­пондентов на этом континууме.

Чтобы более или менее точно найти место расположения каж­дого суждения, требуется решить еще несколько довольно не­простых задач, носящих психологический характер. Обсудим это более подробно, обратив в первую очередь внимание на два обстоятельства.



Во-первых, оценка исследователя совсем необязательно со­впадает с оценками респондентов, а в данном случае нам, веро­ятно, важнее мнение последних.

На примере покажем, что указанное несовпадение действи­тельно может иметь место (как известно, проблема взаимопо­нимания исследователя и респондента стоит в любом социоло­гическом исследовании; в каждой реальной ситуации она, во­обще говоря, по-своему конкретизируется и решается).

Однажды нам пришлось столкнуться с такой конкретной си­туацией. Среди суждений, составленных для измерения установ­ки студентов по отношению к учебе, было такое: "Я не пропус­каю ни одной лекции". Мы были уверены в том, что это суждение отвечает сугубо положительному отношению к учебе. Однако, как показало изучение мнений студентов, многие из них с этим не были согласны. Причиной такого, казалось бы, странного мнения послужила своеобразная обстановка, сложившаяся на рассматри­ваемом факультете. Дело в том, что среди преподавателей факуль­тета были такие, которых студенты считали недостаточно компе­тентными. По-настоящему увлеченные наукой студенты не ходи­ли на лекции этих преподавателей, считали, что они получат боль­ше пользы, если то же время проведут, скажем, в библиотеке. Посещение этих лекций каким-либо респондентом, с точки зре­ния многих студентов, означало как раз недостаточную вовлечен­ность этого респондента в процесс освоения социологии.

Таким образом, мнения исследователя и тех респондентов, ус­тановку которых он в конечном итоге должен измерить, могут не совпадать. Для нас же, как мы уже отметили, будет более важно то, что думают потенциальные респонденты, а не исследователь.

Во-вторых, выраженный однократной оценкой взгляд одного человека, даже хорошо знающего изучаемую ситуацию, нельзя считать беспрекословным. (Это будет подтверждено ниже обсуж­дением вопроса о плюралистичное™ мнения каждого человека.)

Учитывая эти обстоятельства, Терстоун предложил осуще­ствлять требующиеся оценки суждений на базе специальным об­разом организованного экспертного опроса, к описанию кото­рого мы и переходим.
5.1.2. Опросэкспертов
В качестве совокупности экспертов (судей), мнение которых должно послужить основой для определения места суждений на нашем континууме, Терстоун предложил брать несколько десят­ков наиболее типичных представителей изучаемой совокупности респондентов и считать, что искомые веса суждений — это усред­ненные оценки, данные суждениям выбранными экспертами.


Поясним, как в таком случае будут учитываться сформулиро­ванные выше нюансы.

Прежде всего подчеркнем, что экспертами ни в коем случае не должны быть эксперты в общепринятом смысле — скажем, в нашем примере с изучением отношения студентов к учебе — специалисты в области проблем молодежи. Никакие специалис­ты не вскроют нам ситуацию вроде той, которая сложилась в описанном исследовании с интерпретацией суждения "Я не про­пускаю ни одной лекции". Опираясь на мнение таких специали­стов, мы имеем шанс ошибиться, оценивая установку респон­дентов. По той же причине не может выступать в качестве экс­перта и сам исследователь.

Ясно также, что эксперты должны хорошо репрезентировать изучаемую совокупность респондентов.

Как известно, понятие репрезентативности выборки в соци­ологии является довольно сложным, отнюдь не всегда совпадаю­щим с соответствующими математико-статистическими пред­ставлениями. Коротко опишем, как оно должно пониматься в рассматриваемом случае.

Как мы отмечали, в нашей совокупности не должно быть таких респондентов, которые не нашли бы среди предлагаемых сужде­ний таких, с которыми они согласились бы. Полагая, что это усло­вие выполняется, мы неявно используем положение о том, что оценка любого рассматриваемого суждения, которую может дать любой потенциальный респондент, хорошо репрезентируется сред­ним значением оценок, данных этому суждению экспертами. Ясно, что это в свою очередь должно опираться на положение, что наши респонденты воспринимают суждения так же, как эксперты. Это, в частности, обозначает, что используемый нами психологичес­кий континуум, отвечающий спектру эмоциональной настроен­ности респондента по отношению к объекту установки, является общим для представлений и респондентов, и экспертов.

Ниже, опираясь на сказанное, мы часто будем использовать термины "эксперт" и "респондент" как синонимы, надеясь, что это не приведет к недоразумению.

Итак, мы должны опросить респондентов, чтобы узнать их мнение относительно местоположения суждений на числовой оси. Но само понятие "мнение совокупности респондентов" в рассмат­риваемом случае может оказаться весьма неопределенным, так как разные респонденты могут думать по-разному. Здесь мы сталкива­емся с еще одной принципиальной методической проблемой, вста­ющей практически в любом социологическом исследовании, — проблемой однородности изучаемого множества респондентов (под­робно понятие однородности для широкого класса социологичес­ких задач проанализировано нами в [Толстова, 1986]).


В данном случае решение проблемы однородности сводится к отбору только таких суждений, относительно которых респон­денты думают (в интересующем нас плане) примерно одинако­во. Тогда их мнение оказывается возможным усреднить каким-либо из известных в статистике способов, а результат усредне­ния естественно рассматривать как цену суждения. При большом же разбросе мнений респондентов усреднение может стать бес­смысленным. Опишем, как практически отбираются суждения и рассчитывается цена каждого.

Исследователь собирает экспертов, дает им по пачке карто­чек, на каждой из которых написано одно из суждений, и пред­лагает разложить эти карточки по 11 ячейкам (ячейки могут быть организованы, например, с помощью разложения на столе пе­ред экспертом карточек с числами от 1 до 11 для обозначения места каждой из них). В первую ячейку предлагается положить те суждения, Которые отвечают максимально положительному от­ношению человека к предмету установки (другими словами, таким отношением должен обладать респондент, согласившийся с этим суждением), в 11-ю ячейку — суждения, отвечающие максимально отрицательному отношению к предмету установ­ки, в 6-ю ячейку — суждения, отражающие нейтральное отно­шение к тому же предмету, и т.д.

При организации опроса необходимо избегать ошибок, час­то встречающихся при практическом построении шкалы Тер­стоуна: эксперты не должны отражать в разложении карточек собственное согласие или несогласие с тем или иным суждени­ем, равно как и свое мнение о том, истинно это суждение или нет. Кроме того, нельзя ранжируемые суждения представлять экспертам в виде единого списка на листе бумаги с предложени­ем проставить около каждого из них соответствующий ранг. На­стоящее ранжирование, не искажающее истинного мнения рес­пондентов, может быть осуществлено только в процессе разло­жения карточек. Скажем, на каком-то этапе исследования экс­перт положил суждение