Файл: Тема Оценка экономической эффективности аутсорсинга.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэтому при организации сервисной модели управления информационными технологиями нужно предусмотреть определенную компетенцию внутри компании по данному вопросу. Это может быть служба заказчика, которая налаживает сбор требований с бизнес-подразделений и организует их передачу аутсорсинговой компании, договорную работу и контроль над возможностью и полнотой реализации сформированных требований. Фактически внутренний анализ эффективности делится на три обособленных части. Это: стоимостной анализ оказания услуги, анализ возможных рисков, возникающих при оказании услуги, и анализ стоимости организации и выполнения процессов контроля за внешними ИТ-сервисами.
Более эффективным аутсорсер может быть за счет:
-
снижения стоимости услуг; -
предоставления услуг более высокого качества.
Привести оба фактора к единому (денежному) знаменателю помогает методология оценки совокупной стоимости владения.
Сложность информационных систем (ИС), используемых для реализации современных бизнес-процессов, растёт с каждым днём. Вместе с тем повышается и степень влияния информационных технологий (ИТ) на деятельность любой компании. Это приводит к росту затрат на ИТ и потерь в случае просчётов при выборе, внедрении и эксплуатации ИТ-решений. Удержать затраты в целесообразных с точки зрения бизнеса пределах и минимизировать риски материальных потерь по вине ИТ можно только при четком технико-экономическом обосновании решений, принимаемых руководством компании на различных стадиях жизненного цикла ИС. Базой экономического управления ИТ является инструментарий оценки затрат.
Часто оказывается довольно трудно или практически невозможно оценить прямой экономический эффект от IT-аутсорсинга. Тем не менее современные требования бизнеса диктуют настоятельную необходимость использовать обоснованные технико-экономические методы и средства, позволяющие количественно оценивать экономическую эффективность затрат.
Можно использовать, например, следующие показатели:
-
экономическую эффективность и непрерывность бизнеса (Business Continuity and Productivity — BCP), -
общую величину затрат на внедрение системы (Net Present Value — NPV), -
совокупную стоимость владения системой (Тotal Сost of Оwnership — TCO), -
коэффициент возврата инвестиций (Return on Investment — ROI) -
другие.
В целом эти показатели позволяют:
-
получить адекватную информацию о совокупной стоимости владения корпоративной информационной системой; -
сравнить подразделения службы IT компании, как между собой, так и с аналогичными подразделениями других предприятий в данной отрасли; -
оптимизировать инвестиции на IT компании с учетом реального значения показателя ТСО.
Вопрос 3. Модель затрат для расчёта ТСО.
Термин ТСО появился в конце 80-х годов, когда две консалтинговые компании (Gartner и Interpose) предложили методики оценки затрат на ИТ. Впоследствии Gartner поглотила Interpose, и теперь все наработки принадлежат Gartner Group.
Согласно этой модели, все затраты на ИТ делятся по факту отражения в управленческом учёте компании на прямые и косвенные. Прямые затраты – это те, которые связаны конкретно и исключительно с объектом затрат. Косвенные затраты – не связанные прямо и однозначно с каким-либо объектом затрат. Важно, что прямые затраты отражаются в управленческом (и даже бухгалтерском) учёте компании и определить их перечень и размер не составляет особого труда. Оценить косвенные затраты гораздо более сложно. В косвенные затраты включаются не только затраты, которые учитываются, но не могут быть отнесены непосредственно на какой-либо объект затрат, но и потери компании, вызванные неадекватной поддержкой ИТ-службой бизнес-процессов. Косвенные затраты могут во много раз превышать прямые, поэтому одним из наиболее существенных достижений авторов методики ТСО является акцент на оценках косвенных затрат на ИТ.
Размер потерь и затрат, не отражаемых в системе учёта, обычно определяют методами экспертной оценки. Для разнесения косвенных затрат на объекты учёта используется метод учёта затрат по видам деятельности (по-другому, функционально-стоимостной учёт).
С другой стороны, эти же затраты по характеру возникновения делятся на единовременные и текущие. К единовременным относятся затраты, возникающие разово и, как правило, на этапе внедрения ИС. Текущие затраты имеют периодический характер и возникают, как правило, на этапе эксплуатации. Единовременные затраты приводятся к тому периоду, за который рассчитывается ТСО (т.е. не включаются целиком в показатель ТСО), а текущие определяются как средние значения за нужный период.
Основная идея оценки ТСО – это наиболее полный учёт затрат на всех этапах жизненного цикла ИС. Большинство существующих методик делают упор на оценку именно косвенных затрат, которые сложно учесть, но которые могут достигать значительной доли ТСО. Именно косвенные затраты влекут за собой неконтролируемый рост ИТ-бюджетов, поэтому понимание их структуры и даже ориентировочные оценки дают возможность оптимизировать ИТ-затраты.
Методики, используемые для оценки затрат на ИТ, носят название Total Cost of Ownership (TCO) или "Совокупная стоимость владения", (ССВ). Под этим термином подразумевается как сам показатель совокупной стоимости владения, так и методика его получения. Показатель ТСО определяется как оценка затрат на ИС (или в разрезе других объектов затрат; об этом – далее) на протяжении всего жизненного цикла, приведенная к конкретному периоду времени (чаще всего, к году).
Идентификация всех затрат, связанных с информационными технологиями, может потребовать кропотливой работы, но результаты бывают просто поразительными. Например, зачастую организации учитывают только прямые затраты на приобретение программного обеспечения, в то время как косвенные затраты, связанные с сопровождением и поддержкой (обновление и пр.), как правило, не учитываются. При этом есть данные, что на каждые сто долларов инвестиций в программное обеспечение приходится еще 20 долларов ежегодных затрат на сопровождение и 40 долларов на поддержку.
Здесь стоит особенно подчеркнуть наличие фактора косвенных затрат.
В отличие от ИТ-бюджетов, которые включают только прямые затраты, в показатель TCO включается и оценка затрат косвенных, связанных с недостатками в работе информационных систем, в том числе:
-
потери времени сотрудников на самообучение; -
потери времени сотрудников на попытки решить проблемы с информационными системами самостоятельно, в обход службы технической поддержки; -
потери времени сотрудников на помощь коллегам в решении вопросов поддержки информационных систем; -
потери (реальные или возможные) предприятия от сбоев в работе ИТ-системы, когда системы становятся недоступными, что влияет непосредственно на конечных пользователей.
ТСО является ключевым количественным показателем эффективности процессов автоматизации компании, так как позволяет оценить совокупные затраты на информационные технологии (оборудование, инструментальные средства (ПО), процессы сопровождения информационных систем, а также действия конечных пользователей), анализировать их и соответственно управлять ИТ-затратами (бюджетом) для достижения наилучшей отдачи от ИТ в организации. TCO представляет собой не просто отдельный интегральный показатель, но целую систему показателей, соответствующих различным статьям расходов.
Результативность предложенной методики привела к тому, что работы по управлению ТСО в настоящее время стали частью плановой работы отделов автоматизации большинства зарубежных компаний. В эту работу обычно входят следующие шаги:
-
обзор существующих ИТ-активов предприятия, процессов управления информационными системами, действий конечных пользователей ИТ; -
формирование модели совокупных затрат на ИТ предприятия и определение эффективности существующих затрат на эксплуатацию информационных систем; -
определение целей развития информационных систем, позволяющих обеспечить требуемую эффективность функционирования; -
оценка затрат и экономического эффекта мероприятий по достижении целей развития информационных систем.
