Файл: Программа дисциплины Цифровая экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 910

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


14. Согласно данным исследования TAdviser и «Крок», почти все компании из промышленной, нефтегазовой, горнодобывающей, энергетической отраслей России интересуются и экспериментируют с технологиями VR/AR. Специалисты считают, что устройства дополненной реальности больше подходят для оптимизации производственных процессов. Как можно аргументировать эту позицию?

15. Какие существуют различия между дополненной, виртуальной (virtual reality, VR) и смешанной (mixed reality, MR) реальностями? В чем преимущества каждой технологии?

16. Многим производителям известны жёсткие условия конкурсных торгов, где приходится сильно понижать свою прибыль. Дополненная реальность может служить не только для нужд собственного производства, но и для создания товара с уникальными свойствами. Многие продукты требуют от пользователя некоторых усилий, чтобы в нём разобраться и использовать. Если убедить клиента включить требования по наличию такой интерактивной справке в дополненной реальности у поставляемого товара, то производитель получит прямое конкурентное преимущество и гарантию победы.

17. В чем преимущества таких инструментов бережливого производства как JIT (Just-In-Time) и вытягивающее поточное производство («pull production»)?

18.Назовите и опишите угрозы информационной безопасности по аспекту информационной безопасности, на который направлены угрозы.

19. 99% кибератак были бы невозможны без вмешательства и/или неосознанного участия людей. Люди являются основной уязвимостью компьютерной безопасности, слабым звеном. В в спец.докладе 2020 года были названы 7 главных угроз кибербезопасности: социальная инженерия, вымогательство. Продолжите список и раскройте сущность каждой из них.

20. Некоторые исследователи считают, что первично изменение подхода работодателей к найму, а цифровые технологии — вторичны, но большинство экономистов с таким подходом не согласятся, указав, что все наоборот — сначала была цифровизация, изменение технологии, а потом изменения на рынке труда. О какой экономике идет речь? В чем ее особенности?
Семестр 3 - Экзамен

Задания 1-го типа


  1. Электронная коммерция: понятие и основные разновидности.

  2. Понятие big data. Новые подходы к накоплению и обработке данных в экономике и финансах на микро- и макроуровнях.

  3. Открытые данные компьютерных поисковых систем и социальных сетей. Google Trends. YandexWorstat.

  4. Проблема создания и размещения дата-центров.

  5. Интернет вещей, подключенный (умный) дом и умные города (автомобили без водителя).

  6. Большие данные и принятие решений. Искусственный интеллект.

  7. Робототехника и 3-D печать.

  8. Биотехнологии и решение экологических проблем в цифровой экономике.

  9. Платформенные технологии в развитии цифровой экономики. При-знаки и преимущества платформ.

  10. Проблемы функционирования и факторы развития платформ. Эффекты платформ.

  11. Платформы как бизнес-инструменты. Платформы для платформ.

  12. Электронное правительство и электронные государственные услуги.

  13. Понятие экосистемы, уровни экосистемы и организационные формы экосистем. Гибридная модель как основная модель для экосистемы.

  14. Российские экосистемы, формирующиеся на основе банков и биг-техов.

  15. Платформы и экосистемы - как прогрессивная форма бизнес-модели.

  16. Технологии распределенных реестров, большие данные, искусственный интеллект. Системы распределенного реестра.

  17. Новые производственные технологии. Виртуальные технологии, технологии дополненной реальности.

  18. Сферы применения сквозных технологий (криптовалюты, ин-теллектуальное управление, "смарт-сити" и т.п.).

  19. Распределенные вычисления и хранилище данных (облачное хранение).

  20. Сущность понятий «электронная торговля» и «электронная коммерция.

  21. Преимущества электронной торговли как формы организации бизнеса. Составляющие электронной торговли (участники, процессы, сети) и их краткая характеристика.

  22. Электронные платежные системы, и назначение и классификация.

  23. Классификация схемы платежей. Кредитные и дебетовые схемы.

  24. Классификация моделей электронных платежей.

  25. Рассмотрите рыночные сегменты В2В, В2С, С2С и др.



Задания 2-го типа


  1. Объясните, почему в цифровой экономике возникает проблема открытости бизнеса?

  2. В чем, на Ваш взгляд, состоит главное отличие внутренней платформы от внешней? Приведите примеры внутренней и внешней платформы.

  3. Какие проблемы потребителей решают внешние платформы?

  4. В чем, на ваш взгляд, заключается специфика платформенного мышления современных руководителей?

  5. Какую роль играют технологии электронной коммерции в эволю- ции новых рынков?

  6. Постарайтесь привести пример использования Интернета вещей по каждой сфере жизнедеятельности человека.

  7. Сравните nowcasting и forecasting: в чем их сходство и различие?

  8. Перечислите и опишите цифровые каналы передачи данных.

  9. Назовите преимущества и недостатки интернет-магазина по сравнению с традиционным магазином.

  10. Приведите примеры правонарушений в сфере электронной коммерции.

  11. Какую роль играют технологии электронной коммерции в эволю- ции новых рынков?

  12. Какие модели организации e-коммерции подходят наилучшим образом под разные рыночные сегменты?

  13. Что такое data lake ? Как они работают? Чем озера данных отличаются от обычных баз данных?

  14. Чем опасны data lake? Опишите способы преодоления этих опасностей?

  15. Структуру полной платформы цифровой экономики составляют экосистема потребителя, экосистема производителя и коммуникативное ядро. Могут ли эти элементы существовать отдельно друг от друга? Если да, приведите примеры.

  16. Какова структура полной платформы цифровой экономики. Приведите примеры полных платформ.

  17. Как могут быть классифицированы большие экономические данные?

  18. Охарактеризуйте возможные изменения в функционировании финансовой системы под влиянием блокчейна?

  19. Опишите различия между традиционным промышленным предприятием и умной фабрикой.

  20. Перечислите и опишите виды электронной коммерции.

  21. Опишите основные последние тренды на рынке онлайн-торговли.

  22. Опишите основные преимущества электронных платежных систем.

  23. Что такое озера данных и почему в них дешевле хранить big data?

  24. Шеринг, или совместное использование чего-либо, постепенно распространяется и в нашей стране. Обоснуйте преимущества шеринга и приведите два-три примера использования шеринга.



Задания 3-го типа

  1. Вы выбираете банк для обслуживания и хотите выбрать надежный банк с самыми низкими тарифами. В вашем городе несколько десятков банков. Ваши действия?

  2. Вам нужно проанкетировать несколько сотен своих клиентов по поводу их мнения о вашем товаре. При помощи каких цифровых технологий это лучше сделать?

  3. Американские исследователи утверждают, что многие виды цифрового бизнеса, например, Uber, Airbnb и др., легко копировать. Что могут делать такие компании для создания и поддержания своих конкурентных преимуществ? Предложите один-два способа формирования конкурентных преимуществ цифровыми компаниями типа Uber.

  4. Сравните любую пару бизнес-моделей Freemium, Free-to-Play, Full-Crowdsourcing, Donation, Print- on-Demand.

  5. В рамках технологии больших данных развивается направление аналитики. К какому из ее разделов Вы отнесете раздел «Возможно Вы их знаете» в сети Facebook?

а) дескриптивная аналитика;

б) прогнозная аналитика;

в) предписывающая аналитика;

г) аналитика, связанная с распознаванием образов.

  1. Какая сеть представлена на рисунке? Какими свойствами она характеризуется? Как эти свойства используются в экономике? Что такое Peer2Peer?





  1. Блокчейн по своей природе гораздо более удобен для продавцов или для покупателей? Свое мнение аргументируйте.

  2. Опишите и приведите примеры компаний четырех основных типов моделей электронной коммерции: B2C, (B2B, C2C, C2B.

  3. Назовите и опишите достоинства и преимущества интернет – платежей.

  4. Бизнес отходит от моделей B2B и B2С и переходит на принципиально новый путь — D2C? Чем это объясняется? В чем преимущества этой модели?

  5. Тенденция развития e-commerce ведет к тому, что бизнес отказывается от стратегии привлечения новых потребителей. С чем это связано? Какие платформы нужны в этом случае?

  6. Артем из Москвы посмотрел 3 минуты на сайте магазина бытовой техники ХХХ, участника Xmail (модуль экосистемы Flocktory) раздел Телевизоры и ушел. Магазин ХХХ не хочет терять Ивана и готов предложить ему промокод на скидку 300 руб. на завершение покупки. Как он это сделает, используя преимущества модуля?

  7. Главный страх пользователей, которые не решаются на онлайн-покупку, не угадать с цветом, размером, формой товара и потратить зря деньги, время на ожидание доставки. Какая технология помогает решить данную проблему? Какие компании уже используют эту технологию?

  8. Приведите примеры трех типов цифровых платформ: модель «цифрового двойника», платформа-интегратор и многосторонняя платформа. Каково предназначение каждого типа?

  9. Один из признаков классификация типологии цифровых платформ – способ монетизации. Назовите эти способы и приведите примеры платформ, использующих эти способы.

  10. Быстрое укрепление доминирующего положения крупнейших цифровых гигантов (Google, Facebook и др.) на рынке объясняется тремя основными факторами, один из которых сетевой эффект. Назовите и опишите суть двух других факторов.

  11. Какие модели организации e-коммерции подходят наилучшим образом под разные рыночные сегменты? Аргументируйте свой ответ и приведите примеры.

  12. Опишите преимущества и недостатки облачного хранилища данных.Что такое гибридное облако?

  13. Охарактеризуйте основные операционные риски экономических агентов, связанные с большими данными и способы их преодоления.

  14. Назовите и опишите основные сферы взаимоотношений модели «электронное правительство». Каковы аргументы против программ внедрения электронного правительства?