Файл: Реферат тема Технология контроля наличия или отсутствия электрического контакта трубапатрон на авто и жд переходах подземного трубопровода.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Потенциала «патрон – земля» Uп-з:

  • отсутствует электрический контакт – потенциал Uп-з остается практически неизменным или отклоняется в положительную сторону;

  • электролитический контакт – потенциал Uп-з отклоняется в отрицательную сторону на величину меньшую, чем потенциал «труба-земля»;

  • металлический контакт – потенциал Uп-з отклоняется в отрицательную сторону на величину отклонения потенциала «труба-земля».

  • Регистрация формы сигнала и измерение потенциалов «труба-земля» и «патрон-земля» осуществляется низкочастотными цифровыми осциллографами (Диполь-М, ОНЦ -20 и др.) с шагом квантования от 0,1 мсек и диапазоном измерения не менее +- 10В. Время регистрации 100-500 мсек. При измерениях используются медно-сульфатные электроды сравнения, устанавливаемые над патроном при регистрации сигнала «труба-патрон» и не менее чем в 3 м от края (торца) патрона за его пределами, над осью трубопровода, при измерениях по схеме «труба-земля». Полярность подключения осциллографа к электродам – стандартная для электрометрии («+» - вывод КИП).

В абсолютном большинстве типовых трассовых ситуаций* спектр сигнала «труба-земля» содержит гармоники 100 или 50 Гц, источником которых являются преобразователи катодной защиты (диодные или тиристорные выпрямители). Амплитуда сигнала переменной составляющей, в зависимости от удаления СКЗ и других факторов, составляет от десятков милливольт до нескольких вольт. Постоянная составляющая зарегистрированного сигнала (среднее по выборке или среднеквадратическое-RMS) соответствует потенциалу «сооружение – земля» (с омической составляющей), переменная составляющая сигнала визуально или посредством преобразований Фурье может быть охарактеризована амплитудой и спектром.

Наличие контакта между трубой и патроном и его характер определяют по соотношению амплитудных и частотных характеристик сигналов «патрон – земля» и «труба-земля»:

  • отсутствует электрический контакт – потенциал Uп-з >> Uт-з (значительно более положительный) амплитуда переменной составляющей Ап-з <<Ат-з, спектр сигнала «патрон-земля» шумовой (не содержит явно выраженных гармоник системы катодной защиты). В некоторых случаях возможно наличие слабых индуктивных и емкостных наводок сигнала катодной защиты на патрон, сигнал «патрон-земля» имеет обращенную форму по отношению к сигналу «труба-земля», амплитудные характеристики существенно различны в соответствии вышеизложенному.




Рис. 5 Сигналы и спектры при отсутствии электрического контакта.

  • электролитический контакт - потенциал Uп-з>Uт-з (более положительный) амплитуда переменной составляющей Ап-з<Ат-з, форма сигнала и частотный спектр одинаковы;



Рис.6 Сигналы и спектры при наличии электролитического контакта

  • металлический контакт – потенциал Uп-з приближенно равен потенциалу Uт-з, амплитуда и частотный спектр переменной составляющей сигналов не имеют видимых отличий.



Рис.7 Сигналы и спектры при наличии металлического контакта

При производстве работ на объектах, оборудованных импульсными преобразователями катодной защиты (без переменной составляющей выходного сигнала), для диагностики по форме сигнала используется низкочастотный генератор, подключенный по схеме «труба – ГУ – земля» на ближайшем к ДП контрольно-измерительном пункте, или источник постоянного тока для производства измерений по способу смещения потенциала. Не рекомендуется использование для указанных целей КИП дорожного перехода.

Измеренные величины включают омическую составляющую, при различных положениях электрода сравнения (что предусмотрено методикой измерений) ее вклад может изменяться на 10-20% с соответствующим изменением результатов амплитудных измерений. Для контроля заключения о наличии металлического контакта производится дополнительное измерение обоих сигналов с неизменным положением м.с.э.

  • Измерение сопротивления «труба – патрон»по переменному току измерителями сопротивлений заземлений.

Измерение сопротивления цепи «труба-патрон» осуществляют приборами для измерения сопротивлений на переменном токе (ИСЗ, Ф-4101, МЕТРАТЕР-2 и т.п.) в соответствии с руководством по эксплуатации, особое внимание должно уделяться зачистке контактных выводов для исключения погрешностей, обусловленных переходными сопротивлениями. Применяемые приборы должны соответствовать техническим требованиям Р Газпром «Временные технические требования к измерителям сопротивлений», класс В – измерители сопротивлений заземлений .



Минимальное допустимое сопротивление цепи Rт-п определяется в зависимости от длины патрона (Дополнение к ВСН 009-88 [ ])



Рис.8 Зависимость усредненного минимально-допустимого сопротивления «патрон-труба» от длины кожуха.

Для приближенной первичной оценки состояния дорожного перехода с типовой длиной кожуха в 30-60м могут использоваться следующие критерии, по мере необходимости уточняемые с помощью приведенной номограммы:

  • величина измеренного сопротивления выше 1 Ом свидетельствует об отсутствии электрического контакта между трубой и патроном;

  • если величина сопротивления находится в пределах от 0,25 Ом до 1 Ом – наличие электролитического контакта;

  • если величина сопротивления менее 0,25 Ом - имеет место металлический контакт.

    • Измерение смещения потенциала «патрон-земля» при катодной поляризации МГ*

Для реализации способа необходимо собрать электрическую схему (рис. 9). В качестве регулируемого источника тока может быть использована опытная катодная станция или батарея аккумуляторов с реостатом. Напряжение источника или сопротивление реостата подбирается опытным путем. Временный анодный заземлитель располагается над патроном у обочины дороги или у подножия насыпи. Электроды сравнения размещают на противоположном конце патрона: электрод для измерения разности потенциалов «патрон-земля» устанавливают над патроном у подножия насыпи, электрод для измерения разности потенциалов «труба-земля» - над трубой, не ближе трех метров от торца патрона. До включения тока измеряют и документируют разности потенциалов «труба-земля» и «патрон-земля». После включения источника регулируют силу тока таким образом, чтобы получить смещение потенциала трубы не менее, чем на 0,4 В в отрицательную сторону. После этого снова измеряют и записывают значения разности потенциалов «труба-земля» и «патрон-земля».

Для документальной регистрации результатов измерений могут использоваться самопишущие или регистрирующие приборы (регистраторы).

Отчет по результатам обследования ДП.
Этап включает обработку и анализ данных электрометрических измерений, подготовку заключения (заполнение отчетной формы) по техническому состоянию и ЭХЗ дорожного перехода, рекомендации по ремонту и обслуживанию.


Результаты обследования перехода газопровода через дорогу заносятся в отчетную карту обследования (приложение А).

В карте представляют следующие сведения:

  • дата проведения работ;

  • название эксплуатирующего предприятия;

  • название газопровода;

  • место перехода по километражу газопровода;

  • название и вид дороги;

  • место перехода по километражу дороги;

  • координаты середины ДП (привязка системой спутниковой навигации)

  • диаметр трубы газопровода;

  • диаметр патрона;

  • длина патрона;

  • глубина заложения;

  • наличие контрольно-измерительных колонок и их количество;

  • состояние контрольных выводов;

  • разность потенциалов «труба-земля»;

  • разность потенциалов «патрон-земля»;

  • сопротивление цепи «труба-патрон», измеренное прибором для измерения сопротивления заземлений;

  • амплитуда переменной составляющей сигнала «труба-земля»;

  • амплитуда переменной составляющей сигнала «патрон-земля»;

  • смещение потенциала патрона и значение тока поляризации;

  • заключение о наличии электрического контакта между трубой и патроном;

  • характер контакта (металлический, электролитический).

В случае установления металлического контакта, карта-отчет должна сопровождаться графическими и табличными приложениями с данными обследования ДП и прилегающей части газопровода.

Карта обследования дорожного перехода подписывается ответственным лицом, проводившим обследование с указанием его должности и фамилии.

По результатам проведенных обследований предприятие, эксплуатирующее газопровод, принимает решение по дальнейшей эксплуатации перехода и при необходимости реализует мероприятия по устранению электрического контакта.