Файл: Организация досуга детей в сельском Доме культуры. Итоговая аттестационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Алтайский государственный институт культуры»

Факультет дополнительного профессионального образования
Миллер Ольга Николаевна

Организация досуга детей в сельском Доме культуры.

Итоговая аттестационная работа

по специальности

«Социально-культурная деятельность»

квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ»

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

кафедры социально-культурной

деятельности

Медведенко Вера Васильевна

г. Барнаул, 2019

Содержание

Ведение
Глава 1. Теоретико-методические аспекты проблемы досуга детей в сельской местности
1.1.Деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей

1.2.Актуальные формы работы с детьми в условиях сельского клуба
Глава 2. Сценарно-режиссерский анализ культурно-досуговой программы
2.1. Анализ социально-культурной деятельности по организации досуга детей сельского Хайрюзовский Дома культуры Троицкого района Алтайского края
2.2. Сценарно-режиссерский анализ развлекательно-игровой программы «Нарисуем вместе лето»
Заключение
Список литературы
Приложение




Введение
Исследовательская проблема организации досуга детей обусловлена современной социально- культурной ситуацией, требующей существенного повышения качества организации досуга детей в сельской местности. В этом контексте особое внимание необходимо уделять внедрению новых технологий в деятельности всех социальных институтов, работающих с детьми в сфере их свободного времени. Процесс трансформации сложившейся социальной инфраструктуры обострил проблемы социальной и индивидуальной адаптации детей к быстро меняющимся условиям жизни, эволюции различных форм их обучения, воспитания и развития, подготовки социально успешной личности. Анализ ситуации, сложившейся в детской среде, свидетельствует о том, что отсутствие внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведет к самым негативным последствиям. Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других проявлений девиантного поведения достиг таких размеров, что поневоле заставляет задуматься специалистов о будущем нашей страны.


Кризис детства настолько очевиден, что данную проблему обсуждают представители государственных структур, и руководители различных общественных движений, и средства массовой информации. В связи с этим с января 2018 году в Российской Федерации было объявлено указом президента «Десятилетие детства». [35,].  Инициатором программы выступила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В реализации указа необходимо пересмотреть и отношение к организации свободного времени, досуговой деятельности детей. Поставлена приоритетная задача организации любых форм досуга детей – здоровье, сбережение подрастающего поколения.

Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе. Полноценно проводимый досуг в существенной степени способствует формированию таких качеств характера ребенка, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Досуг может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть [29]. 

Таким образом, проблема организации детского досуга в сельской местности в свободное от занятий время является актуальной. Дети ещё не умеют оптимально использовать свободное время для своего физического и личностного развития. Особенно в селах, где дети чаще предоставлены сами себе и отсутствуют возможности присущие городам – предоставить детям, заниматься интересным делом. К сожалению, это связано с социально-экономическими трудностями общества, прежде всего, с отсутствием необходимого количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга детей со стороны местных органов власти. Все это способствует развитию неинституциональных форм детского досуга.

Объект исследования - досуговая деятельность

Предмет исследования - специфика организации досуга детей, проживающих в сельской местности.

Цель исследования – выявить особенности организации досуга детей в селе и разработать культурно-досуговую программу для Хайрюзовского СДК.



Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1.Изучить деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей.

2.Выявить актуальные формы работы с детьми в условиях сельского клуба.

3. Проанализировать базу исследования интересов детей проживающих в сельской местности в сфере проведения досуга.

4. Обосновать организационно педагогический, методический и сценический замысел развлекательной программы «Нарисуем вместе лето».
Рабочая гипотеза:

Повышение уровня организации досуга детей в условиях деятельности сельского дома культуры эффективно способствует не только совершенствованию уровня социально культурной деятельности сельского клубного учреждения, но и духовному развития подрастающего поколения современного села.

Методы исследования:

1) Анализ теоретического и практического материала.

2) Анализ официальной документации.

3) Анкетирование.

4) Включенное наблюдение.

База исследования:

Хайрюзовский СДК Троицкого района Алтайского края

Итоговая работа состоит: введения; 2 главы; заключения; списка литературы; приложений.


Глава 1. Теоретико-методические аспекты проблемы досуга детей в сельской местности

1.1 Деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей
По мнению А.Голутва сельское население сильно отличаются историей своей индивидуальной жизни и выполняют так много различных функций, что делать какую-то одну функцию более существенной кажется уже не столь само собой разумеющимся. Жизнь в сельском объединении имеет определенное сходство с жизнью семьи. При этом все же элементы как традиционной, так и современной семьи соединяются в совершенно новой форме. Жизнь в селе сходна с традиционной семьей тем, что общими узами связано большое число ее членов. Семейные объединения довольно велики, и каждое село может считаться еще большим единством разветвленных родственных связей. Так, например, небольшие праздники происходят в отдельных домах, а большие открыты для всех односельчан. Рождение ребенка вызывает всеобщий интерес, а крещение представляет собой такое большое общественное событие, что на празднование приглашаются все жители села. То же относится к свадьбам и погребениям. В селах семейная жизнь не скрывается: все жители принимают в ней участие [8].


