ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10
Опорные ориентиры доводятся до частей фронтовой и армейской авиации, действующих в полосе данного объединения, и до всех пунктов управления
(командиров и внештатных авианаводчиков). При непосредственном целеука- зании ударная группа выводится на опорный ориентир и относительно него авианаводчик сообщает экипажам истинный азимут и удаление до цели (курс на цель и дальность). Этим способом можно выводить ударные группы как на визуально-видимые цели, так и на удаленные.
Практически целеуказание каким-либо одним способом применяется редко. Чаще применяется сочетание этих способов, то есть используется ком-
бинированный способ.
Так, при подходе ударной группы к опорному ориентиру, ей сообщается квадрат, в котором находится объект удара. Это дает возможность экипажам заранее уточнить на своих картах расположение цели, оценить условия скрыто- го выхода на нее и начало маневра перед атакой. После прохода опорного ори- ентира авианаводчик сообщает курс на цель и дальность до нее, а после обна- ружения вертолетов – положение цели относительно характерного ориентира или обозначения ее средствами артиллерийского и стрелкового оружия.
11
3 ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ
(КОРРЕКТИРОВАНИЯ) АВИАЦИИ.
ДЕЙСТВИЯ АВИАНАВОДЧИКА В БОЮ
Подготовка авианаводчиков состоит из подготовки до получения боевой задачи и подготовки после получения боевой задачи.
Подготовка авианаводчиков из числа командиров парашютно-десантных подразделений (далее авианаводчик) до получения боевой задачи производит- ся, как правило, под руководством офицера группы боевого управления (штат- ного авианаводчика).
Подготовка до получения боевой задачи заключается в изучении группи- ровки, объектов и тактики войск противника, системы его ПВО, тактики дейст- вий своих войск, безопасных условий применения авиационных средств пора- жения, способов целеуказания и наведения, радиационной обстановки, рельефа и метеорологических условий района боевых действий.
После получения боевой задачи авианаводчик уясняет ее, проводит оцен- ку обстановки, в ходе которой изучает возможные маршруты, профиль и ре- жим полета авиации, способы выхода на цель и ее атаки, условия и порядок применения средств поражения; делает выписки из плана-графика боевых вы- летов авиации; изучает сигналы управления авиационными подразделениями, порядок вызова дежурных подразделений и постановки (уточнения) им боевой задачи, сигналы взаимодействия, способы обозначения переднего края и войск, способы целеуказания авиации на наземные цели; наносит на карту опорные ориентиры, систему кодирования карт; делает выписку из переговорных таб- лиц; выполняет необходимые расчеты.
В результате подготовки к боевым действиям авианаводчик должен де- тально изучить и знать:
- предстоящий район боевых действий по картам крупного масштаба, фо- топланшетам;
- последние данные о положении и характере действий своих войск и противника;
- основные маршруты, контрольные (опорные) ориентиры, намеченные для выхода на цель, их нумерацию;
- места расположения объектов действий;
- расположение и время действий своей артиллерии, дальность и высоту траектории артиллерийских снарядов;
- порядок вызова дежурных подразделений и постановки (уточнения) им боевой задачи;
- порядок управления экипажами, целеуказания на наземные цели;
12
- метеорологические условия и радиационную обстановку в районе бази- рования, на маршрутах и в районе цели.
Авианаводчик отрабатывает карту масштаба 1:100000 или 1:200000, на которую наносит обстановку, кодировку, объекты ударов авиации, ракетных войск и артиллерии, маршруты полетов авиации и движения своих войск, на- правления выхода экипажей на цель для атаки, схемы радио и телефонной свя- зи и другие данные по необходимости.
Для решения поставленных задач авианаваодчик должен быть оснащен
(экипирован) следующими средствами: радиостанцией с запасными аккумуля- торами; рабочей картой масштаба 1:100000 или 1:200000; справочной карта
1:500000; часами с секундомером и светящимися стрелками; биноклем, компа- сом артиллерийским; ракетницей с набором ракет разного цвета;
30-мм сигнальными патронами разного цвета; набором пирофакелов; прибором для измерения азимута и дальности до цели ЛПР-1; выпиской из плановой таб- лицы полетов; справочным материалом.