Для количественного анализа используются специальные программные средства типа TCO Manager. Сам по себе расчет не сложен и фактически реализуется на уровне электронных таблиц. Большую ценность имеет возможность сравнения результатов TCO для конкретной организации с представительной базой, созданной по результатам анализа показателей в других компаниях аналогичного профиля. Gartner ведет обширную базу данных клиентов по измерению показателей TCO для различных индустрий и характера вычислительной среды. Сравнение может производиться как со средними показателями по выбранной группе аналогичных компаний, так и с "лучшими в группе". Средние и лучшие показатели рассчитываются и отслеживаются экспертами Gartner по многим предприятиям различных отраслей, так что база этих показателей периодически обновляется. Возможен также анализ типа "что – если", который позволяет смоделировать возможное влияние планируемых решений в области архитектуры – например, по консолидации серверов, на показатель TCO.
Следует отметить, что имеет смысл сравнивать показатели TCO для сопоставимых между собой областей применения ИТ в организации – в рамках некоторой единой модели. Типичным примером является так называемая модель TCO для распределенных вычислений (TCO for distributed computing). Она описывает применение ИТ в гражданской организации – прежде всего, для задач управления. Предполагается, что существенная часть затрат связана с наличием достаточно большого числа пользователей – сотрудников организации, использующих персональные компьютеры (или терминалы), стандартные офисные приложения (текстовый редактор, электронная таблица, электронная почта и т.д.) и, возможно, некоторые специализированные приложения (ERP, CRM,ѕ) для ввода, обработки, анализа, хранения и распространения информации. Надо заметить, что эта категория затрат составляет, как правило, существенную часть от общих затрат на информационные технологии типичной организации.
Понятно, что такая модель не будет адекватно описывать затраты провайдера информационных услуг, таких как поисковый сервис Интернет, или суперкомпьютерного центра, специализирующегося на сложных научных расчетах. По этой же причине в расчет типовых показателей TCO не включаются затраты, связанные с автоматизацией технологических процессов (АСУ ТП). Однако и в этих случаях подход TCO может быть полезным для сравнения различных однотипных подразделений организации между собой, а также для проведения сравнительного анализа данных за различные периоды.
Модель TCO для распределенных вычислений выделяет 5 категорий затрат, составляющих Совокупную Стоимость Владения, три из которых относятся к прямым затратам, а две – к косвенным.
Важный аспект заключается в том, что косвенные затраты являются отражением того, насколько эффективно осуществляется управление информационными системами. Чем более эффективно ИТ-служба обеспечивает управление ИТ-инфраструктурой и системами, тем меньше косвенные затраты, связанные, например, с простоем систем или потерями времени конечных пользователей на решение проблем и получение помощи от своих коллег. Поэтому неразумная экономия на прямых затратах на ИТ может приводить в реальности только к лишним расходам для организации в целом. Некоторые данные показывают, что неэффективное и слишком агрессивное сокращение прямых расходов на ИТ приводит к потерям $4, связанных с неэффективностью работы конечных пользователей, на каждый $1 экономии прямых затрат.
Прямые затраты включают следующие три категории:
1. затраты на аппаратное и программное обеспечение: покупка, амортизационные отчисления и траты на обновление оборудования, запасные части и расходные материалы, расходы на покупку и обновление программного обеспечения (серверные и клиентские ОС, офисные приложения, лицензии на базы данных и системы электронной почты и коллективной работы, программное обеспечение для управления ИТ-инфраструктурой и приложениями);
2. затраты на управление и поддержку (ИТ-операции): затраты на внутренний и внешний персонал, который обеспечивает техническую поддержку (Service Desk – техническая поддержка 1-го уровня, техническая поддержка 2-го и 3-го уровня для разрешения более сложных проблем), все вопросы, связанные с планированием и управлением инфраструктурой (серверами и настольными компьютерами, сетями, прикладными системами, системами хранения и т.д.);
3. административные расходы: затраты на внутренний и внешний персонал, который занимается административными и финансовыми вопросами, закупками, выполняет контрольные функции; обучение ИТ-персонала, обучение конечных пользователей.