Файл: Курсовая работа дисциплина Управление занятостью населения Тема Влияние качества жизни на воспроизводство населения и рабочей силы.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Коэффициент напряженности составил 0,8 (отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, к числу вакантных рабочих мест), в том числе 0,7 безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на одну вакансию.
В современный период прослеживается новая особенность рынка труда, связанная с увеличением количества вакансий и одновременно увеличивающимся неудовлетворенным спросом на рабочую силу. Такая ситуация относится прежде всего к реальному сектору экономики и характерна для высококвалифицированного труда, что, безусловно, снижает возможности предприятий региона по выпуску конкурентоспособной продукции [27].
Для Свердловской области нагрузка на одну заявленную вакансию в среднем не превышает 2 человек. Однако в кризисные периоды это значение резко увеличивается, в частности в 2008 г. показатель достигал значения 8 человек на одну заявленную вакансию.
Важной отличительной особенностью Свердловской области является активность населения в экономической сфере. Развиваются новые формы экономической активности, такие как малый бизнес, совместные предприятия, сфера торговли и услуг, финансовые институты, которые обеспечили боле высокую технологическую составляющую производимой продукции, а не ее объемы [29].
Отметим, что кризис 2008 г. привел к снижению уровня экономической активности населения на 1,7%, тогда как кризис 1998 г. снизил уровень экономической активности на 8,2%. Здесь сыграли свою роль не только масштабы кризисных явлений, но и возросшая способность экономической системы к адаптации. В 2015 г. уровень экономической активности населения сопоставим с 1992 г., т.е. с периодом высокой активности населения в экономической сфере.
В рамках государственной программы Свердловской области «Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года», утверждённой постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1272-ПП, оказываются следующие государственные услуги:
-
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; -
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан; -
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет; -
психологическая поддержка безработных граждан; -
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; -
организация проведения оплачиваемых общественных работ; -
организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; -
содействие самозанятости безработных граждан; -
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время; -
организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые; -
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; -
содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости; -
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования [29].
Неформальная занятость и безработица движутся в противоположных направлениях: теневой рынок труда – субститут безработицы. Так, теневая занятость – вид занятости в экономике, когда трудовые отношения между работником и работодателем скрываются от официальных властей.
Скрытая безработица включает в себя две категории трудовых ресурсов:
1) избыточно занятых;
2) частично занятых [9].
Так, можно трактовать скрытую безработицу как формально занятую, но не полно и не эффективно используемую рабочую силу.
Для смягчения остроты теневой занятости на территории Свердловской области необходимо создать условия для ее снижения (теневая занятость всегда будет при любых условиях рынка):
-
доступ к образованию (возможность получить дополнительное образование и повысить квалификацию в рыночных условиях позволит трудовым ресурсам устроиться официально на работу; создание техникумов, учебных центров и др.); -
уменьшение налоговой нагрузки на официально трудоустроенных работников; -
создание новых рабочих мест и обеспечение работой трудовых ресурсов (поддержка градообразующих предприятий со стороны государства, снижение налоговой нагрузки или частичное освобождение от нее); -
применять санкции против работодателей, которые используют неофициально трудовые ресурсы (штрафы, лишение лицензий на определенные виды деятельности и др.); -
привлечение и создание благоприятных условий для работодателей и инвесторов (упрощение регистрации для занятия бизнесом и предпринимательской деятельностью, увеличение экономических зон и свобод); -
создание и организация профсоюзов трудоспособного населения (предоставление юридических услуг, консультация по экономическим вопросам, защита от произвола работодателя и др.).
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Одна из групп показателей качества жизни, согласно данной методике, основана на оценке уровня развития малого предпринимательства в регионах. В настоящее время для достижения целей эффективного развития МСП в Свердловской области необходимо решить следующие задачи:
-
выравнивание условий предоставления поддержки субъектам МСП на всей территории Свердловской области, что позволит сократить разрыв деловой активности и уровня жизни населения крупных городов и небольших отдаленных территорий; -
возрастание роли субъектов МСП в реальном секторе экономики области; -
развитие среднего предпринимательства, повышение его вклада в экономику региона; -
создание качественных условий для самостоятельного эффективного развития МСП (снижение административных барьеров, налоговой нагрузки).
Поэтапное выполнение данных задач позволит в перспективе увеличить вклад МСП в экономику Свердловской области, что, в свою очередь, положительно скажется на наполняемости бюджета региона, повысит уровень занятости, позволит дифференцировать экономику и сделать ее более гибкой и мобильной, что особенно важно в сложившихся на сегодняшний день неблагоприятных внешнеэкономических условиях. В то же время, когда современное состояние общественного развития характеризуется нестабильностью и противоречивостью, степень развития МСП региона напрямую влияет на качество жизни населения и с точки зрения рынка труда, и с точки зрения благосостояния населения в целом [12].
В условиях «хронического» недофинансирования отрасли, начиная с 90-х годов прошлого века, принятие решения на высшем государственном уровне в 2005 году по реализации приоритетных национальных проектов было своевременным шагом, в том числе по улучшению состояния здоровья населения страны, снижению смертности и повышению рождаемости [4]. Приоритетные национальные проекты способствуют модернизации страны и переходу к новому качеству жизни населения.
Целью Концепции повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года – «Новое качество жизни уральцев» является повышение качества и доступности услуг в сферах здравоохранения, образования, социальной политики, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение материального и духовного благополучия населения Свердловской области.
В рамках концепции в Свердловской области необходимо реализовывать мероприятия, направленные на повышение доступности и качества медицинской помощи. Следует проводить работу по увеличению эффективности служб медицинской профилактики, волонтерских отрядов, используются возможности телемедицины, проводится масштабная информационно-коммуникационная кампания по пропаганде здорового образа жизни и профилактике хронических заболеваний [3].
Необходимо реализовывать мероприятия по повышению адаптивности и качества дошкольного, общего и профессионального, продолжается работа по вводу новых мест в образовательных организациях. Следует сократить доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций. Также следует сохранять доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в Свердловской области.
Необходимо реализовывать мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы учреждений, поддержку детского творчества, повышение доступности и качества услуг, оказываемых населению в сфере культуры. Следует осуществлять мероприятия по информатизации областных государственных библиотек и муниципальных библиотек, приобретению компьютерного оборудования, программного обеспечения и подключению библиотек к сети Интернет.
Согласно экспертной оценке вклад материнского капитала в изменение демографической ситуации оценивается на уровне 60%. Увеличение ежемесячных пособий – нужная и позитивная мера, но крайне важно, чтобы это не делалось за счет материнского капитала. Его стоит рассматривать как один из элементов целостной демографической политики государства, в рамках которой нужно продумывать и внедрять разные меры поддержки материнства и детства [15].
Таким образом, усиление мер государственной поддержки приводит в дальнейшем к улучшению медико-демографических показателей.
Не менее важно с точки зрения здоровье сбережения нации повышать эффективность деятельности организаций системы здравоохранения для своевременного выявления заболеваний, повышения доступности и качества медицинской помощи с использованием современных методов диагностики и лечения.
Возможности улучшения демографических показателей в результате эффективной деятельности организаций здравоохранения целесообразно рассмотреть на примере внедрения высокотехнологичных методов лечения в ГБУ Свердловской области «Уральский научно-исследовательский институт дерматовенерологии и иммунопатологии», способствующих снижению заболеваемости у мужчин заболевания предстательной железы и развития бесплодия.
Социально-экономические аспекты здоровье сбережения нации необходимо рассматривать комплексно:
-
С точки зрения модели поведения индивидов, способствующей ответственному отношению к своему здоровью. -
На макроуровне требуется повышение уровня государственного финансирования отрасли с учетом мировых тенденций – не менее 6-7% ВВП для возможности оказания качественной современной медицинской помощи населению. -
Эффективность деятельности организаций здравоохранения на мезо - и микроуровнях должна оцениваться с учетом внедрения инновационных технологий, способствующих улучшению демографических показателей, сохранению трудового потенциала населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество жизни – это такое понятие, которое используется в социологии, экономике, политике, медицине, образовании и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворенности этими условиями и характеристиками. Оно включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, ожидаемая продолжительность жизни, доступность образования, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворение культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т.д. и т. п.
Свердловская область также характеризуется процессами «старения» возрастной структуры населения, ростом демографической нагрузки, тенденцией отложенных рождений. Рост численности населения в регионе обеспечивается в основном за счет миграционного прироста. Воспроизводство трудового потенциала региона затрудняется сокращением населения в трудоспособном возрасте, а также территориальной несбалансированностью распределения трудовых ресурсов по территории области.