Файл: Доклад на одну из предложенных тем доклад Взаимоотношения супругов в период развода.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, развод состоялся: нужно помнить о том, что семья для детей и взрослых значит совершенно разное. Взрослые создают семью сами, это их выбор их решение. Они стремятся к совместной жизни и начинают ее. Для ребенка все это - предыстория его существования, что-то, что было давно и не могло быть иначе. И если для взрослых развод - это болезненное, малоприятное, порой драматическое переживание, то для ребенка расставание родителей - это разрушение среды обитания. Для разводящихся гамма чувств изменяется от полной депрессии до ощущения полета и долгожданного освобождения. Дети же во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых. Так если мать воспринимает происходящее как страшную трагедию, скорее всего, аналогично будет чувствовать себя и ребенок. С этой точки зрения, по мнению психолога-консультанта Ю. Е. Алешина, родителям, по крайней мере, ради ребенка не следует фиксироваться на негативных аспектах переживаемой ситуации. Факты неумолимо свидетельствуют о том, что наибольший вред вашим детям наносит не сам развод, а последние несколько лет вашей неблагополучной семейной жизни. Однако дети тоже полностью не свободны от воспоминаний. Они могут быть причиной старых обид; они часто принимают сторону того или иного родителя. Их верность разрушена. Часто они вынуждены жить не с тем родителем, чью сторону они занимали. Для детей переживания меняются от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением родителей.

Нейтрализация негативного влияния развода - цель социальной работы с семьями в ситуации развода. Для ее достижения требуется комплексное применение таких социальных технологий, как диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, терапия, коррекция, консультирование, посредничество. Таким образом, можно сделать выводы о том, что:

- супружеские разводы негативно влияют на разводящихся, их семьи и общество в целом;

- существует объективная необходимость в осуществлении профилактической деятельности по предотвращению супружеских разводов;

- социально-педагогическим службам целесообразно осуществлять деятельность по профилактике разводов.

Заключение

Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей: в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи - это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье. Неудачу в браке во многом предопределяют ошибки в выборе партнера: избранник в реальности либо не обладает необходимыми личностными чертами, либо совокупность его психофизиологических особенностей, взглядов и ценностей не соответствует представлениям и потребностям избирающего. Разочарование может наступить независимо от того, что партнер обладает множеством положительных качеств. Очень важно, чтобы муж и жена подходили друг другу по биологическим и нравственным факторам, отражающим различные аспекты воспитания, политические, культурные, религиозные взгляды, а также, чтобы партнеры терпимо относились к особенностям друг друга.


В благополучной семье всегда есть ощущение сегодняшней и завтрашней радости. Для того чтобы сохранить его, супругам необходимо оставлять плохое настроение и неприятности за порогом дома, а, приходя домой, приносить с собой атмосферу приподнятости, радости и оптимизма. Если один из супругов находится в плохом настроении, другой должен помочь ему избавиться от угнетенного психического состояния. В каждой тревожной и печальной ситуации нужно попытаться уловить юмористические нотки, посмотреть на себя со стороны; в доме следует культивировать юмор и шутки. Если наваливаются неприятности, надо не пугаться, а попытаться спокойно сесть и последовательно разобраться в их причинах.

Если в прошлом развод интерпретировали отрицательно, то в настоящее время он оценивается как неоднозначное явление в жизни семьи. С одной стороны, это – ненормативный кризис семьи, результат накопившихся семейных дисфункций, которые делают совместную жизнь супругов невозможной. С другой стороны, ни один психически здоровый и психологически благополучный человек не вступает в брак для того, чтобы развестись, оставить детей без родителей, обречь людей на одиночество. Сегодня возможность расторжения брака рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганизации ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре оказывается невозможным.


II. Практические задания

1. Прочитайте работу В. Сатир «Как строить себя и свою семью» Представьте схему функционирования систем в неблагополучных и гармоничных семьях (по В. Сатир).

Фактор

Благополучная семья

Неблагополучная семья

1. Самооценка

Высокая самооценка у всех членов семьи

Низкая самооценка

2.Коммуникация

Честная, открытая, ясная, адекватная, прямая

Нечестная, запутанная, неопределенная, неадекватная

3. Семейная система

Правила гибкие, меняющиеся при необходимости. Полная свобода любых обсуждений, допускается автономность

Правила скрытые, жесткие, неизменные. Мелочная опека и контроль. Запреты на любые обсуждения

4. Социальные связи

Многообразие социальных связей, семья открыта для внешних контактов

Страх перед социумом, закрытость, отсутствие социальных связей (либо заискивание перед социумом)

2. Разработайте психологические рекомендации по управлению и разрешению супружеского конфликта (можно на основе конкретного случая).

Стратегии выхода из конфликта:

1)стратегию «конфронтации». Данный вариант выхода из конфликт ной ситуации характеризуется нежеланием супругов принимать во внимание позицию каждого из них. Такая ситуаций ведет к накоплению раздражения, личным оскорблениям, угрозам, а иногда и к рукоприкладству.

2)«уход» от решения возникших противоречий. В целом такой прием нельзя признать правильным, так как развязка лишь оттягивается, а конфликт остается, однако появляется время для обдумывания возникшей ситуации, причин разногласий и окончательного принятия решения.

3)«сглаживание» конфликта. Нередко такой вариант выхода из конфликта позволяет снять напряженность, добиться нормальных отношений.

Но это получается далеко не всегда.

4)стратегия «приспособления». Данный исход конфликта характеризуется волевым навязыванием такого решения конфликтной ситуации, которое устраивает лишь одного из супругов (очень часто инициатора конфликта) и приспособлением другого. Такой авторитарный прием имеет самые неблагоприятные последствия: ущемляются права одного из партнеров, унижается его достоинство, достигается внешнее благополучие, а на самом деле в любой момент может наступить кризис


3. Подберите «батарею» методик по диагностике супружеских отношений, представьте список этих методик.

1. Опросник «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.

2. Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.

3. Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.

4. Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е. М.Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.

5. Методика «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное — неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.

6. Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман) дает возможность выявить взгляды человека по десяти сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии: 1) отношение к людям; 2) альтернатива между чувством долга и удовольствием; 3) отношение к детям; 4) ориентация на преимущественно совместную или преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или зависимость супругов друг от друга; 5) отношение к разводу; 6) отношение к любви романтического типа; 7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни; 8) отношение к «запретности секса»; 9) отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи; 10) отношение к деньгам.

7. Опросник «Интересы — досуг» (Т.М.Трапезникова) выявляет соотношение интересов супругов, меру их согласия в формах проведения досуга.

8. Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т.Л.Романова) предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности—неудовлетворенности, а также согласования—рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре.


9. Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Е.Алешина, Л.Я.Гозман) дает возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.

10. Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС) (Э. Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкис) облегчает диагностику отклонения семьи от конструктивного направления. 10 методик для исследования проблем семьи: Тесты и опросники для диагностики супружеских отношений.

4. Проведите диагностику по методике «Реакция супругов конфликт» (А.С. Кочарян, Г.С. Кочарян, А.В. Киричук) (Приложение А) с несколькими испытуемыми, проанализируйте результаты и представьте их (количественный и качественный анализ).

III. Выберите 1-2 ситуации, проанализируйте их, выскажите свое мнение с позиции будущего психолога-консультанта, используя теоретические знания.

Ситуация 4

«Володя, ты хотя бы когда-нибудь поговорил со мной. Сказал что-нибудь хорошее. Не слышу от тебя добрых слов, и жизнь кажется тусклой, безрадостной. Я для тебя в последнее время вроде как мебель в квартире, как нечто неодушевленное…» «Валюша, ты точно сегодня не с той ноги встала. Причем здесь мебель? Ты же для меня самый дорогой человек. А что речей пламенных не произношу, так это вы, педагоги, ораторствовать любите, а мы, инженеры, - молчуны большей частью». «Ничего, до свадьбы, Володенька, ты ой как речист был, когда меня от Вадима отбивал: стихи писал, раз по 10 в день в любви признавался». «Странная ты, Валюха, какаято, не могу же я все время только о любви говорить. Ведь мы с тобой не мальчик с девочкой. А что я тебя люблю, можешь быть уверенной. Не любил бы – давно ушел. Ясное дело!» «Ах, Володя, так ты ничего и не понял». - Что же все-таки не понял Володя? Какие проблемы могут возникнуть у семьи в последующем? Каким вам видится выход из создавшейся ситуации?

Ответ:

Исходя из претензий Татьяны супругу, понятно, что явный локус ее жалоб находится в плоскости недостатка эмоционального тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, коммуникативные проблемы. Имеется недовольство супругом в связи с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения в браке. Неявный, скрытый локус претензий супруги, может также затрагивать вопрос сексуальных отношений и недовольство Татьяны супругом в этой сфере. Хотя, вероятно, секс для Татьяны является больше продолжением душевной и эмоциональной близости, которой ей не хватает в текущей стадии супружеских отношений. Можно предположить, что причиной заострения внимания Татьяны мог являться дефицит чувственных эмоциональных и телесных аспектов родительско-детских отношений в ее детстве, который она пыталась компенсировать в добрачных и брачных отношениях с Владимиром. Ей нравилось привлекать внимание, возможно, провоцировать ревность («отбивал от Вадима»), чтобы стимулировать ухаживание будущего супруга, добиваться от него ярких проявлений чувств. В целом, поведение Татьяны довольно инфантильно, она регрессирует до привычных «детских» моделей, которыми, вероятно, с тем или иным успехом пользовалась в детстве: это детско-романтический тип брачного партнера. Жена может иметь демонстративную акцентуацию личности (провоцирующий стиль речи, потребность в восхищении) или истероидный радикал.