ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 916
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения данной дисциплины используются такие виды учебной работы, как лекция, лабораторный практикум, а также различные виды самостоятельной работы обучающихся по заданию преподавателя, направленные на развитие навыков использования профессиональной лексики, закрепление практических профессиональных компетенций, поощрение интеллектуальных инициатив.
Методические указания для обучающихся при работе над конспектом лекций во время проведения лекции
Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера.
В процессе лекций рекомендуется вести конспект, что позволит впоследствии вспомнить изученный учебный материал, дополнить содержание при самостоятельной работе с литературой, подготовиться к зачету с оценкой.
Следует также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
Любая лекция должна иметь логическое завершение, роль которого выполняет заключение. Выводы по лекции подытоживают размышления преподавателя по учебным вопросам. Формулируются они кратко и лаконично, их целесообразно записывать. В конце лекции, обучающиеся имеют возможность задать вопросы преподавателю по теме лекции.
Методические указания для обучающихся по выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы выполняются в соответствии с учебным планом при последовательном изучении тем дисциплины.
Порядок проведения практикума.
Получение задания и рекомендаций к выполнению практикума.
Настройка инструментальных средств, необходимых для выполнения практикума (при необходимости).
Выполнение заданий практикума.
Подготовка отчета о выполненных заданиях в соответствии с требованиями.
Сдача отчета преподавателю.
В ходе выполнения практикума необходимо следовать технологическим инструкциям, использовать материал лекций, рекомендованных учебников, источников интернета, активно использовать помощь преподавателя на занятии (при необходимости).
Требования к оформлению результатов практикумов (отчет)
При подготовке отчета: изложение материала должно идти в логической последовательности, отсутствие грамматических и синтаксических ошибок, шрифт Times New Roman, размер – 14, выравнивание по ширине, отступ первой строки – 1,25, междустрочный интервал – 1,5, правильное оформление рисунков (подпись, ссылка на рисунок в тексте).
При подготовке презентации: строгий дизайн, минимум текстовых элементов, четкость формулировок, отсутствие грамматических и синтаксических ошибок, воспринимаемая графика, умеренная анимация.
Методические указания для обучающихся по подготовке к тестированию
Тестирование – особая форма проверки знаний. Проводится после освоения одной или нескольких тем и свидетельствует о качестве понимания основных понятий изучаемого материала. Тестовые задания составлены к ключевым понятиям, основным разделам, важным терминологическим категориям изучаемой дисциплины.
Для подготовки к тесту необходимо знать терминологический аппарат дисциплины, понимать смысл научных категорий и уметь их использовать в профессиональной лексике.
Владение понятийным аппаратом, включённым в тестовые задания, позволяет преподавателю быстро проверить уровень понимания студентами важных методологических категорий.
Методические указания для обучающихся по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа обучающихся направлена на самостоятельное изучение отдельных тем/вопросов учебной дисциплины.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, ее объем по дисциплине определяется учебным планом.
При самостоятельной работе обучающиеся взаимодействуют с рекомендованными материалами при минимальном участии преподавателя.
Работа с литературой (конспектирование)
Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Изучая материал по учебной книге (учебнику, учебному пособию, монографии, и др.), следует переходить к следующему вопросу только после полного уяснения предыдущего, фиксируя выводы и вычисления (конспектируя), в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода.
Особое внимание обучающийся должен обратить на определение основных понятий курса. Надо подробно разбирать примеры, которые поясняют определения. Полезно составлять опорные конспекты.
Выводы, полученные в результате изучения учебной литературы, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы при перечитывании материала они лучше запоминались.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса.
Вопросы, которые вызывают у обучающегося затруднение при подготовке, должны быть заранее сформулированы и озвучены во время занятий в аудитории для дополнительного разъяснения преподавателем.
Навигация для обучающихся по самостоятельной работе в рамках изучения дисциплины
Наименование темы | Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение | Формы самостоят. работы | Форма текущего контроля |
Тема 1. Информация как производительная сила современного общества. Модели информационной экономики. | Новые экономические законы. Модели информационной экономики. Субъектно-объектная модель информационного общества. Система информационной экономики. | Работа с литературой, включая ЭБС, источниками в сети Internet Подготовка к лабораторному практикуму | Защита отчета по Лабораторному практикуму |
Тема 2. Индустрия 4.0 как новая концепция организации производственной деятельности | Прогнозные значения эффектов от внедрения технологий Индустрии 4.0 в России. Четвертая промышленная революция и информационная глобализация. | Работа с литературой, включая ЭБС, источниками в сети Internet Подготовка к лабораторному практикуму | Защита отчета по Лабораторному практикуму |
Тема 3. Цифровая экономика: сущность и эволюция развития в системе информационной экономики. | Цифровая экономика в контексте теорий постиндустриального, ин-формационного и сетевого общества. Развитие теории цифровой экономики в XXI в. Становление цифровой экономики: цифровые "волны". | Работа с литературой, включая ЭБС, Ресурсами информационно-коммуникационной сети «Интернет» Подготовка к лабораторному практикуму | Защита отчета по Лабораторному практикуму |
