Файл: Тема Оценка экономической эффективности аутсорсинга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, расчёт ТСО в разрезе ИТ-сервисов как решений бизнес-задач средствами ИТ обеспечивает прозрачность для бизнеса деятельности ИТ-службы. Фокусировка на задачах также позволяет более точно определять косвенные затраты.

С другой стороны, ИТ-службе необходимо управлять различными элементами ИТ-инфраструктуры, принимая экономически обоснованные решения о её развитии (модернизации и замене различных ИТ-ресурсов). Для достижения этой цели (задача 9, новая) необходим объект затрат в виде ИТ-решения как совокупности элементов ИТ-инфраструктуры, выполняющих одну функцию.

Задачи адекватного взаимодействия между основным бизнесом и ИТ-службой и экономически целесообразного управления ИТ обусловлены современными подходами (ITIL, MOF и т.д.), поэтому наиболее перспективна оценка ТСО в разрезе ИТ-сервисов и ИТ-решений.

Требования к методике оценки ТСО как инструменту управления аутсорсингом

Для начала определим более чётко понятие "методика", которым будем пользоваться при определении требований.

Под методикой будем понимать четкий алгоритм сбора данных, их обработки, получения промежуточных и итоговых результатов с возможным перечнем решений, принимаемых на основе полученных оценок.

Сразу уточним, что, при таком определении, приведенные выше примеры являются не методиками, а некими методологическими подходами к оценке ТСО.

С точки зрения целевого назначения методика должна быть инструментом управления. Как было показано выше, ценность результатов сравнения в российских условиях крайне низка. Решение о покупке того или иного программного/аппаратного обеспечения является управленческим, поэтому инструмент управления должен использоваться и при такой постановке задачи.

Методика должна обеспечивать получение как прогнозных, так и фактических оценок ТСО.

Оценку ТСО необходимо выполнять в разрезе ИТ-сервисов и ИТ-решений.

Методика должна содержать четкие рекомендации по разнесению косвенных затрат по объектам учёта.

Методика должна предоставлять данные для разработки (прогнозные оценки ТСО) и корректировке (фактические оценки) ИТ-бюджетов.


Требования к методике оценки ТСО как инструменту маркетинга

Помимо требований, присущих методике и описанных в предыдущем пункте, необходимо выделить специфические для инструмента маркетинга. Основная задача при разработке такой методики – предложить реальный механизм оценки, используя который потенциальные клиенты смогут оценить свои затраты на ИТ и понять структуру затрат ЦОДа. Клиент должен четко понимать, за что платит, поэтому структуру затрат необходимо привязать к параметрам услуги.

Реализация такой методики – ТСО-калькулятор с методическими указаниями пользователям о возможных путях оценки собственных затрат на производимые ИТ-услуги.

Относительное позиционирование дисциплин и методик управления и аудита ИТ

В предыдущих разделах мы рассмотрели некоторые аспекты, которые имеют отношение к управлению информационными системами и формированию их архитектур. Каждая из этих методологий, подходов, моделей предназначена для решения своих частных задач. Их относительное позиционирование показано на рис. 4.



Рис. 4. Условное позиционирование дисциплин управления и аудита ИТ

Таким образом, можно выделить две основные группы подходов, первая из которых существенно ориентирована на специфику ИТ, а вторая изначально предназначалась для совершенствования бизнеса. Соответственно, для первой группы необходимой задачей является обоснование получаемого эффекта на понятном для руководства организации и бизнес-пользователей языке. Для второй группы требуется, как правило, определенная доработка с учетом специфики информационных технологий. Применимость отдельных подходов в каждом конкретном случае может зависеть и от субъективных факторов, в том числе от должности руководителя, ответственного за преобразования. Так, вполне вероятно, что финансовому директору будут более понятны идеи TCO, а исполнительный директор предпочтет основанный на системе показателей эффективности подход Balanced Scorecard.

В таблице 1 приведены основные связи между указанными дисциплинами и предметом нашего рассмотрения.




ИТ-стратегия

ИТ-архитектура

TCO

Стратегия может предусматривать оптимизацию TCO в качестве одной из целей развития ИС

Реализация корпоративной архитектуры объективно способствует снижению TCO

ITIL (ITSM, MOF)

Внедрение процессов, основанных на ITIL, часто предусматривается в качестве одной из стратегических целей организации

ITIL определяет лучшие практики реализации процессов управления ИТ, получающих преимущества при наличии корпоративной архитектуры

CMM (CMMI)

CMMI может использоваться для оценки зрелости процесса стратегического планирования, СMM-SW – для оценки зрелости процесса разработки программного обеспечения

CMM-подобные шкалы применяются для оценки зрелости корпоративной архитектуры в целом и отдельных компонент и/или процессов

COBIT

В СOBIT проводится оценка состояния процесса стратегического планирования

В СOBIT проводится оценка состояния процесса разработки и поддержки архитектуры

TVO

TVO может использоваться для определения взаимосвязей между ИТ- стратегией и бизнес-стратегией организации

Показатель TVO позволяет связать инвестиции в корпоративную архитектуру с расширениями возможностей бизнеса

BSC (Balanced Score Card)

Создание BSC для ИТ-службы и установление связей с общей BSC может предусматриваться в качестве одной из стратегических целей организации

Оптимизация архитектуры отражается в значениях показателей, входящих в BSC


Таблица 1. Сравнительное описание различных дисциплин управления и аудита ИТ

Можно заметить, что рассмотренные методики и подходы частично "пересекаются" друг с другом, так что в отдельных аспектах анализа процесса управления ИТ становятся возможными неоднозначности в описаниях и рекомендациях.

  1. Вопросы для самопроверки:




  1. Перечислите этапы анализа эффективности применения аутсорсинга.

  2. Укажите основные принципы успешной реализации аутсорсинга

  3. Какие виды убытков учитываются при анализе эффективности аутсорсинга?

  4. Перечислите примеры показателей стоимостного анализа рисков аутсорсинга.

  5. Назначение каталога ИТ–услуг.

  6. Какие критерии выбора задач для передачи на аутсорсинг обычно являются "отсекающими"?

  7. При каких условиях аутсорсер оказывается эффективным?

  8. Охарактеризуйте показатель "Совокупная стоимость владения".

  9. На какие группы делятся затраты на ИТ при использовании методики ТСО?

  10. Укажите условия применимости методик ТСО.

  11. Перечислите возможные задачи, решаемые на основе оценок ТСО.

  12. Перечислите возможные объекты учёта затрат на ИТ.

  13. Требования к методике оценки ТСО как инструменту маркетинга.

  14. Требования к методике оценки ТСО как инструменту управления аутсорсингом.

  15. Понятие "АРМ" в качестве объекта оценки затрат.

  16. Какие три категории включаю прямые затраты TCO.

  17. Какие категории включают косвенные затраты TCO

  18. С помощью каких показателей можно оценить экономическую эффективность затрат на IT.

  19. Что такое «Инструменты сравнения (бенчмаркинга) TCO»?