Файл: Организация досуга детей в сельском Доме культуры. Итоговая аттестационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) игровые;

2) методы театрализации;

3) соревновательные;

4) методы сотрудничества;

5) методы воспитывающих ситуаций;

6) импровизации.

В основе работы сельского клуба при организации мероприятий используются в основном игровые методы, соревновательные и методы театрализации. Используются разнообразные формы работы.

 Одна из наиболее используемых форм работы – игра. В ней формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир. Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений. Игры носят воспитывающий характер, направлены на развитие способностей и активность детей.

Игра - групповая, массовая или индивидуальная форма культурного развлечения с элементами интеллектуальных занятий, межличностного общения и организованного отдыха. В педагогической литературе игра, по мнению Новаторова, В.Е рассматривается, прежде всего, как эффективное воспитательное средство формирования личности, как основное пространство, для ее естественного развития. Удача в игре возвышает человека в собственных глазах, улучшает его настроение, способствует снятию напряжения, восстановления физических и моральных сил. Кроме того, в процессе игры формируется воля, закаляется характер, тренируется память, воспитывается эстетический вкус, обретается опыт общения с окружающими [22].

Викторина - популярная форма массово- затейной работы, непосредственное или заочное (посредством радио, телевидения, печати).

Соревнование игрового характера, преследующая цель популяризации знаний в области науки, техники, литературы, искусства, спорта и т.п. Участие в викторине предполагает выявление победителя – человека наиболее эрудированного и сообразительного. По сути, викторина – это интеллектуальная игра, развивающая фантазию, воображение, находчивость и изобретательность в поиске ответов на поставленные вопросы [24].

Конкурс - познавательно-развлекательная форма отдыха, позволяющая выявить лидирующих участников или их группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности. Конкурс - это всегда состязание, столкновение, борьба; это специально разработанный ритуал или церемония включения в соревнование; это проявление массовости и мастерства, демонстрация лучших качеств участников, их знания, умения, навыки; это активная форма культурного отдыха [15].

Концерт - это едва ли не самая популярная и общедоступная форма

культурно-просветительной работы, отличающейся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта – формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного [26].


Соревнования - мероприятия физкультурно-спортивного или культурно - просветительного характера, участники которого стремятся превзойти друг друга в ловкости, силе, мастерстве, эрудиции, способностях и талантах [37].

Праздник - массовая общественно-политическая или культурно-просветительная акция, рассчитанная на один или несколько дней, и представляет собой по структуре и содержанию целый комплекс культурных мероприятий, связанных между собой единой идеей, совпадающими или близкими друг другу общественно значимыми темами и проблемами.

Праздники стали неотъемлемым элементом общественной жизни, они несут в себе социальную и культурную функцию [28].

Одной из ведущей формой клубного воспитания становится детский

праздник. Каждая встреча - это большая игра. Поэтому в работе с этим возрастом игра становится не только ведущим методом воспитания, но и основным методом организации мероприятий. Встречи с известными героями, насыщенность сценариев стихами, театрализация отдельных сцен, красочность оформления помещения - все это делает праздник наглядно -образным, более привлекательным. Чередование разнообразных по форме

элементов на празднике отвечает особенности детей быстро переключать внимание с предмета на предмет. Составной частью каждого праздника должна быть своеобразная «физическая разрядка». Это могут быть подвижные игры, танцы, участие в соревнованиях [1].Праздники в жизни общества и личности всегда играли важную роль.

Обряд - это совокупность действий, следующих в строго установленным обычаем порядке для оформления событий, занимаемых особое место в жизни и трудовой деятельности людей. Обряды обусловлены обычаями, традицией [24].

Театрализованная игровая программа - это яркая и действенная форма культурно - досуговой деятельности детей, в основе которой лежит театрализация. Это программа, построенная по законам драматургии и стимулирующая творческое воображение и фантазию ребенка.

Выставка - это публичный показ предметов, экспонатов, художественных произведений, предметов культурно-бытового назначения с информационно-познавательной целью. Выставки бывают художественные, декоративно-прикладного творчества, художественной фотографии, природоведческие и другие [16].

Фестиваль - массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного, художественного творчества.



Воспитательная роль фестиваля исключительно велика. В процессе их подготовки и проведении заметно оживляется культурная жизнь, растут ряды участников художественной самодеятельности, повышается социальная активность людей, обеспечивается приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям [10].

Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.
КВН - конкурс веселых и находчивых - одна из наиболее интересных

форм театрализованного игрового состязания. Юмор, находчивость, эрудиция - основные принципы, на которых строится КВН.

Акция — это ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды. Публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание.

Корпоратив–точного определения этой форме пока нет, но можно определить как «праздник в коллективе, организации, компании, предприятии»

Шоу — мероприятие развлекательного характера. Как правило, проводится перед публикой. Имеет постановочный характер. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект. [6].

Актуальные потребности организации содержательного, творческого досуга детей требуют развития как традиционных технологий культурно-досуговых программ, так и новых, современных. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, чтобы из всего многообразия форм выбрать те, которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний форм с целью вызвать у детей интерес, привлечь их в учреждения культуры.

