Файл: Анализ фильма Училка Профессиональное самосознание педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сафронова Александра, 24 группа

Анализ фильма «Училка»

  1. Профессиональное самосознание педагога.

Когнитивный компонент. Алла Николаевна считает себя профессиональным педагогом. Она считает, что учеников нужно готовить к жизни после школы, а не заниматься новыми образовательными стандартами. Считает своим долгом научить разбираться с новой информацией. Ведь не зря же ее портрет висит на почетной доске в школе. Она четко имеет представление о своих действиях в отношении себя и окружающих.

  1. Педагогические способности и качества.

Дидактические. В фильме присутствуют познавательные способности связаны с постоянной потребностью учителя в углублении и расширении своих знаний в области преподаваемого предмета.

Организационно-коммуникативные способности. Выражаются в непосредственном волевом воздействии учителя на учащихся, в его способности предъявлять требования и добиваться их выполнения. Несмотря на все трудности и сложную сложившуюся ситуацию Алла Николаевна все равно добилась своего.

  1. Психологическая компетентность педагога.

Лично я не увидела, чтобы раскрывались компетентности педагога. Она не соблюдает меры общения с детьми в школе, не может найти правильного подхода к ученикам и не знает индивидуальные особенности подростков. Пример, она сказала такие слова: «Если бы я раньше знала, как обеспечить молчание класса, я бы уже давно принесла сюда пистолет. Я могу пристрелить сейчас любого из вас, и опер поверит мне, а не вам. Рука у меня не дрогнет, и мне вас не жалко. Вы же понимаете только власть сильной руки! Я имею право, потому что у меня в руках заряженный пистолет».

Учительница не владеет навыками сотрудничества и солидарности.

  1. Педагогическое общение. Функции.

Нормативная. Направлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В процессе общения, учащиеся получают разноаспектную нравственно-эстетическую информацию. Она помогает им усваивать и вырабатывать моральные понятия, нормы и принципы, способствует развитию социальной активности и представлений о социально-правовой сфере общества
, учит правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать разрешенные законом (цивилизованные) пути и средства защиты своих прав, свобод, интересов.

Регулятивная. Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок, учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Действенность функции зависит от профессиональных умений учителя применять соответствующие средства, методы, приемы контроля, требования, соответствующие педагогической ситуации.

Алла Николаевна раскрывает потенциал учеников показывая им ценности. Она доказывает, что успешность человека в жизни зависит от того, насколько он вписан в общество, насколько он может приносить пользу другим людям.

  1. Стили педагогического общения.

В данном фильме ярко выражен стиль педагогического общения авторитарный.

Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки.

От начала и до конца фильма она пытается запугивать учеников пистолетом и ни в коем случае не хочет уступать.

Аллу Николаевну интересует только ее предмет, она не способна стать истинным педагогом. Ей важно, чтобы ученики знали ее предмет, проявляли интерес в обучении и познании истории.

  1. Я-концепция учителя.

Алла Николаевна пришла в 11 класс, чтобы начать учить сложных подростков, но без веры. Она равнодушно зашла в кабинет и начинает свой урок, не обращая внимания на детей. Не смотря ни на какие внешние условия, она осуществляет свою профессиональную деятельность.

Анализ фильма «Сельская учительница»

  1. Профессиональное самосознание педагога.

Когнитивный компонент. В данном фильме он виден. Учительница стремится к самореализации, она создает позитивный классный климат, и дети рассматривают процесс обучения как внутренний рост. Она сознательно выбрала профессию, поскольку педагогическая деятельность дает ей возможность развиваться самостоятельно.

  1. Педагогические способности и качества.

В этом фильме очень хорошо видны педагогические способности учительницы.

Дидактические способности. У учительницы получалось передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей

, преподносила им материал или проблему ясно и понятно, вызывала интерес к предмету. Она учила их не только в классе, но и на природе, наглядно показывая то, что преподаёт.

Организаторские способности. Она сумела организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить. Ученики с отрытыми ртами и распахнутыми глазами смотрят на учительницу.

Коммуникативные способности. У Варвары Николаевны получилось найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

  1. Психологическая компетентность педагога.

У учительницы присутствовал педагогический такт. Она соблюдала меры в общении с детьми в образовательной деятельности, который подразумевает под собой уважение к учащимся, внимательность и доверие, разумность в требованиях к выполнению учебных задач и многое другое.

Способность и желание работать с детьми. Благодаря этому, один из учеников поступил в гимназию, сдал все экзамены на 5, но в его не берут. «Я не могу допустить, чтобы во вверенном мне заведении дети нищих и миллионеров сидели на одной скамье, играли, беседовали», - говорит Варваре директор.

Речью у учительницы была простой, ясной и убедительной в общении с учащимися.

  1. Педагогическое общение. Функции.

Информационная функция. Осуществлено взаимодействие между детьми и учительницей. Она передаёт знания и формирует необходимые умения и навыки.

Познавательная функция. Ученики учатся правильно и четко доносить информацию до собеседника.

Воспитательная функция. Опаздывать нельзя. Не отвечать, когда тебя спрашивают — нельзя. С учителем разговаривать стоя и с уважением.

  1. Стили педагогического общения.

В фильме присутствует демократический стиль общения. Учительница развивает активность учеников, привлекает каждого из них к решению задач. Но также, у Варвары Николаевны присутствует разумная строгость и дисциплина. «Школа без дисциплины — мельница без воды». Варвара Николаевна при всей её доброте никогда не старалась быть «добренькой», всем милой. Она поддерживала свой авторитет и не допускала с собой фамильярности. И в её школе был порядок.

  1. Я-концепция учителя.

Я-концепция педагога – это система человека представлений о себе, своих качествах, о результатах и смысле его деятельности,
совокупность планов и целей, а также поиск решений для их достижения. Уровень сформированности Я-концепции педагога очень важен: человек лучше понимает, куда двигаться, что и как делать, результаты его труда повышаются, а самооценка растёт, самочувствие и настроение улучшается.

Каждый день Варвара была в школе, и каждый день она пустовала: учение не в чести среди селян. Но вот однажды в дверях появились дети. Это абсолютно понятно и объяснимо: дети очень любознательные, все, без исключения. И если от их любознательности не отмахиваться, не бить по рукам и по губам, а отвечать на все вопросы и терпеливо формировать у них знания о мире, то посев очень быстро даст плоды. Чем больше узнаёт человек, особенно ребёнок, тем больше хочется узнать ещё. Дети не читают книг и не хотят учиться чаще всего не потому, что глупые, а потому что их никто к этому не приучал. В каждом кадре учеников вокруг неё всё больше и больше. Это не удивительно: к талантливому педагогу ученики сами тянутся, их не надо гнать на занятия двойками и нагоняями. Главное видеть в ученике не «низшее сословие», а человека, личность, которая, может быть, знает и умеет то, чего не знает и не умеет учитель. В итоге у Варвары Николаевны уже не несколько учеников, а полный класс без единого свободного места.