Файл: Тема Оценка экономической эффективности аутсорсинга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Аутсорсинг информационных технологий и систем

Тема 3. Оценка экономической эффективности аутсорсинга.

Цели изучения темы:

  • ознакомление с проведением анализа эффективности применения аутсорсинга;

  • ознакомление с принципами анализа эффективности аутсорсинга;

  • ознакомление с показателем совокупной стоимости владения системой (Тotal Сost of Оwnership — TCO).


Задачи изучения темы:

  • освоение основных этапов проведения анализа эффективности применения аутсорсинга;

  • изучение механизмов реализации аутсорсинга как системы;

  • изучение показателей стоимостного анализа рисков, связанных с качеством и надежностью;

  • изучение понятия «Совокупная стоимость владения системой (Тotal Сost of Оwnership — TCO)».


В результате изучения данной темы Вы будете

знать:

  • основные этапы проведения анализа эффективности применения аутсорсинга;

  • основные принципы реализации аутсорсинга;

  • основные показатели стоимостного анализа рисков, связанных с качеством и надежностью аутсорсинга;

  • каталог ИТ–услуг для определения набора критериев, которые следует учитывать при выборе услуг - кандидатов на аутсорсинг;

  • задачи, решаемые на основе оценок ТСО

  • состав типового проекта по оценке TCO

  • технико-экономические методы и средства, позволяющие количественно оценивать экономическую эффективность затрат

  • сравнительное описание различных дисциплин управления и аудита ИТ


уметь:

  • применять механизм проведения стратегического анализа целей и задач аутсорсинга;

  • определять "короткий список" выделяющий наиболее критичные с точки зрения бизнеса ИТ–услуги;

  • проводить процедуру анализа эффективности аутсорсинга по методике оценки совокупной стоимость владения системой (Тotal Сost of Оwnership — TCO).


Учебные вопросы темы:

  1. Определение стратегии перехода к аутсорсингу.

  2. Общие принципы анализа эффективности аутсорсинга.

  3. Модель затрат для расчёта ТСО.



Основные термины и понятия, которые Вам предстоит изучить

  1. Структурно-логическая модель механизма реализации аутсорсинга.

  2. Группа "отсекающих критериев" 

  3. Совокупная стоимость владения системой (Тotal Сost of Оwnership — TCO)

Обратите внимание: 

  1. На первом этапе процесса реализации аутсорсинга должен быть проведен стратегический анализ целей и задач аутсорсинга, включающий в себя исследование следующих основных элементов: субъект, объект, цели и способы ее достижения.

  2. Задача анализа эффективности аутсорсинга требует решения для каждой компании в отдельности.

  3. Как правило, "отсекающими критериями" являются критерии информационной безопасности и непрерывности бизнеса.

  4. Помимо текущих затрат и убытков от возможных рисков необходимо предусмотреть затраты на создание и выполнение процессов по контролю за действиями аутсорсинговой компании и договорную работу.

  5. Более эффективным аутсорсер может быть за счет: снижения стоимости услуг, предоставления услуг более высокого качества.

  6. Модель TCO для распределенных вычислений выделяет 5 категорий затрат, составляющих Совокупную Стоимость Владения, три из которых относятся к прямым затратам, а две – к косвенным

  7. Показатель ТСО определяется как оценка затрат на ИС (или в разрезе других объектов затрат) на протяжении всего жизненного цикла, приведенная к конкретному периоду времени (чаще всего, к году).



Вопрос 1. Определение стратегии перехода к аутсорсингу.

Для многих российских предприятий на современном этапе углубление специализации является наиболее перспективным направлением развития. Это объясняется рядом причин: для поддержания конкурентоспособности требуется концентрация ресурсов на приоритетных видах деятельности; российские предприятия менее эффективны, чем зарубежные конкуренты и в условиях внедрения сервисных компаний на российский рынок диверсификация ограничивает возможности развития; освоение предприятием новых сфер бизнеса приводит к ослаблению основного направления деятельности.

При проведении анализа эффективности применения аутсорсинга в той или иной области деятельности можно выделить следующие этапы:

  • Выделение видов деятельности, которые можно передать на аутсорсинг

  • Выбор формы аутсорсинга: функциональный аутсорсинг, стратегический аутсорсинг, модель SaaS

  • Анализ экономической целесообразности и технологической потребности передачи на аутсорсинг выбранного вида деятельности

  • Разработка эффективных организационных форм взаимодействия аутсорсера и заказчика (при принятии решения о переводе вида деятельности на аутсорсинг).


Принятие решения об аутсорсинге предприятия представляет собой сложное стратегическое решение, поскольку реализация аутсорсинга приводит к изменению структуры бизнеса.

Механизм реализации аутсорсинга можно рассматривать как систему, основными элементами которой являются:

  • Стратегические цели аутсорсинга

  • Стратегические задачи аутсорсинга

  • Функции стратегического управления

  • Принципы и правила, которые необходимо учитывать при принятии решения об изменении структуры бизнеса

  • Методическое обеспечение

Таким образом, на первом этапе процесса реализации аутсорсинга должен быть проведен стратегический анализ целей и задач аутсорсинга, включающий в себя исследование следующих основных элементов: субъект, объект, цели и способы ее достижения. В качестве примера на рис. 1, рис. 2 представлены основные элементы схемы такого анализа для промышленной компании.



Рис. 1. Структурно-логическая модель механизма реализации аутсорсинга



Рис. 2. Схема анализа для перехода на аутсорсинг

Основными принципами реализации аутсорсинга, использование которых позволит эффективно осуществлять реструктуризацию бизнеса являются:

  • стратегический подход,

  • индивидуализация,

  • научная основа,

  • технологическая и экологическая безопасность,

  • гибкость,

  • обеспеченность информационными ресурсами.