Социальная среда здесь выступает как объединяющее начало всех его жителей, в том числе и детей. При этом качественная характеристика сельских учреждений культуры (клубов, библиотек, киноустановок), всей атмосферы культурной жизни обнаруживает все большее значительное отставание села.

Понимание ограниченности (в сравнении с городом) «ассортимента» учреждений культуры в селе порождают у сельских жителей известную неудовлетворенность культурно-просветительным и бытовым обслуживанием . Проблема формирования и удовлетворения культурных потребностей особенно остро стоит перед сельскими учреждениями культуры [9].

В последние годы на селе резко сократилась сеть учреждений культуры, увеличился моральный и физический износ отраслевых ресурсов, ухудшилась структура досуга населения. Закрылись мелкие периферийные клубы. Сегодня некоторые населенные пункты остаются без каких-либо очагов культуры. А материально-техническая база большинства выживших клубов, значительно отстает от современных требований. Проблема удовлетворения потребностей и запросов детей посредством учреждений культуры наиболее остро стоит в сельской местности, где и материальная база, и обеспечение кадрами по сравнению с городскими учреждениями культуры находятся на гораздо более низком уровне[5].

Многие потребности могут быть удовлетворены при условии взаимодействия различных учреждений культуры, например, библиотеки и клуба, школы и клуба, клуба и спортивных организаций .Учреждения культуры являются своеобразными центрами организации досуга [12]. «Культурный цент представляет собой комплекс, объединяющий все основные культурно-просветительные учреждения, обслуживающие населения по месту его жительства». И.М. Бакштейн исходит из комплексной, многофункциональной модели досугового объекта, рассматриваемого не в виде суммы некоторых учреждений, а как единое пространство организации досуга, характеризующиеся сложной структурой [10].

Важнейшим организационно-педагогическим условием оптимизации

воспитательного воздействия на подрастающее поколение в сфере свободного времени является взаимосогласованная работа различных учреждений и организаций. Особенно большое значение это имеет в условиях сельской местности, так как жизнь и быт сельского населения, специфика села, делают естественным взаимодействие различных социальных институтов в организации досуга детей .Специфика досуговой деятельности детей определяется наличием в ней элементов рекреационно-развлекательной функции. Досуговая деятельность детей должна сочетать развлекательность с развитием творческих и физических сил. Учитывая психологические особенности детей нужно привлекать их к активной деятельности в клубе [9].


Таким образом, своеобразие клуба состоит в том, что воспитание

подрастающего поколения осуществляется в нем в процессе образовательной, воспитательной, творческой деятельности в сфере досуга,

которые органически сочетаются с отдыхом и развлечениями.

Используемые клубом методы работы с детьми своеобразны. Дети участвуют в организации клубных мероприятий не только для себя, но и для взрослых, выступая с концертами художественной самодеятельности [2].

Чтобы дети с разными интересами, запросами пришли в клуб и стали его активными участниками, он, прежде всего, должен создать максимально приемлемые условия для культурного использования свободного времени.

Главным среди них является организация разнообразных, непохожих на учебную, видов деятельности. Это создает предпосылки для всестороннего развития разнообразных интересов, способностей, выбора индивидуальных занятий ребят, участвующих в работе клуба.

Как отмечает Дружинина Н.С. клуб на селе - место коллективного праздника, коллективной игры, коллективного творчества, коллективного отдыха. Поэтому основополагающим в деятельности клубного работника становится массовая работа, помогающая привлечь в клуб ребят, заинтересовывающая их, восполняющая развитие познавательной и художественной деятельности детей, прививающая любовь к земле, сельскому труду, традициям в быту и культуре, сельской жизни [9]. Следовательно, для клубного работника важны знания:

1) Социально- экономические особенности села.

2)Культурные возможности.

3)Возрастной состав детей села.

4)Социальную характеристику семей.

5)Общие тенденции увлечений, наклонностей и потребностей

школьников.

Нужны новые формы привлечения в культурно – досуговую деятельность села детей. Мы рассмотрим это подробнее в первой главе второго параграфа.

1.2. Актуальные формы работы с детьми в условиях сельского клуба
Досуг – это одна их форм детской жизнедеятельности. Содержание досуга – это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. Наука раскрывает приблизительно более сорока главных составляющих элементов досуга. Каждый элемент имеет свои формы, вариации, модели.

В организации досуга ребенка С.А.Шмаков выделяет следующие методы сотрудничества и сотворчества с детьми: