Файл: Учебное пособие Издательство Волггму волгоград 2018 2 удк 61 576. 8(075) ббк 52. 67 С 535 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 865
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
326 02. ЗАБОЛЕВАНИЕ ФТИРИАЗ ВЫЗЫВАЕТ
1) лобковая вошь
2) собачья блоха
3) платяная вошь
4) собачий клещ
03. ПЛАТЯНАЯ ВОШЬ ИМЕЕТ ЛАТИНСКОЕ НАЗВАНИЕ
1) Pediculus humanus humanus
2) Pediculus humanus capitis
3) Phthirus pubis
4) Pulex irritans
04. К НАСЕКОМЫМ, ПЕРЕНОСЧИКАМ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ
ТРИПАНОСОМОЗОВ, ОТНОСЯТСЯ
1) комары
2) москиты
3) мухи це-це
4) комнатные мухи
05. ПАРАЗИТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ВЕДУТ ЛИЧИНКИ
1) оводов
2) слепней
3) комнатных мух
4) малярийных комаров
06. МОШКИ ИМЕЮТ МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ОНИ
1) являются переносчиками возбудителя японского энцефалита
2) являются переносчиками возбудителя онхоцеркоза
3) являются переносчиками трипаносом и лейшманий
4) являются переносчиками цист простейших
07. ГОЛОВНАЯ ВОШЬ ИМЕЕТ ЛАТИНСКОЕ НАЗВАНИЕ
1) Sarcopsylla penetrans
2) Phthirus pubis
327 3) Pediculus humanus humanus
4) Pediculus humanus capitis
08. УКАЖИТЕ ЛАТИНСКОЕ НАЗВАНИЕ КОМНАТНОЙ МУХИ
1) Glossina palpalis
2) Musca domestica
3) Wohlfartia magnifica
4) Stomoxys calcitrans
09. ЛИЧИНКА МУХИ ЯВЛЯЕТСЯ ВОЗБУДИТЕЛЕМ МИАЗА
1) вольфартовой мухи
2) осенней жигалки
3) мухи цеце
4) комнатной мухи
10. РАЗВИТИЕ БЕЗ СТАДИИ КУКОЛКИ ПРОИСХОДИТ У
1) комаров
2) вшей
3) мух
4) блох
11. ДЛЯ ДВУКРЫЛЫХ ХАРАКТЕРЕН ТИП РАЗВИТИЯ
1) прямое развитие
2) живорождение
3) полный метаморфоз
4) неполный метаморфоз
12. ВЫБЕРИТЕ ТИП РОТОВОГО АППАРАТА У САМОК
КОМАРОВ
1) сосущий
2) грызущий
3) лижущий
4) колюще-сосущий
328 13. ВОДНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ВЕДУТ ЛИЧИНКИ
1) комаров
2) слепней
3) оводов
4) медведок
11. Заполните таблицу «Морфологические отличия комаров
Culex и Anopheles на различных стадиях жизненного цикла».
Стадия
Признак
Род Culex
Род Anopheles
Имаго
Размер
Посадка
Пятна
на крыльях
Щупики самки
Щупики самца
Яйца
Способ
откладки
Наличие камер
Личинка
Наличие
сифона
Положение
в воде
Куколка
Форма
дыхательных
рожек
Медицинское значение
12. Запишите краткие выводы, в которых перечислите заболева- ния, переносчиками которых являются изучаемые насекомые; меры профилактики и борьбы с насекомыми.
329
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ТЕМА. Контроль знаний и умений по теме:
«Медицинская арахноэнтомология»
ЦЕЛЬ. Уметь охарактеризовать основные морфологические особенности Членистоногих. Уметь идентифицировать на препаратах представителей паукообразных, имеющих медицинское значение и обосновывать меры борьбы и противоэпидемические мероприятия.
Уметь различать иксодовых, аргазовых и гамазовых клещей.
Перечень знаний и практических навыков
1. Знать морфологические особенности Членистоногих.
2. Знать морфологические особенности представителей классов
Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.
3. Освоить морфологические отличия иксодовых, аргазовых и гамазовых клещей.
4. Знать методы профилактики и оказания первой помощи при укусах ядовитых паукообразных и насекомых.
5. Уметь определять на микропрепаратах клещей, вшей и блох.
6. Уметь идентифицировать комаров рода Culex и Anopheles на стадиях кладки яиц, личинок, куколок и имаго.
7. Знать медицинское значение насекомых. Обосновать меры борьбы с ними и противоэпидемические мероприятия.
Мотивационная характеристика. Науку, изучающую пара- зитических паукообразных и насекомых, называют арахноэнтомо-
логией. Среди них есть представители, имеющие большой медицин- ский интерес. Это паразиты человека и животных, промежуточные хозяева паразитов, переносчики трансмиссивных заболеваний, ядо- витые животные.
На итоговом занятии осуществляется контроль знаний по теме
«Медицинская арахноэнтомология». При освоении раздела с позиции компетентностного подхода осуществляется идентификация парази- тов – представителей классов Паукообразные и Насекомые. Оценка
«Медицинская арахноэнтомология»
ЦЕЛЬ. Уметь охарактеризовать основные морфологические особенности Членистоногих. Уметь идентифицировать на препаратах представителей паукообразных, имеющих медицинское значение и обосновывать меры борьбы и противоэпидемические мероприятия.
Уметь различать иксодовых, аргазовых и гамазовых клещей.
Перечень знаний и практических навыков
1. Знать морфологические особенности Членистоногих.
2. Знать морфологические особенности представителей классов
Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.
3. Освоить морфологические отличия иксодовых, аргазовых и гамазовых клещей.
4. Знать методы профилактики и оказания первой помощи при укусах ядовитых паукообразных и насекомых.
5. Уметь определять на микропрепаратах клещей, вшей и блох.
6. Уметь идентифицировать комаров рода Culex и Anopheles на стадиях кладки яиц, личинок, куколок и имаго.
7. Знать медицинское значение насекомых. Обосновать меры борьбы с ними и противоэпидемические мероприятия.
Мотивационная характеристика. Науку, изучающую пара- зитических паукообразных и насекомых, называют арахноэнтомо-
логией. Среди них есть представители, имеющие большой медицин- ский интерес. Это паразиты человека и животных, промежуточные хозяева паразитов, переносчики трансмиссивных заболеваний, ядо- витые животные.
На итоговом занятии осуществляется контроль знаний по теме
«Медицинская арахноэнтомология». При освоении раздела с позиции компетентностного подхода осуществляется идентификация парази- тов – представителей классов Паукообразные и Насекомые. Оценка
330 знаний и умений проводится в нескольких формах: тестовый кон- троль, решение ситуационных задач, оценка навыков микроскопиро- вания, анализ микропрепаратов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЗАНЯТИЮ
1. Общая характеристика типа Членистоногие.
2. Морфофизиологическая характеристика представителей класса. Паукообразные. Ядовитые Паукообразные: пауки, скорпионы.
Методы профилактики и оказания первой помощи при укусах ядови- тых паукообразных.
3. Чесоточный клещ. Особенности строения, патогенез, профи- лактика чесотки.
4. Особенности строения и развития клещей семейства Иксодо- вых: собачий клещ, таежный клещ, дермацентор.
5. Морфофизиологические особенности аргазовых клещей на примере поселкового клеща.
6. Общая характеристика класса Насекомые. Медицинское значение.
7. Платяная вошь. Особенности строения, биология развития, механизмы передачи сыпного тифа, профилактика заболевания.
8. Головная вошь. Особенности строения, биология развития, механизмы передачи сыпного и возвратного тифа, профилактика заболевания.
9. Лобковая вошь. Морфофизиологические особенности, жиз- ненный цикл, профилактика заболевания.
10. Морфофизиологические особенности, жизненный цикл и эпидемиологическое значение представителей отряда Блохи.
11. Морфофизиологические особенности строения комаров рода Culex, биология развития, медицинское значение.
12. Морфофизиологические особенности строения комаров рода Anopheles, биология развития, медицинское значение.
13. Морфофизиологические особенности строения и биология развития представителей семейства Мухи.
331 14. Москиты, мошки, слепни, оводы. Систематическое положе- ние, морфология, циклы развития, медицинское значение, меры борьбы и профилактики.
15. Трансмиссивные и природно-очаговые заболевания. Учение академика Е. Н. Павловского о природной очаговости паразитарных заболеваний.
16. Структура природного очага. Биологические принципы борьбы с трансмиссивными и природно-очаговыми заболеваниями.
СПИСО К МИ КРОП РЕП АРАТ ОВ
1. Иксодовый клещ (самка и самец).
2. Клещ Дермацентор (самка и самец).
3. Вошь головная.
4. Вошь платяная.
5. Блоха собачья.
6. Блоха человеческая.
7. Личинки комара рода Culex.
8. Личинки комара рода Anopheles.
9. Куколка комара рода Culex.
10. Головка самки и самца комара рода Culex.
11. Головка самки и самца комара рода Anopheles.
12. Головка комнатной мухи.
332
V. МЕТОДЫ ПАРАЗИТОЛОГИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА
Нативные (влажные) препараты крови (без окрашивания). Эту очень простую методику (каплю крови помещают под покровное стекло) можно использовать для выявления: трипаносом, личинок микрофилярий.
Окрашенные мазки крови.При подозрении на наличие парази- тов, из крови всегда следует одновременно готовить тонкий и тол- стый (или толстую каплю) мазки крови. Способы обнаружения пара- зитов, а в крови и определение их видовой принадлежности основано на дифференцированном окрашивании мембран органоидов и мета- болитов паразита. Учитывая морфологию и метаболизм паразитов, применяются кислые и щелочные растворы ядерных красителей.
Универсальным среди них является краситель Романовского или азур-2-эозин. При этом ядра паразитических простейших окрашивают- ся в красный цвет, а цитоплазма в голубой или синий цвет.
В мазках крови могут быть выявлены следующие паразиты: возбудители малярии, трипаносомы; возбудитель висцерального лейшманиоза, личинки филярий.
Толстая капля крови.Использование толстых капель крови поз- воляет сконцентрировать паразитов в исследуемом материале.
Толстую каплю в отличие от мазка крови не фиксируют. Под влиянием водного раствора краски нефиксированные эритроциты гемолизируются, препарат становится прозрачным. Это ускоряет и облегчает нахождение паразитов, так как в одном поле зрения можно исследовать гораздо больший объем крови, чем в мазке. Если же тол- стая капля будет зафиксирована, то гемолиза эритроцитов не произой- дет, они будут наслаиваться друг на друга и препарат окажется непригодным для микроскопии.
Слой крови в толстой капле не должен быть очень толстым, иначе после высушивания она трескается и может отпасть. Нормальной
333 считается толстая капля, через которую после высушивания слабо просвечивает крупный печатный текст, а при микроскопии в одном поле зрения насчитывается в среднем 10–15 ядер лейкоцитов. Хорошие препараты крови можно приготовить, только используя обезжирен- ные предметные стекла.
Окраска толстой капли крови. Чем выше температура в помеще- нии, тем быстрее окрашивается препарат, и наоборот. В среднем мазок окрашивается в течение 45–50 мин, толстая капля – 15–30 мин.Если толстые капли сохранялись более недели неокрашенными, что само по себе действует как слабая фиксация, особенно в условиях жаркого климата, то препараты после окраски могут получиться недостаточно прозрачными из-за неполного гемолиза эритроцитов. В таких случаях предварительно следует налить на препарат несколько капель дистиллированной воды. Через 10–15 мин гемоглобин эритроцитов переходит в воду, придавая ей буроватый оттенок, а толстая капля становится белесоватой. Воду сливают, каплю осторожно прополас- кивают дистиллированной водой и затем наливают краску.
Правильно окрашенная толстая капля имеет фиолетовый цвет, перекрашенная – темно-фиолетовый цвет, а недокрашенная – светло- голубой цвет. Длительно хранившаяся при высокой температуре или зафиксированная толстая капля приобретает почти черный цвет.
С целью обнаружения мелких паразитов в крови микроскопи- руют с иммерсионным маслом под большим увеличением мазок и толстую каплю крови.
Серологические исследования — методы изучения определен- ных антител или антигенов в сыворотке крови больных, а также выявления антигенов паразитов с целью их идентификации, основан- ные на реакциях иммунитета (таблица 12).
Обнаружение в сыворотке крови больного антител к возбудите- лю инфекционной болезни или соответствующего антигена позволяет установить этиологический фактор заболевания. При выделении паразитарного заболевания у больного проводится идентификация
334 возбудителя путем изучения его антигенных свойств с помощью иммунной диагностической сыворотки (серологическая идентифика- ция микроорганизмов).
Таблица 12
Серологические методы исследования
при паразитарных заболеваниях
Объект
исследования
Метод
Заболевание
Сыворотка крови
ИФА
описторхоз, фасциолез, эхинококкоз, альвеококкоз, цистицеркоз, трихинеллез, лямблиоз, амебиаз
РНГА
описторхоз, трихинеллез, амебиаз эхинококкоз, альвеококкоз
РЛА
эхинококкоз, альвеококкоз
РКП
цистицеркоз, трихинеллез
РИФ
малярия, амебиаз, лямблиоз
Для выявления иммунных комплексов, образовавшихся при взаимодействии антиген-антитело, используют различные методы
(серологические реакции). Различают реакции агглютинации, пре- ципитации, нейтрализации, реакции с участием комплемента, с ис- пользованием меченых антител и антигенов.
Реакция непрямой (пассивной) гемагглютинации (РНГА) – выявляют антитела сыворотки крови с помощью антигенного эритро- цитарного диагностикума, который представляет собой эритроциты с адсорбированными на них антигенами, в присутствии которых происходит склеивание и выпадение эритроцитов на дно пробирки или ячейки в виде фестончатого осадка. При отрицательной реакции эритроциты оседают в виде «пуговки».
Реакция с использованием меченых антител или антигенов –
реакция иммунофлюоресценции (РИФ). Реакция основана на том, что антигены тканей или микробы, обработанные иммунными
335 сыворотками, меченными флюорохромами, способны светиться в ультрафиолетовых лучах люминесцентного микроскопа. В иммуно- ферментном анализе вместо флюорохромов иммунную сыворотку можно метить ферментом (пероксидазой или щелочной фосфатазой).
Реакцию оценивают по окрашиванию раствора в желто-коричневый
(пероксидаза) или желто-зеленый (фосфатаза) цвет.
Иммуноферментный анализ (ИФА)– лабораторный иммуно- логический метод качественного определения и количественного изме- рения антигенов и антител. Иммуноферментный анализ применяют для двух целей: для определения наличия антигенов возбудителей различных инфекций, но чаще иммуноферментный анализ применяется для определения наличия антител классов IgA, IgM, IgG к антигенам различных возбудителей болезней. Различают несколько десятков модификаций иммуноферментного анализа. Наибольшее распростра- нение получил твердофазный гетерогенный иммунный анализ –
ELISA (англ. enzyme-linked immunosorbent assay, ELISA).
Радиоиммунологический метод – количественное определение антител или антигенов, меченных радионуклидами.
Полимеразная цепная реакция (ПЦР) – метод молекулярной биологии, позволяющий получить значительное увеличение числа копий определенных фрагментов ДНК в биологическом материале
(пробе). Полимеразная цепная реакция широко используется в биоло- гической и медицинской практике для диагностики наследственных и инфекционных заболеваний, установления видовой принадлежности паразита, для идентификации мутаций и клонирования генов.
Гельминтологические методы исследования направлены на выявление яиц, личинок или фрагментов тел гельминтов. Поскольку основная масса гельминтов человека паразитирует в кишечнике, чаще всего исследуют фекалии больного. Фекалии должны доставляться в лабораторию свежими, в чистой посуде. При необходимости их консервируют добавлением жидкости, содержащей 1900 мл 0,2%-го водного раствора азотнокислого натрия, 250 мл крепкого раствора
Люголя, 300 мл формалина и 75 мл глицерина. Для обнаружения
336 фрагментов тел гельминтов фекалии просматривают, затем смеши- вают с водой и исследуют небольшими порциями в чашке Петри на темном фоне. Все частицы помещают на предметное стекло в каплю воды и исследуют под лупой. Можно суточную порцию фекалий поместить в цилиндр с добавлением 5–10-кратного количества воды.
После размешивания сосуд оставляют до полного осаждения взве- шенных частиц. Поверхностный слой жидкости сливают и наливают чистую воду. Отмытый осадок просматривают небольшими порциями в чашках Петри под лупой. Для обнаружения яиц применяют микро- скопические методы исследования.
Метод нативного мазка. Небольшое количество фекалий из разных мест исследуемой порции растирают на предметном стекле в капле 50%-го раствора глицерина, изотонического раствора хлорида натрия или воды. Смесь накрывают покровным стеклом и просматри- вают под микроскопом.
Метод всплывания по Фюллеборну. Одну часть фекалий раз- мешивают в 20 частях насыщенного раствора хлорида натрия (удель- ный вес 1,18), добавляемого небольшими порциями. Всплывшие на поверхность крупные частицы немедленно удаляют, а смесь оставляют на 45 минут. В течение этого времени яйца гельминтов, имеющие меньший удельный вес, чем раствор хлорида натрия, всплывают на поверхность. Поверхностную пленку снимают прово- лочной петлей диаметром около 1 см и переносят на предметное стекло для исследования под микроскопом.
Метод Калантарян. Эффективность метода всплывания повы- шается при замене хлорида натрия насыщенным раствором азотно- кислого натрия. В этом случае смесь выдерживают 10–15 минут.
Поверхностную пленку, образующуюся после отстаивания смеси фекалий с раствором хлорида натрия или азотнокислого натрия, можно снимать и предметным стеклом. С этой целью баночку, налитую до краев смесью фекалий с раствором соли, накрывают предметным стеклом так, чтобы нижняя его поверхность соприкасалась с жидкостью. После отстаивания стекло снимают и, быстро повернув кверху поверхностью, на которой находится пленка, просматривают под микроскопом.
337
Соскоб с перианальных складок (для выявления яиц остриц) делают утром до совершения туалета. Деревянным шпателем, смо- ченным в воде или в 50%-м растворе глицерина, производят соскабливание вокруг анального отверстия. Полученный материал переносят на предметное стекло в каплю воды или 50%-го раствора глицерина и просматривают под микроскопом. Шпатель можно заменить влажным ватным тампоном, которым протирают перианаль- ную область, затем хорошо прополаскивают в воде. Воду центрифуги- руют и осадок исследуют под микроскопом.
Метод Берманна (для выявления личинок). Металлическую сетку с нанесенными на нее 5–6 г фекалий укрепляют на стеклянной воронке, вставленной в штатив. На нижний конец воронки надевают резиновую трубку с зажимом. Воронку наполняют водой, подогретой до 50 °С, так, чтобы нижняя часть сетки с фекалиями соприкасалась с водой. Личинки активно переходят в воду и скапливаются в нижней части резиновой трубки. Через 4 часа жидкость помещают в центри- фужные пробирки, центрифугируют и осадок просматривают под микроскопом.
Анализ мокроты, носовой слизи и влагалищных выделений используют для выявления яиц легочного сосальщика, личинок аскарид и анкилостомид, яиц остриц, фрагментов эхинококкового пузыря. Исследуемую порцию слизи (выделений) намазывают на стекло и просматривают на черном и белом фоне под лупой, а затем под микроскопом. Можно добавить к исследуемому материалу
25%-й раствор антиформина, тщательно взболтать и выдержать
1–1,5 часа в термостате для растворения слизи. Смесь центрифуги- руют и осадок исследуют под микроскопом.
Анализ дуоденального и желудочного сока проводят для выявле- ния яиц печеночных трематод, анкилостомид, личинок кишечной угри- цы. Все три порции дуоденального содержимого, полученные при зон- дировании, центрифугируют и осадок исследуют под микроскопом.
Исследование тканей. Для выявления личинок трихинелл кусочки биопсированной мышцы тщательно расщепляют на волоконца,