Практическое осмысление формы мы рассмотрим во второй главе нашего исследования.

Выводы по первой главе:

В первой главе «Теоретические основы исследования организации досуга детей в сельской местности», рассмотрена и исследована деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей и актуальные формы работы с детьми в условиях сельского клуба. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:


1.В деятельности клубных учреждений села при организации досуга детей существует проблема удовлетворения потребностей и запросов детей , поэтому основополагающим в деятельности клубного работника становится массовая работа, помогающая привлечь в клуб ребят, заинтересовать их, восполнять развитие познавательной и художественной деятельности детей, прививать любовь к земле, сельскому труду, традициям в быту и культуре сельской жизни.

2. Основные подходы к исследованию досуга заключаются в рассмотрении досуга, как способа реализации интересов, связанных с психофизическим восстановлением, самореализацией и саморазвитием детей проживающих в селе через игру, а именно развлекательно - игровые программы. Значение этих потребностей чрезвычайно важно для детей. Но нужны поиски новых, более эффективных сочетаний форм с целью вызвать у детей интерес, привлечь их в учреждения культуры.

Глава 2. Разработка авторской творческой развлекательно – игровой программы «Нарисуем вместе лето» в сельском Доме культуры.

2.1. Анализ социально-культурной деятельности по организации досуга детей сельского Хайрюзовский Дома культуры Троицкого района Алтайского края


Село Хайрюзовка расположено в Троицком районе Алтайского края. В 1788 году в Бийский нижний земский суд обратилась группа крестьян с просьбой поселиться на выбранном ими месте при впадении реки Хайрюзы в Белую. Разрешение было получено и в новом селе Хайрюзовка поселились Павел Иванович Стариков, Спиридон Дмитриевич Слекишин, Михаил Кириллович Чернов, Семён Дмитриевич Стариков, Аника Афанасьевич Черданцев, Яков Спиридонович Опёнышев. С этого момента село стало расти. В 1926 году в селе проживало 3886 человек. Но прошли годы и жизнь в нашем селе изменилась.

Из 400 человек проживающих в селе пенсионеры составляют 149 человек, людей рабочего возраста проживает 160 человек, детей от 0 до 18 лет составляет 63 человека, в школе обучается 41 ребенок из них 2 надомника. В селе функционируют такие учреждения как средняя общеобразовательная школа, детский сад «Солнышко», сельский совет, СДК, библиотека, отделение связи .

Сельский Дом культуры расположен на втором этаже здания администрации. В клубе имеются: актовый зал на 80 мест ,танцевальный зал, методический кабинет, костюмерная и фойе. В СДК имеется аппаратура для проведения мероприятий, мультимедийная установка. В штате СДК работает два человека: Миллер О.Н. –заведующая филиалом Хайрюзовского СДК и Анохина И.Л. – зав.сектором по работе с детьми. С 2018 года в состав СДК вошла Хайрюзовская библиотека и СДК приобрел статус СКДЦ . По итогам работы 2018года,наш СДК был признан «Лучшим сельским Домом культуры» Троицкого района.


Организация досуга детей в селе Хайрюзовка .

Работа с детьми  предполагает активное сотрудничество с образовательными учреждениями и библиотекой. В этом направлении сельский Дом культуры ведет свою работу во взаимодействии со всеми заинтересованными службами: школой, детским садом. Работа с детьми осуществляется, начиная с детей дошкольного возраста.

Основными формами работы с детьми являются игровые, развлекательные, конкурсные программы, викторины, познавательно-обучающие программы, дискотеки, спортивные соревнования. Основная часть мероприятий проводится на летних и зимних каникулах, дети с большим удовольствием посещают клубные мероприятия.

В 2019 году Хайрюзовский СДК продолжил работу в рамках объявленного в РФ десятилетия детства. В течении года СДК подготовил и провел 74 мероприятия для детей. В своей работе мы старались охватить все возрастные категории детей. Проводились мероприятия в детском саду, школе, клубе, на уличной площадке. Приоритетным направлением в работе с детьми и подростками является направление по формированию здорового образа жизни, профилактике наркомании и табакокурения, нравственно-патриотические, эстетическое, экологическое и другие.

Однако, на наш взгляд, условием успешной реализации этих мероприятий является их обогащение. Необходимо наполнить их интересным содержанием, разнообразными играми, шутками, конкурсами, загадками, музыкальными номерами, спортивными играми, интересными для детей данного возраста и в тоже время познавательными.

В СДК работает четыре детских клуба:

  1. Клуб детского творчества «Калейдоскоп» работает в Хайрюзовском СДК 15 лет. Встречи клуба проводятся еженедельно в пятницу в 14.00 ч.

В детском клубе «Калейдоскоп» ребята знакомятся с различными видами творчества: осваивают различные способы и приемы изобразительной деятельности, в том числе нетрадиционные; знакомятся с различными видами рукоделия, проводят творческие выставки, изготавливают оформления к мероприятиям, открытки, сувениры, подарки, игрушки, проводят внутриклубные познавательные мероприятия и встречи, пробуют себя в кулинарии.

Главная цель работы клуба – это создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.