Файл: Тема Оценка экономической эффективности аутсорсинга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Косвенные затраты, связанные с распределенными вычислениями, включают, как отмечено выше, следующие категории:

1. затраты, связанные с работой конечных пользователей (решение технических проблем своими силами, самостоятельное обучение и настройка систем, управление файлами и т.д.);

2. потери, связанные с недоступностью систем, когда пользователи не могут выполнять свои непосредственные служебные обязанности.

Типичное распределение затрат TCO по категориям для распределенных вычислений (на настольных ПК используется операционная система Windows и офисные приложения Microsoft) показано на рис. 3.



Рис. 3. Типичное распределение TCO по категориям затрат

Важно обратить внимание, что TCO для распределенных вычислений существенным образом зависит от того, насколько эффективно ИТ-служба управляет инфраструктурой. От эффективности управления существенно (буквально, в несколько раз) зависит получение экономии прямых и косвенных затрат, связанных с переходом на более новые версии программного обеспечения.

В состав типового проекта по оценке TCO входят такие работы, как:

  • сбор и консолидация данных по затратам на ИТ;

  • анализ затрат на ИТ;

  • моделирование ситуаций информационного развития компании;

  • расчет затрат и выгод от внедрения технических средств;

  • анализ возврата инвестиций в ИТ;

  • сравнение показателей ИТ организации с показателями аналогичных компаний;

  • оценка работы персонала ИТ-службы;

  • оценка влияния новых информационных технологий на деятельность персонала организации в целом;

  • разработка рекомендаций по оптимизации TCO.

Таким образом, TCO выступает в качестве одного из инструментов при выборе перспективной ИТ-архитектуры. В то же время следует учитывать, что эта роль TCO может меняться в зависимости от позиционирования миссии информационных систем в организации. Наибольший вес факторы, связанные с TCO, будут иметь в том случае, когда информационная система рассматривается просто как необходимая, но некритическая составляющая поддержки бизнеса (основной деятельности) организации, такая же как, например, бухгалтерия или хозяйственная служба. В этом плане развитие архитектуры информационных систем направлено прежде всего на сокращение TCO. В частности, одним из следствий наличия ИТ-архитектуры является стандартизация и сокращение типов используемых программно-аппаратных средств. Соответственно, величина TCO будет снижена за счет таких факторов как уменьшение административных расходов, увеличение скидок, связанных с объемами закупок, улучшение использования оборудования и программного обеспечения за счет концентрации квалифицированных кадров и повышения общей надежности систем. Кроме того, наличие стандартизованных конфигураций создает предпосылки для ускорения реализации реализуемых проектов.


В то же время на определенных этапах роста или преобразований в организации величина TCO может по объективным причинам весьма сильно превышать средние показатели по отрасли. В частности, переход от хаотичной к стандартной архитектуре, вероятно, потребует достаточно длительного "периода сосуществования" старых и новых систем, сопровождающегося увеличенными прямыми расходами и рисками.

Классификация методик оценки ТСО

Если в качестве классификационного признака взять целевое назначение, то методики оценки ТСО можно разделить на:

  • Инструменты сравнения (бенчмаркинга)

  • Инструменты маркетинга

  • Инструменты управления

К инструментам сравнения можно отнести методики фирм-консультантов (в первую очередь, оригинальная методика Gartner). "Центр тяжести" таких методик – база статистики, накопленной по компаниям различных отраслей. Смысл оценки ТСО по таким методикам заключается в сравнении результатов конкретной компании с показателями других компаний данного профиля.

К инструментам маркетинга можно отнести методики, предлагаемые своим клиентам производителями аппаратного и программного обеспечения. Такие методики разрабатываются вендорами достаточно дорогих продуктов, финансовые выгоды от использования которых неочевидны. Эта группа методик позиционируется вендорами как инструмент для принятия решения о покупке. В эту группу можно также включить методики консалтинговых компаний, разработанные по заказу вендоров.

Причиной для критики методик вендоров является их конъюнктурность. В этих методиках определяются те статьи затрат, при оценке которых продукт вендора будет наиболее выгодно смотреться на фоне предложений конкурентов. При этом затраты по учитываемым статьям могут быть только малой частью реальных затрат, общая картина которых в таких методиках часто не рассматривается.

К инструментам управления можно отнести методики, разработанные в различных компаниях или исследователями из научного сообщества с целью управления ИТ на основе стоимости владения. Более детально пример такой методики будет рассмотрен далее при описании объектов затрат и требований к методикам этой группы.

Условия применимости методик

Сначала возможности применения этих методик будут рассмотрены с точки зрения компании, самостоятельно реализующей необходимые ИТ-услуги, а затем выделим специфику аутсорсеров.



Условия применимости методик из группы инструментов сравнения:

  • Высокая степень стандартизации бизнес-процессов в компаниях одного профиля

  • Наличие обширной базы статистики по компаниям различных отраслей

Условия применимости методик из группы инструментов маркетинга:

  • Покупка и внедрение продукта, производитель которого разработал или заказал методику оценки ТСО

Условия применимости методик из группы инструментов управления:

  • Высокий уровень зрелости процессов

  • Определенные масштабы компании, при которых затраты на процесс оценки ТСО будут целесообразны

Для адекватности сравнения двух оценок необходимо, чтобы объекты оценивания были сравнимы. Бизнес-процессы российских компаний сильно отличаются даже в пределах одной отрасли. Различия во внутреннем устройстве компаний-конкурентов, как правило, весьма значительное. Собрать детальную информацию по затратам на ИТ в достаточном для получения репрезентативной выборки числе компаний очень трудоёмкая и почти нереализуемая задача.

На Западе бизнес-процессы компаний-конкурентов гораздо более схожи между собой. Тем не менее, нельзя говорить о полном доверии результатам сравнения оценок ТСО, полученным по методике Gartner для западных компаний. Количество параметров, по которым оценивается компания в методике Gartner, достигает нескольких десятков. В базе Gartner представлены данные по большому количеству предприятий из многих отраслей. Значительное количество оцениваемых параметров делает выборку неоднородной и разбивает её на подклассы (кластеры), внутри которых репрезентативность гораздо ниже, чем в общей группе компаний одной отрасли.

Применение методик второй группы очень ограничено и подразумевает использование разных инструментов для оценки ТСО разных продуктов (что, мягко говоря, неудобно). О причинах низкого доверия оценкам, полученным по таким методикам, было сказано выше.

Об оценке зрелости процессов начали говорить с внедрением систем менеджмента качества на основе стандартов ISO и модели СММ. Модель СММ – это разработка Института Карнеги-Меллона для оценки зрелости процессов разработки ПО [18]. В основе лежит шкала из пяти уровней. Оценка зрелости процессов компании выставляется отнесением на тот или иной уровень. Описание уровней можно использовать для оценки любых процессов, а не только специфичных для области разработки ПО.


Уровни зрелости процессов по модели СММ

1. Начальный. Процессы специальные, хаотичные или, на самом деле, не многие из них определены.

2. Повторяемый. Основные процессы установлены, и существует дисциплина для того, чтобы поддерживать эти процессы.

3. Определяемый. Все процессы определены, документированы, унифицированы и интегрированы.

4. Управляемый. Все процессы измеряются путем агрегирования подробных данных о процессах и их качестве.

5. Оптимизирование. Непрерывное развитие процесса с помощью количественной обратной связи и испытания новых идей и технологий.

Управлять ИТ на основе показателей совокупной стоимости владения возможно с четвертого уровня, на котором процессы предприятия получают количественную оценку. Измерения параметров и результатов процессов, реализованных с использованием ИТ, необходимы для адекватного учета влияния ИТ на бизнес и оценки целесообразности затрат на внедрение полной модели ТСО.

В настоящее время в России не так много предприятий, удовлетворяющих условиям применимости методик третьей группы. Однако недостаточная методическая проработка существующих методик и отсутствие инструментальной поддержки значительно затрудняют реализацию на этих предприятиях практики управления ИТ на основе совокупной стоимости владения.

Объекты учёта затрат при оценке ТСО

Важной характеристикой любой методики расчёта ТСО является объект, для которого производится оценка. Выбор объекта зависит от решаемых задач.

Возможные задачи, решаемые на основе оценок ТСО:

1. Сравнение используемой ИС или элемента инфраструктуры с возможной альтернативой и оценка финансовой отдачи;

2. Сравнение нескольких альтернативных систем и выбор наиболее оптимальной для условий конкретной компании;

3. Сравнение результативности работы ИТ-службы с показателями конкурентов (через оценку ТСО различных элементов ИТ-инфраструктуры);

4. Поиск нецелесообразных затрат и оптимизация;

5. Обеспечение понимания деятельности ИТ-службы основным бизнесом (регламентация взаимодействия между ИТ-департаментом и основным бизнесом);

6. Формирование бюджета проекта внедрения ИС;

7. Формирование и корректировка ИТ-бюджета компании;

8. Управление ИТ на основе совокупной стоимости владения.

Перечисленные задачи неоднородны по своим масштабам и значимости. Такие формулировки приведены по той причине, что именно в таком виде они чаще всего встречаются при обсуждении ТСО.


Возможные объекты учёта затрат на ИТ:

  • Элементы ИТ-инфраструктуры (рабочая станция, сервер, система хранения, операционная система, СУБД и т.д.)

  • Информационная система

  • Автоматизированное рабочее место (АРМ)

  • ИТ-сервис

  • ИТ-решение

Элементы ИТ-инфраструктуры

Под элементом инфраструктуры будем понимать единицы системного программного и аппаратного обеспечения. Оценка ТСО в разрезе таких объектов затрат используется вендорами в маркетинговых целях. Потребители оценивают затраты на эти объекты при решении задач 1-4 из приведённого выше списка.

Информационная система

Под таким объектом подразумевается либо прикладной программный продукт (бизнес-приложение), либо программно-аппаратный комплекс в составе бизнес-приложения и аппаратного и системного программного обеспечения, необходимого для его развертывания. Такой объект затрат также широко используется в методиках вендоров. Результатом многих ИТ-проектов является внедрение ИС, поэтому для этого объекта рассчитывается ТСО в целях сравнения (задачи 1-4) и формирования бюджета ИТ-проекта (задача 6).

Автоматизированное рабочее место

Понятие "АРМ" в качестве объекта оценки затрат наиболее часто трактуют как рабочую станцию со всем установленным на ней прикладным ПО.

При расчёте ТСО в таком разрезе производится группировка всех рабочих мест, оснащенных ПК, по различным признакам, т.к. оснащение их средствами ИТ может сильно варьироваться. Ещё одна причина, по которой важна группировка АРМ, - разная стоимость простоя сотрудников компании (в зависимости от выполняемых функций).

В наиболее простом варианте группировка АРМ отсутствует. Тогда оцениваются все затраты на ИТ и полученная сумма делится на количество ПК в компании.

Объекты "ИТ-сервис" и "ИТ-решение" появились вместе с распространением идей ИТ сервис-менеджмента, лежащих в основе библиотеки "лучших практик" ITIL. Расчёт ТСО в разрезе ИТ-сервисов возник при необходимости обеспечить прозрачность деятельности ИТ-службы для бизнеса (т.е. решения задачи 5). Оценивать ТСО для ИТ-решений целесообразно для управления внутренней "кухней" ИТ-департамента не только с технической, но и с экономической точки зрения.

На современном предприятии сотрудник решает несколько задач, каждая из которых может требовать поддержки отдельным приложением и вносить различный вклад в результаты бизнеса. По этой причине более целесообразна фокусировка на выполнении конкретной задачи, а не на сотруднике и его рабочем месте. Бизнес видит результаты именно с точки зрения решаемых задач, поэтому на них необходимо проецировать ИТ-инфраструктуру.