Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Психология общения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Но за одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения могут крыться разные причины. Адаптация затруднена и у детей, нуждающихся в специальном лечении, и у детей с нарушениями психоневрологической сферы, и у тех, кто вырос в неблагоприятных социальных условиях. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.

Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничения времени. «Перегруженные» дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх «не успеть» и в результате — «жертвуют» качеством любой работы.

Так или иначе, плохое поведение — сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

Такие школьники часто становятся «на виду». Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они «задирают» детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, — это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.

Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения.

На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.

Эмоциональная поддержка ребенка в период адаптации со стороны учителя

Многие первоклассники не только не осознают специфическую позицию учителя, но и свое положение ученика. Им трудно понять условность отношений педагога и школьника, поэтому ребенок говорит учителю в ответ на его замечание: "» не хочу здесь учиться, мне с вами не интересно». Отстоять свое «Я» педагогу бывает довольно трудно. Приказывать бесполезно, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребенка, поэтому от учителя требуются терпение и доброжелательность.

Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома: их общение с «чужими» взрослыми, скорее всего, было ограничено, а мама и бабушка были чересчур снисходительны. В школе такие дети тоже пытаются капризничать, настаивать на своем, а когда встречают отпор (пусть самый доброжелательный и корректный), то чаще всего отказываются учиться вообще. Они могут в раздражении швырнуть книги и тетради, расплакаться, а дома будут жаловаться — «учительница не любит». К сожалению, такие жалобы приводят к осуждению действий учителя и серьезным конфликтам.


Требуются большое терпение и такт, т. к. ребенок должен научиться новым для него вариантам взаимодействия, и необходимо длительное время, чтобы малыш понял, что он не «лучше всех», что его умения или большие знания о чем-то – не повод для пренебрежительного отношения к одноклассникам, что учитель должен обращать внимание не только на него и т. п.

Успешность адаптации ребенка к школе во многом зависит от эмоциональной поддержки со стороны учителя и родителей и положительной оценки его стараний (даже если успех невелик). Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя, ведь дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаще всего глазами учителя. Отношение учителя к ребенку определяет и отношение к нему его одноклассников.

Готовность ребенка к началу систематического обучения

Развитие отдельных органов и систем организма ребенка должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды. В противном случае процесс адаптации затягивается, идет с большим напряжением, т. к. дети, функционально не готовые к обучению, имеют более низкий уровень работоспособности. У трети «неготовых» детей уже в начале года отмечаются: неудовлетворительная реакция на нагрузку сердечно-сосудистой системы, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают занятия, а значит, еще больше отстают от сверстников.

Основные причины нарушения (срыва) адаптации:

  • неадекватность требований педагога, родителей;

  • стресс ограничения времени;

  • перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);

  • несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям;

  • нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий;

  • нарушения психического и физического здоровья;

  • психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения.

 

Возраст начала систематического обучения

Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше — у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития. По мнению психологов, именно в это время формируются многие психологические новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на социальные нормы и требования, самооценка и т. п. Интенсивно созревает кора головного мозга, развиваются все познавательные функции (прежде всего, организации и произвольной регуляции деятельности). Вот почему многие исследователи считают более оптимальным для поступления в школу возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5 – 7 лет.



Состояние здоровья ребенка

Один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее — часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.

Готовность к обучению и состояние здоровья ребенка — те факторы, которые невозможно быстро изменить. Однако можно существенно облегчить адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, и это во многом зависит от учителя и родителей. Для этого необходимо, чтобы режим и условия организации учебных занятий, учебная и внеучебная нагрузка, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ соответствовали возрастным возможностям детей.

Эти проблемы у некоторых детей с трудностями адаптации могут отмечаться с первых дней обучения, у других могут проявиться позже, а у части детей — на самом сложном этапе — в феврале.

Следующим этапом нарастающего утомления и сниженной работоспособности является в конце полугодия — примерно с 20 декабря. Многие дети, даже не имевшие серьезных школьных проблем в начале года, перестают справляться с заданиями, которые раньше для них не представляли труда, становятся рассеянными, невнимательными. Родители жалуются, что ребенок нервничает, капризничает, долго не засыпает, тревожно спит. Все это свидетельствует о нарушении нервно-психического здоровья детей.

Еще один непростой период в течение первого учебного года — середина третьей четверти. В это время также обостряются все школьные трудности. Не случайно в феврале для первоклассников организуются дополнительные каникулы. В этот период учебного года необходимо снизить учебную нагрузку, не давать новый и сложный материал, а «остановиться и оглянуться», увидеть те пробелы в знаниях, которые необходимо восполнить. Спокойный режим и щадящие нагрузки помогают преодолеть этот сложный период.

Любой фактор риска (а особенно сочетание факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и родителей может привести к нарушению адаптации (т.е. дезадаптации). Нужно помнить об этом и прилагать все усилия, чтобы адаптация первоклассника к обучению прошла успешно.

ЗАДАНИЕ 4

Максимальное количество баллов – 5

 

Раздел «Основы эффективного взаимодействия»

 

Предлагается к решению следующая педагогическая задача. Вы – классный руководитель 3 класса. У Вас в классе есть ученик, который успевает по всем предметам (все оценки «5»), кроме одного – английского языка (у другого учителя). Ребёнок может прогулять этот урок, может не сделать домашнее задание. Родители организовали дополнительные занятия для ребёнка по английскому языку вне школы, на эти занятия ребёнок ходит с удовольствием, его хвалят. Но, придя на урок английского в школу, ребёнок закрывается. Классный руководитель намерен побеседовать с коллегой по возникшей ситуации.

Вопросы:

1. Предположите и объясните причины сложившегося поведения ребёнка с учителем английского языка.

2. Опишите признаки, по которым можно определить конфликтное взаимодействие между учителем английского языка и учеником.

3. Опишите поведение классного руководителя в возникшей ситуации.

4. Перечислите компоненты конфликтоустойчивости, которые помогут классному руководителю выстроить беседу с коллегой (учителем английского языка). Поясните их воздействие.

5. Разработайте план классного часа с целью профилактической работы с учениками по преодолению трудностей в общении: с одноклассниками, учителями, родителями. Отразите главные аспекты:

  • С какими трудностями можно столкнуться?

  • Приведите примеры возможных трудностей с целью осознания ребёнком, что он не одинок.

  • Сообщите детям, к кому можно обратиться в сложной ситуации.

  • Опишите, насколько эффективно в современных школах информирование и просвещение учеников по данной проблематике.

 

Оформите письменный ответ на все вопросы в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Ответ:

1. Ребенок мог не поладить с самим педагогом. А возможно, что он пропускал ранее занятия, из-за чего у него образовались пробелы в знаниях по этому предмету; из-за этого он отстает от других и стыдится этого.

2. На это указывает то, что ребенок с удовольствием посещает тот же предмет у другого педагога вне школы. Он там делает успехи, за это его хвалят. Но именно к этому педагогу в школе он ходить не хочет.

3. Классный руководитель может поговорить с ребенком в присутствии родителя и выяснить причину такого поведения мальчика. А потом провести беседу с педагогом английского. Можно поприсутствовать на нескольких уроках по этому предмету.


4. В данной ситуации классному руководителю могут помочь следующие компоненты конфликтоустойчивости:

- сдержанность;

- профессионализм;

- тактичность;

- вежливость;

- умение выслушать;

- деликатность;

- дипломатичность;

- аргументированность;

- информативность.
С какими трудностями можно столкнуться?

Ответ: ребенок может замкнуться в себе и не отвечать на вопросы классного руководителя; педагог может разозлиться, вспылить, пойти на принцип; родители и педагог могут поругаться; после разговора с педагогом его отношение к ребенку может ухудшиться; педагог может из гнева уволиться.
Приведите примеры возможных трудностей с целью осознания ребёнком, что он не одинок.

Ответ: вопрос некорректно сформулирован.
Сообщите детям, к кому можно обратиться в сложной ситуации.

Ответ: дети могут обратиться к классному руководителю, завучу или школьному психологу, а также, конечно, в первую очередь, — к своим родителям.
Опишите, насколько эффективно в современных школах информирование и просвещение учеников по данной проблематике.

Ответ: зависит от школы. В развитых современных школах в обязательном порядке есть штатный психолог, который занимается этими вопросами и просвещает учеников, проводя с ними коллективные, мелкогрупповые и индивидуальные беседы. В большинстве школ России пока этот вопрос вызывает большие проблемы до сих пор.
ЗАДАНИЕ 5

Максимальное количество баллов – 5

 

Раздел «Основы эффективного взаимодействия»

 

Посмотрите внимательно отрывок из драматического фильма 2007 года, режиссёрский дебют Аамира Хана «Звёздочки на земле». 

 Ссылка на обучающее видео на YouTube

Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях. Ссылка на видео хостинга YouTubе

Предоставьте письменные ответы на следующие вопросы:

1. Опишите стиль общения, используемый учителем. Объясните свой ответ.

2. Охарактеризуйте приёмы эффективного взаимодействия учителя с детьми во время урока. Приведите примеры.

3. Опишите диалогическое взаимодействие в данном отрывке. Объясните свой ответ.

4. Разработайте план урока с использованием приёмов, используемых в отрывке. Тема урока определяется студентом самостоятельно.

 

Оформите письменный ответ на все вопросы в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.