Файл: Общая психопатология. Формы психических заболеваний и их судебнопсихиатрическая оценка. Темы с 1 по 5 Задание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 5


Раздел 2. Общая психопатология. Формы психических заболеваний и их судебно-психиатрическая оценка. Темы с 2.1 по 2.5

Задание. Изучите ситуационную задачу, ответьте на вопросы, опираясь на рекомендации и алгоритм выполнения задания.

Больная Б., 50 лет. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Раннее развитие без особенностей. Окончила 8 классов и училище. В 18 лет вышла замуж за моряка торгового флота. Несколько раз из-за переводов мужа переезжали в другие регионы страны. Б. легко адаптировалась по новому месту проживания. Не работала, благо заработка мужа хватало на нормальную жизнь, занималась домом, воспитывала двоих детей. Домашнее хозяйство вела хорошо, была хорошей матерью. Муж Б. был очень строгий и придирчивый. Сама Б. отличалась мнительностью, тревожностью, ипохондричностью. Ссорится с мужем не любила, сглаживала все конфликты, уступала мужу практически во всем. Первые месячные наступили в 11 лет. Три раза беременела: 2 раза нормально, 1 раз неудачно, пришлось делать аборт. В 40 лет наступила менопауза. В детстве каких-либо тяжелых заболеваний не переносила. Два раза делала операцию на прямой кишке. После заболевания мужа стала часто испытывать тоску, резко снизилась работоспособность, нарушился сон. Особенно сильные недомогания испытывала по утрам. После выздоровления супруга эмоциональное состояние Б., наоборот, ухудшилось. Домашние дела стали казаться неразрешимыми, часто стала говорить о смерти, сожалеть о впустую прожитых годах, о своих жизненных неудачах. После совершения попытки суицида Б. госпитализировали. Психическое состояние: говорит тихо, монотонно, заторможена. Безынициативна в ходе беседы, отвечает кратко и только на конкретно заданный вопрос. Лицо маскообразное, с выражением страдания и усталости. Жалуется на подавленность, тревогу за дом, родных. Считает, что все пропало, запуталось. Во всех бедах винит себя. В отделении ни с кем не общается, от приема пищи и лекарств отказывается, много часов проводит в постели. Попытки успокоить Б. лишь раздражают её и злят. Часто без причины тревожится. Диагноз: тревожно-депрессивное состояние в инволюционном возрастном периоде.


Вопросы

  1. Какова роль клинического психолога при проведении судебно‑психологической экспертизы у данного пациента?

Рекомендации по выполнению задания 5

Изучите и проанализируйте соответствующие разделы рекомендованной литературы, положения и приказы Минздрава, регламентирующие работу медицинских сотрудников по назначению и проведению СПЭ.

Алгоритм выполнения задания 5:

  1. Обращение к рекомендованной литературе, положениям и приказам Минздрава, регламентирующим работу медицинских сотрудников по назначению и проведению СПЭ.

  2. Ответ на поставленный вопрос.

  3. Правовое обоснование ответа.

Вопрос № 1

Особенностью комплексной психолого-психиатрической экспертизы является и то, что психолог-эксперт нередко должен отнести результаты проводимого исследования к прошлому периоду, достаточно отдаленному от времени исследования. В таких случаях психолог предоставляет данные о том, как психологические особенности испытуемого могли влиять на мотивы, понимание своих действий при совершении правонарушения, на поведение в той конкретной ситуации.

В комплексной психолого-психиатрической экспертизе психолог тесно сотрудничает с психиатром и каждый из них решает в соответствии со своей компетенцией вопросы, ставящиеся судом и следствием. Подобная комплексная экспертиза проводится при освидетельствовании несовершеннолетних, установлении возрастного ценза подростков в случае отставания психического развития от физического (значение этих вопросов возросло в связи с акселерацией); отграничении психологических реакций от психогенных психотических, физиологического аффекта от патологического; в геронтологической практике, например, при составлении завещания, когда возникает вопрос о психическом состоянии инвалида и его дееспособности. В случаях комплексной экспертизы психолог, разумеется, имеет равные права и несет те же обязанности, что и другие эксперты.



Этапы судебно-психологической экспертизы после получения постановления:

1. Первичная клинико-психологическая беседа с подэкспертным.

2. Изучение материалов уголовного дела.

3. Проведение базового патопсихологического обследования подэкспертного.

4. Прицельное тестирование подэкспертного в зависимости от результатов патопсихологического обследования:

- при наличии органической нейродинамики и указаниях на очаговую неврологическую симптоматику может потребоваться полное нейропсихологическое обследование;

- при наличии признаков дефектного интеллекта проводят полное психометрическое интеллектуальное исследование;

- при отсутствии значительного снижения интеллекта используют стандартизованные личностные методики, а в отдельных случаях и проективные;

- при выявлении специфических нарушений мышления могут быть дополнительно применены личностные методики и в дальнейшем подэкспертный подвергается психиатрической экспертизе.

5. Составление заключения эксперта-психолога по собранному материалу. В случае единоличного проведения судебно-психологической экспертизы в заключительной части акта дают ответы на все поставленные вопросы.