Вопрос 2. Общие принципы анализа эффективности аутсорсинга.

Перед компанией, рассматривающей вопрос передачи ИТ или их части на аутсорсинг, возникают вопросы: поможет ли это решить поставленные задачи, и как оценить получаемые преимущества? При этом, если отойти от слишком оптимистичных представлений, то эффективность вывода ИТ-услуг на аутсорсинг оказывается не всегда однозначной. При принятии решения об аутсорсинге необходимо проанализировать финансовые и организационные затраты, не упуская из зоны анализа риски, возникающие при организации аутсорсинга ИТ-услуг. Отсутствие полноценного анализа при принятии данного решения может вместо выгоды нанести ощутимые убытки. Поставщики аутсорсинговых услуг обычно используют методики для расчета эффективности аутсорсинга, позволяющие показать финансовые преимущества, и очень часто выводят из области анализа возможные убытки от возникающих рисков.


Для обеспечения полноты анализа необходимо проанализировать текущие убытки от операционных рисков, возникающих при оказании каждой ИТ–услуги, и убытки, которые могут возникнуть от рисков, связанных с передачей ИТ-услуги внешнему поставщику. Фактически анализ необходим для возможных убытков, связанных с качеством и надежностью ИТ-услуг. В данном случае, результаты анализа рисков могут влиять как на "расходную", так и на "доходную" часть анализа.

Примером стоимостного анализа рисков, связанных с качеством и надежностью, являются оценки следующих показателей:

  1. стоимость убытков по причине недостаточного качества ИТ-услуги;

  2. стоимость убытков по причине отказа в оказании ИТ-услуги;

  3. сокращение расходов при использовании новых технологий в ИТ-услуге;

  4. стоимость убытков по причине утечки конфиденциальной информации при оказании ИТ-услуги;

  5. стоимость потерь в случае утечки конкурентных преимуществ, реализованных в ИТ-услуге и пр.

Поэтому задача анализа эффективности аутсорсинга требует решения для каждой компании в отдельности. На основе анализа литературы, можно рекомендовать в оценке эффективности аутсорсинга выделить разделить три основные составляющие:

  • определение перечня услуг, возможных к выводу на аутсорсинг;

  • анализ эффективности вывода на аутсорсинг определенной ИТ-услуги;

  • принятие решения о выборе или замене аутсорсинговой компании.

Первичная оценка позволяет сформировать некоторую основу - каталог ИТ-услуг, которые оказываются внутренним ИТ-подразделением и потребляются бизнес- подразделениями. Фактически осуществляется сервисно-ориентированное представление деятельность ИТ-подразделения в рамках методик ITIL/ITSM.

Этот каталог ИТ–услуг позволит определить набор критериев, которые следует учитывать при выборе услуг - кандидатов на аутсорсинг. Например:

  • критичность услуги для бизнеса;

  • управляемость данной услуги в текущем состоянии ИТ–подразделения;

  • критичность услуги с точки зрения информационной безопасности;

  • критичность услуги с точки зрения непрерывности бизнеса;

  • текущее качество услуги;

  • приблизительная оценка стоимости услуги;

  • присутствие в услуге конкурентных преимуществ компании;

  • уровень операционных рисков в процессах оказания услуги;

  • присутствие подобных услуг на открытом рынке и пр.


Среди них можно определить группу "отсекающих критериев", т.е. критериев, принципиально важных при принятии решения. Фактически, если один из "отсекающих критериев" показывает невозможность аутсорсинга, то данная услуга не выводится на аутсорсинг. Как правило, "отсекающими критериями" являются критерии информационной безопасности и непрерывности бизнеса. Далее, для принятия решения о перечне услуг-кандидатов для вывода на аутсорсинг, необходимо провести опрос в экспертной группе и расставить экспертные оценки в разрезе каждой услуги. После того, как оценки расставлены, проводится взвешенное суммирование и по его результатам можно принять решение, определив перечень услуг-кандидатов, возможных для вывода на аутсорсинг. Фактически составляется "короткий список" ИТ-услуг, которые будут в дальнейшем анализироваться на финансовую эффективность. Определение "короткого списка" позволяет выделить наиболее критичные с точки зрения бизнеса ИТ–услуги, и исключить из расчета эффективности услуги, вывод которых заведомо неэффективен или сопряжен с высокими рисками. Практические примеры показывают, что услуги, вывод которых невозможен, связаны с поддержкой опасного производства, обработкой конфиденциальной информации, спецификой организации и т.д.

Далее полученный "короткий список" ИТ-услуг подвергается анализу с точки зрения стандартной управленческой задачи выбора: "производим сами" или "покупаем у других". Для принятия данного решения нужно определить текущие издержки на оказание услуги, стоимость оказания подобной услуги аутсорсинговой компанией, стоимость процессов и мероприятий по взаимодействию с внешним поставщиком, а также оценить риски, которые возникнут при передаче данной услуги на аутсорсинг. Причем определение и оценка рисков может стать решающим фактором с точки зрения принятия данного решения. Но на практике отсутствие в анализе эффективности аутсорсинга анализа рисков является регулярной ошибкой при принятии данного решения. Переход на аутсорсинговую модель при оказании ИТ-услуг приводит к появлению множества рисков, связанных как с изменением процессов, так и с изменением исполнителя.

Помимо текущих затрат и убытков от возможных рисков необходимо предусмотреть затраты на создание и выполнение процессов по контролю за действиями аутсорсинговой компании и договорную работу. Типичной ошибкой является вывод всей экспертизы в области информационных технологий из компании, что приводит к завышению расходов при оказании ИТ-услуг – зачастую причиной повышения цены со стороны внешних поставщиков является отсутствие экспертизы по ИТ внутри компании.