Тема 4. Технологические основы цифровой экономики. Цифровая трансформация. | Нейротехнологии и искусственный интеллект. Квантовые технологии. Компоненты робототехники и сенсорика. Технологии беспроводной связи. | Работа с литературой, включая ЭБС, Ресурсами информационно-коммуникационной сети «Интернет» Подготовка к лабораторному практикуму | Защита отчета по Лабораторному практикуму |
Тема 5. Современная институциональная среда как базис формирования новых моделей бизнеса. Институты цифровой экономики | Институциональная трансформация системы образования в условиях цифровой экономики. | Работа с литературой, включая ЭБС, Ресурсами информационно-коммуникационной сети «Интернет» Подготовка к лабораторному практикуму, подготовка к тестированию | Защита отчета по Лабораторному практикуму Тест |
Тема 6. Влияние цифровой трансформации на рыночную экономику | Распространение новых форм экономической деятельности и экономических отношений в мировой экономике. | Работа с литературой, включая ЭБС, Ресурсами информационно-коммуникационной сети «Интернет» Подготовка к лабораторному практикуму | Защита отчета по Лабораторному практикуму |
Тема 7. Функции государства и правовое обеспечение перехода к цифровой экономике. | Основные направления и проблемы регулирования цифровой экономики в РФ. | Работа с литературой, включая ЭБС, Ресурсами информационно-коммуникационной сети «Интернет» Подготовка к лабораторному практикуму | Защита отчета по Лабораторному практикуму |
Тема 8 Цифровая безопасность и цифровые риски. Цифровая безопасность в экономике и финансах | Современные способы идентификации в системах электронных платежей. | Работа с литературой, включая ЭБС, источниками в сети Internet Подготовка к лабораторному практикуму | Защита отчета по Лабораторному практикуму |
Тема 9. Оценка эффективности цифровой трансформации экономики | | Работа с литературой, включая ЭБС, источниками в сети Internet Подготовка к лабораторному практикуму | Защита отчета по Лабораторному практикуму |
Тема 10. Развитие цифровой экономики в мире | Показатели развития цифровой экономики в ведущих развитых и развивающихся странах. Особенности и потенциал развития цифровой экономики в ведущих развитых и развивающихся странах. | Работа с литературой, включая ЭБС, источниками в сети Internet Подготовка к лабораторному практикуму, подготовка к тестированию | Защита отчета по Лабораторному практикуму Тест |
Тема 11. Большие данные в экономике и финансах. | Базовые процедуры и техники обработки больших данных: простейшие методы машинного обучения (machine learning) и предиктивная аналитика. Операционные риски экономических агентов, связанные с большими данными. | Работа с литературой, включая ЭБС, Ресурсами информационно-коммуникационной сети «Интернет» Подготовка к лабораторному практикуму | Защита отчета по Лабораторному практикуму |
Тема 12. Платформенные цифровые решения в экономике | Основные риски развития платформенной экономики. | Работа с литературой, включая ЭБС, Ресурсами информационно-коммуникационной сети «Интернет» Подготовка к лабораторному практикуму | Защита отчета по Лабораторному практикуму |
Тема 13. Экосистема и структура цифровой экономики. | Российские экосистемы, формирующиеся на основе банков и бигтехов. | Работа с литературой, включая ЭБС, Ресурсами информационно-коммуникационной сети «Интернет» Подготовка к лабораторному практикуму | Защита отчета по Лабораторному практикуму |
Тема 14. Сквозные технологии как драйверы развития цифровой экономики | Распределенные вычисления и хранилище данных (облачное хранение). | Работа с литературой, включая ЭБС, Ресурсами информационно-коммуникационной сети «Интернет» Подготовка к лабораторному практикуму | Защита отчета по Лабораторному практикуму |
Тема 15. Электронная торговля и платежные системы в интернет | Юридическая и финансовая основа электронных сделок. | Работа с литературой, включая ЭБС, Ресурсами информационно-коммуникационной сети «Интернет» Подготовка к лабораторному практикуму, подготовка к тестированию | Защита отчета по Лабораторному практикуму Тест |
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Перечень основной и дополнительной литературы
Основная литература:
1. Основы цифровой экономики: учебник и практикум для вузов / М. Н. Конягина [и др.] ; ответственный редактор М. Н. Конягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13476-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468187
2. Сергеев, Л. И. Цифровая экономика : учебник для вузов / Л. И. Сергеев, А. Л. Юданова ; под редакцией Л. И. Сергеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 332 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13619-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477012
Дополнительная литература:
1. Грибанов, Ю. И. Цифровая трансформация бизнеса : учебное пособие / Ю. И. Грибанов, М. Н. Руденко ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – 2-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2021. – 214 с. : ил., схем., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=600303 (дата обращения: 23.12.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-04192-1. – Текст : электронный.
2. Цифровая экономика : учебник / авт.-сост. Л. А. Каргина, А. А. Вовк, С. Л. Лебедева, О. Е. Михненко [и др.]. – Москва : Прометей, 2020. – 223 с. : схем., табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612054 (дата обращения: 23.12.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-907244-78-8. – Текст : электронный.
3. Чернопятов, А. М. Управление финансами в цифровой экономике : учебник : [12+] / А. М. Чернопятов. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 187 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=597732 (дата обращения: 23.12.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-1559-7. – DOI 10.23681/597732. – Текст : электронный.
4. Сулейманов, М. Д. Цифровая грамотность=Digital literacy : учебник : [16+] / М. Д. Сулейманов, Н. С. Бардыго. – Москва : Креативная экономика, 2019. – 324 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599644 (дата обращения: 23.12.2021). – Библиогр.: с. 300 - 304. – ISBN 978-5-91292-273-2. – DOI 10.18334/9785912922732. – Текст : электронный.
5. Курчеева, Г. И. Менеджмент в цифровой экономике : учебное пособие : [16+] / Г. И. Курчеева, А. А. Алетдинова, Г. А. Клочков ; Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2018. – 136 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: