Файл: Социальнополитическая сущность и идеология принципата.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Об императорском культе, его происхождении, его связи с культом эллинистических царей, его организации, значении, о том, был ли Август обожествлен при жизни или только после смерти, существуют разные мнения. Э. Бикерман считал, что императорский культ был не универсален и не единообразен для всей Империи, а обожествленный император не был государственным богом.
По его мнению, император становился божественным лишь после смерти, при жизни обожествлялся лишь его Гений и его добродетели, ему же не учреждались ни храмы, ни жрецы, ни жертвоприношения. Э. Бикерман также полагал, что культ римских императоров не был связан ни с культом эллинистических царей, ни с древним культом манов.
Римской религии, с ее четким разделением божеского и человеческого права, с представлением о возможности общаться с богами только через священнодействия, ауспиции, знамения, была чужда идея богочеловека как воплотившегося божества или сына бога и попытки некоторых императоров и их жен отождествить себя с богами и богинями не находили отклика. Императорский культ был политическим культом сверхмощи принцепсов, влиявшей на жизнь людей, как влияют на них силы природы.
Но в какой мере Августа действительно считали богом? На этот вопрос вряд ли можно дать однозначный ответ, так как и сами современники Августа, вероятно, ответили бы на него по-разному.
Императорский культ можно, видимо, считать результатом преломления в сознании людей рождения новой социально-политической силы, стоящей над людьми и отсутствовавшей в civitas, где, по крайней мере в принципе, каждый гражданин в соответствии со своим цензом, сословной принадлежностью и личными качествами вносил свой вклад в жизнь и судьбу общины как участник комиций, народных сходок, воин, земледелец, ремесленник, член коллегии, соседства, чувствовал свою значимость для «общей пользы» и ответственность за нее.
Для муниципальных собственников, формировавшегося сословия декурионов, более всего выигравшего от установления Империи, обожествление Августа было обожествлением Героя за его огромные труды и заслуги. Участие в его культе сплачивало это сословие вокруг «римского мифа» и «мифа Августа».
Интерес современников Августа к сельскому и фамильному культу, к народным праздникам частично объяснялся его политикой, направленной на укрепление фамилии, возрождение земледелия и любви к земледельческому труду, проповедь «простых нравов» предков.
Но, вероятно, сказывалось и то, что фамильные и сельские культы, освященные многовековой традицией, знакомые каждому с детства, были ближе римлянам, особенно мелким и средним землевладельцам, еще тесно связанным со своими фамилиями и имениями.
Вместе с тем философия, из которой эти слои черпали свое мировоззрение, приобретала более религиозную окраску, хотя и все менее соответствовавшую «религии предков». Сложнее стало отношение к богам.
Принципат Августа возник в результате классовой борьбы и гражданских войн, он представляет собой определенный этап в развитии римского цезаризма. Опираясь на армию, Август нашел поддержку у различных прослоек рабовладельческого общества.
Об этом периоде древнеримской истории Ф. Энгельс говорил: «В виде исключения встречаются периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, когда государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам, как кажущаяся посредница между ними».
Принципат Августа явился переломным этапом борьбы территориальной монархии и полисно-республиканской системы.
Монархия победила, но не полностью: результатом стал компромисс: сочетание традиций и новаций как в отношениях между монархической власть и республиканскими органами, так и в отношениях между центром и периферией.
Сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновникам... Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно... Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в.
Переход от Республики к Империи в эпоху раннего Принципата имеет особое значение в античной истории. За короткий период (III - II в. до н. э) Рим стал хозяином Средиземноморья, завоевав огромные территории в Европе, Азии Африке, практически объединив под своей властью весь средиземноморский цивилизованный мир и став крупнейшей державой древности.
Начинается новый этап - превращение этой внезапной появившейся Империи в единое целое, когда Рим и провинции стали сближаться не только в правовом отношении, но и сближались их экономика, социальная структура и идеология.
Опорой Августа являлся класс рабовладельцев, в чьих интересах принцепс и проводил внешнюю и внутреннюю политику. Ему удалось после прекращения гражданских войн консолидировать различные слои рабовладельцев, укрепить рабовладение. Принципат не был результатом революции, он был реакцией против волнений масс.
В период принципата остается неизменным немало порядков, присущих рабовладельческому городу-государству, но вместе с тем закладываются основы новой политики по отношению к провинциям. Принципат как определенный политический порядок должен был разрешать задачи, стоявшие перед рабовладельческими классами всего Средиземноморья, а не только города Рима. Несмотря на сохранение традиций, задачи государства расширились.
Оно смелее, чем прежде, регулирует вопросы гражданского оборота, вмешивается в семейные отношения, даже пытается регулировать отношения между рабом и господином. Все это нашло отражение в римском праве, разработкой которого занимались многочисленные юристы.
Время принципата Августа, когда были подведены итоги предшествующему развитию и заложены основы будущего во всех сферах римской жизни, имело также значение в идеологической и, в частности, в религиозной сфере.
В высших кругах поддерживавшаяся Августом и преданностью «римскому мифу» традиционная религия еще чтились, но преобразовывалась в соответствии с новымя идеями, более отвечавшими современному им Риму, чем Риму как гражданской общине, уже переставшей существовать.
Поэтому и учения, сложившиеся при эллинизме, принимались теперь более непосредственно, чем раньше, когда они корректировались в соответствии со шкалой ценностей римской civitas. Новой силой, цементировавшей уже не общину, а империю, должен был стать императорский культ; в нем участвовали все слои общества, римляне и провинциалы, для которых он был средством приобщения к римской культуре и римскому могуществу.
Традиционная религия продолжала жить там, где сохранялись более или менее значительные следы общинных связей или связей, объединявших людей в общем труде: в культах фамилий, имений, соседств, коллегий.
«Август был действительно популярен, и популярна была его политика. Мир, установление которого приписывали ему, был великим благом, ради него можно было забыть и простить все ужасы проскрипций и террора триумвиров и их армии» .
Сердцевиной этого своеобразного социального устройства политики и идеологии, нероновского общества, являлся совет принцепса, куда входили, по определению Светония, primores uiri, или виднейшие граждане города. Если отделения, которыми управляют вольноотпущенники
, занимаются административными и политическими рутинными делами, то совет принцепса обсуждает главные перспективы и военные решения.
Постепенно совет подменит сенат в плане политики и идеологии. Император всегда приглашал на заседания важных вольноотпущенников, если считал, что их присутствие необходимо.
Созданный Августом совет принцепса включал в себя некоторое единство противоположностей в античной истории - с одной стороны, у греков, друзья, причастные к успеху Александра, с другой - римский вариант, вспомним хотя бы о той компании, что как рыба-прилипала льнула к самым знатным лицам Империи Клавдия.
Он использует это расслоение среди своих главных советников и тех, кто не так влиятелен, дальше дело за Сенекой. Принимаемые на личных аудиенциях индивидуально или маленькими группами, «друзья» приветствовали императора, когда он вставал, сопровождали его в поездках. Собирались то на небольшие тайные собрания во дворце либо в резиденции Цезарей, то на заседания для рассмотрения споров, конфликтов, приемов посольств. Предвосхищая советы пэров средневековой монархии и даже кабинеты американских президентов, совет принцепса управлял всем тем, что касалось финансов армии, иностранной политики, отношений с посольствами. Обсуждались также правовые и законодательные вопросы, касающиеся судьбы трона и задач, вытекающих из преемственности империи.
Он активно участвует в разработке законов, декретов, рескриптов и императорских мандатов. Около двадцати сенаторов и тридцати всадников присутствуют обычно на собраниях совета принцепса. По-отечески доброжелательный, щедрый со своими советниками, император без колебаний отстраняет и безжалостно наказывает, если сомневается в чьей-либо лояльности. Остается добавить, что привилегированные сохраняют свой статус дольше, чем сам принцепс, трон которого они окружают. Многие из них, оставаясь членами совета, переживают несколько цезарей.
Итак, с полным основанием можно утверждать, что этот орган является гарантом продолжительности императорского правления.
При Нероне совет был далеко не бездеятельным. Источники это подтверждают. Вопросов для обсуждения действительно много, мнения по решению некоторых иногда расходятся и, бывает, появляются разногласия. Пример тому — проект налоговой реформы: задуманный Нероном и некоторыми из его советников
, он сначала не был принят другими, пока за него не вступился Сенека, и тогда проект был окончательно поддержан большинством сенаторов. Подобно своим предшественникам, окруженный советниками, Нерон участвует в заседаниях трибунала, чтобы вершить справедливость.
Он является на прием посольств. Обсуждались ошибки некоторых вольноотпущенников и меры, принятые после убийства Педания Секунды. В этом политическом аппарате в начале кризиса 68 года Нерон, ночью, срочно собирает совет. Как замечает Светоний, когда император находится в тупике, он обращается ни к сенату, ни к народу, а к людям, которых считает primorils uiri. Раньше, в 60 году, совет не позволил оставить Бретань и посоветовал доверить Корбулону командование римскими силами в восточной зоне, где парфяне становились очень опасными.
Нерон уничтожил многих своих советников, но после убийства Британника он осыпал щедротами самых могущественных среди них — Сенеку, Бурра и других.
Источники:
Практикум по истории древнего мира. / Под ред. И.С. Свенцицкой. -М., 1988. -Вып. 2. -Тема 9. -С.123-140.
Хрестоматия по истории Древнего мира. -М., 1991, -С.251-257.
Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. - М., 1990.
Литература:
Культура Древнего Рима. / Под ред. Е.С. Голубцовой. - М., 1985. - Т.I. С.58-86, 180-183; -Т.2. - С.48-51, 190-201.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. -М., 1990. -С.264-269.
Словарь античности. -М., 1989.
Федорова Е.В. Люди императорского Рима. -М., 1990.
Шифман И.Ш. Цезарь Август. -Л., 1990.