В целях повышения своей безопасности в непосредственной близости от войск противника авианаводчик не должен выделяться в боевом порядке, на- ходясь в укрытии или внутри штатного подвижного средства. Свое местораспо- ложение авианаводчик выбирает с учетом обеспечения возможности наблюде- ния за противником, действиями своих войск и авиации, а также условий со- блюдения надежной маскировки.
В ходе боевых действий задачу на целеуказание авианаводчик получает от командира подразделения, офицера ГБУ, штатного авианаводчика, лично по радио или по проводным средствам связи. При этом ему указывается местопо- ложение и характер цели, состав ударной группы и позывные ведущих, мар- шрут полета (номер опорного ориентира) и высота полета, время выхода на цель (опорный ориентир) и боевая задача.
Получив задачу на целеуказание, наведение, авиационный наводчик осу- ществляет непосредственное наблюдение за объектами удара с помощью тех- нических средств: бинокля, ЛПР- , ДАК-2, а также использует данные развед- ки.
В период наблюдения за объектами удара авиационный наводчик вскры- вает демаскирующие признаки объектов, к которым могут относиться:
- антенны радиостанций на КП;
- шлейфы пыли, дыма, снега;
- гул работающих двигателей;
- перемещение бронетехники;
- вспышки от выстрелов.
Дальность до цели определяется глазомерно с помощью оптических средств или привязкой по карте и характерному ориентиру. Основной и самый
13 простой и быстрый способ определения дальности до цели – глазомерный. На- правление на цель определяется с помощью компаса или специального план- шета с азимутальным кругом и закрепленным на нем компасом.
Направление на цель (азимут) можно определить и с помощью офицер- ской линейки, по карте, с учетом магнитного склонения в данном районе.
Дальность также определяется с помощью линейки по карте.
Точность определения координат целей, обеспечивающая выход ударных групп авиации на цели и атаку ее с ходу, должна составлять 50–100 м. Совре- менные угломерные приборы типа ДАК-2 (дальномер артиллерийский кванто- вый), ЛПР-1 (лазерный прибор разведки) позволяют определить азимут цели с ошибкой и дальностью 5 м.
В ходе боевых действий авианаводчик обязан постоянно следить за по- ложением, функционированием и состоянием объектов противника, по ко- торым действуют подразделения фронтовой и армейской авиации. Эти объекты он наносит на карту, оценивает положение целей и в зависимости от распола- гаемых средств наблюдения целей и самолетов (вертолѐтов), возможностей экипажей по выходу на цель, определяет способ целеуказания.
При подходе ударной группы к зоне поражения своих средств ПВО, на- чальник ПВО полка по информации авианаводчика сообщает об этом в зе- нитно-ракетные подразделения для обеспечения безопасности полета верто- летов над боевыми порядками полка. Для повышения безопасности могут при- меняться сигналы взаимного опознавания, подаваемые как с вертолетов, так и из подразделений полка.
Для этого экипажи могут применять сигнальные ракеты, включение про- блесковых маяков, посадочных фар, бортовых аэронавигационных огней. В подразделениях полка могут применяться 26-мм сигнально-осветительные и
30-мм реактивно-сигнальные патроны установленного цвета и количества, ручные дымовые гранаты, световые импульсные маяки и другие средства.
Для обеспечения безопасности своих войск от поражения огнем ударных групп информация о расположении передовых подразделений общевойсковой части передается экипажам авианаводчиком по радио.
При отсутствии радиосвязи с экипажами обозначение переднего края осуществляется теми же сигнальными средствами, что и при взаимном опо- знавании.
Ввод в действие сигналов опознавания производит командный пункт полка по информации авианаводчика.
Получив целеуказание и оценив обстановку, ведущий ударной группы своим решением выполняет маневр для скрытого выхода группы на цель. Если у ведущего появились сомнения в достоверности информации о цели, он обя- зан применить пароль.
14
Обнаружив цель, ведущий сообщает об этот авианаводчику. Убедившись по докладу ведущего и направлению его маневра, что цель им опознана пра- вильно, авианаводчик подтверждает разрешение на атаку цели.
В процессе атак авианаводчик немедленно информирует экипаж о при- менении по ним средств ПВО противника и обо всех изменениях обстановки.
В случае применения противником радиопомех и нарушения радиосвязи экипажей с авианаводчиком, должен быть предусмотрен переход на целеуказа- ние с использованием обозначающих средств, а также маневр каналами.
Целеуказание ударной группе на наземную цель начинается после об- наружения группы авианаводчиком и возможно только при наличии устойчи- вой двусторонней радиосвязи между ними.
Обнаружив экипажи ударной группы, авианаводчик корректирует их по- лет по направлению, высоте и скорости таким образом, чтобы вывести группы в расчетную точку начала маневра для атаки. Вывод ударных групп на цели авианаводчик осуществляет таким образом, чтобы исключить превышение ог- раничений вертолетов по скорости и кренам на малых и предельно малых вы- сотах. Особенно это важно в условиях горной местности.
При выходе ведущего в точку начала маневра авианаводчик подает ко- манду на его выполнение и информирует экипажи о расположении цели.
После выполнения маневра экипажи осуществляют поиск цели, а авиана- водчик подачей необходимых команд помогает им обнаружить цель.
Для обеспечения целеуказания при нанесении последовательных ударов авианаводчик может ориентировать экипаж относительно цели по очагам по- жара и пыли, возникающим в районе цели, от применения боеприпасов преды- дущих групп.
Направление атак авианаводчик выбирает с учетом:
- наилучших условий для обнаружения целей экипажами;
- минимального противодействия зенитных средств противника и воз- можности скрытого подхода к рубежу атаки;
- обеспечения безопасности своих войск от применения средств пораже- ния своих вертолетов и безопасности нашей авиации от поражения снарядами артиллерии и стрелкового оружия;
- наличия характерных ориентиров для целеуказания;
- положения солнца и метеорологических условий;
- направления движения цели.
Необходимо помнить, что время с момента обнаружения авианаводчиком вертолетов до нанесения удара ограничено, и это требует четких, энергичных и решительных действий как самого авианаводчика, так и наводимой группы.
В этих условиях информация экипажам может передаваться открытым текстом, а радиограммы должны быть четкими, краткими и определенными.
15
Если ведущий ударной группы не обнаружил цель, авианаводчик немед- ленно подает команду на выход из атаки, не допуская выхода вертолетов в зо- ны максимальной эффективности огня средств ПВО противника, с последую- щим выводом ударных групп на цель с другого направления и уточнением по- ложения цели.
Исходя из боевого опыта, авианаводчик может управлять над полем боя не более чем звеном вертолетов, действующих по одной цели, сосредоточен- ных в одном месте. Ошибки при целеуказании могут достигать по азимуту 5
о
–
8
о
, по дальности – 10– 20%.
Основной метод исправления ошибок целеуказания – повторное целеука- зание относительно разрывов боеприпасов, дымов, пыли в районе цели, харак- терных ориентиров и т.д.
При управлении экипажами над полем боя авианаводчик должен знать и четко выполнять меры безопасности:
- управление экипажами принимать только при устойчивой двусторонней связи;
- постоянно следить за воздушной, метеорологической и орнитологиче- ской обстановкой в районе боевых действий и своевременно информировать экипажи об ее изменении;
- знать ограничения по применению авиации и средств ее поражения предбоевыми порядками общевойсковых подразделений;
- не допускать опасных сближений вертолетов между собой.
16
4 ПРАВИЛА РАДИООБМЕНА ПРИ УПРАВЛЕНИИ АВИАЦИЕЙ
Радиотелефонную связь на УКВ- (ДЦВ-, КВ-) канале при радиообмене с авианаводчиком осуществляют командир экипажа летательного аппарата или член экипажа согласно руководству по летной эксплуатации.
Обмен информацией по воздушным и наземным каналам связи, не имеющей прямого отношения к выполнению полетов, их обеспечению и управлению воздушным движением, запрещается.
Обмен информацией с отклонениями от установленных правил и ти- повой стандартной фразеологии допускается лишь в отдельных случаях, свя- занных с необходимостью обеспечения безопасности полетов.
В целях повышения качества приема и предупреждения искажения или ошибочного понимания принимаемой информации следует:
- перед началом передачи прослушать наличие радиообмена на подле- жащей использованию частоте (канале), отсутствие сигнала занятости на- земного канала связи, чтобы исключить возможность создания помех уже ве- дущейся передачи;
-говорить ясно и отчетливо, скорость речи не должна превышать 100 слов в минуту;
-сохранять громкость передачи информации на постоянном уровне;
-до начала передачи уяснить, что нужно передать, нажать и не отпускать до конца сообщения переключатель (тангенту) передачи, своевременно преду- преждать возможность его залипания.
Если в процессе обмена информацией произношение имен собственных, служебных сокращений и отдельных слов может вызвать сомнение, то они пе- редаются по буквам. При такой передаче каждая буква текста называется при- своенным ей словом.
Буквам русского алфавита присвоены следующие слова:
А – Анна
Л – Леонид
Ц – Цапля
Б – Борис
М – Михаил
Ч – Человек
В – Василий
Н – Николай
Ш – Шура
Г – Григорий
О – Ольга
Щ – Щука
Д – Дмитрий
П – Павел
Э – Эхо
Е – Елена
Р – Роман
Ю – Юрий
Ж – Женя
С – Семен
Я – Яков
З – Зинаида
Т – Татьяна
Ы – Еры
И – Иван
У – Ульяна
Ь – Мягкий знак
Й – Иван Краткий
Ф – Федор
Ъ – Твердый знак
К – Константин
Х – Харитон
17
Если в процессе радиообмена требуется передача цифровых значений 0 до 9, то они передаются словами ноль, один, два….
Числовые значения, состоящие из двух и более цифр, передаются также словами 24 – двадцать четыре, 72 – семьдесят два.
При передаче знаний десятичных дробей после передачи целых произ- носится слово «запятая» 740,1 – семьсот сорок запятая один.
В случае неустойчивой радиосвязи, при передаче числовых значений
(курса, пеленгов, атмосферного давления, эшелонов, времени и др.) каждую цифру в числе следует произносить отдельно, при передаче целых тысяч про- износится отдельно каждый знак в числе тысяч, после чего следует слово «ты- сяч» 241 – двести сорок один, 9100 – девять тысяч один ноль, ноль.
При передаче сообщений о времени указываются только минуты данного часа. В случае необходимости, когда возможно неправильное понимание зна- чения времени, указываются часы и минуты. При передаче сообщений в воз- душном пространстве РФ используется московское время.
Расчетное время пролета очередного контрольного ориентира передается в составе сообщения о местонахождении. Фактическое время выхода на кон- трольный ориентир сообщается в момент его пролета.
Установление радиосвязи должно начинаться с вызова и ответа на вызов с использованием позывных в следующем порядке. При выходе экипажа на связь передаются:
-наименование и позывной вызываемого органа (авианаводчика);
-цифровой позывной воздушного судна;
-сообщение (информация).
При выходе на связь авианаводчика:
-цифровой позывной вызываемого воздушного судна;
-наименование и позывной, вызывающего органа;
-сообщение.
Если при установлении связи имеется уверенность в том, что вызов будет принят, допускается передача сообщения, не дожидаясь ответа на вызов. В случаях, когда органу управления требуется передать сообщение всем воз- душным судам, находящимся в его зоне, сообщению должен предшествовать вызов «Всем бортам». Такие вызовы подтверждения не требуют. В случае не- уверенности приема сообщения отдельными экипажами, они могут быть вы- званы органом управления воздушного движения для полного и частичного подтверждения информации.
Если орган управления воздушным движением (авианаводчик) не уверен в позывном воздушного судна, от которого поступил запрос, он обязан запра- шивать позывной, пока не установит его точное обозначение. Органу управле- ния воздушным движением (авианаводчику) категорически запрещается да-