Файл: Содержание Введение 2 Сущность и методы пропаганды 4 Виды пропаганды (нацистская, коммунистическая, американская, тоталитарные секты) 12 Заключение 16 Список литературы 17 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение 2

1. Сущность и методы пропаганды 4

2. Виды пропаганды (нацистская, коммунистическая, американская, тоталитарные секты) 12

Заключение 16

Список литературы 17


Введение
С начала XX века, вместе с бурным развитием средств массовой информации пропаганда как инструмент искусственного формирования общественного мнения и манипулирования им стала использоваться шире, чем когда-либо. Методы влияния на мировосприятие людей и направления общественного внимания в нужную сторону оказались крайне востребованы в коммерческих и политических целях.

В разных уголках планеты пропаганда стала лучшей опорой и мощнейшим инструментом как для смены режимов, так и для их удержания. История XX века, оставившая человечеству память о двух Мировых войнах, о революциях, о массе локальных военных конфликтов наглядно демонстрирует, как манипуляции общественным сознанием с помощью СМИ позволяют управлять целыми народами.

И сегодня, в условиях информационного противостояния, вызванного сложной политической и экономической обстановкой в мире, скрытое влияние пропаганды на людей только возросло. В такой обстановке важно уметь идентифицировать попытки внешнего воздействия на общественное мнение, причем не только для того, чтобы избегать этого воздействия, но и анализировать его источники, цели и последствия.

Термин «манипулирование» (манипуляция) происходит от латинского слова manipulare и в своем первоначальном содержании означает (в позитивном смысле): «управлять», «управлять со знанием дела», «оказывать помощь» и т.п. В современном понимании манипулирование представляет собой систему способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам.

Существуют также определения, опирающиеся на понимание манипуляции как некоего вида мошенничества, махинации. Однако манипуляция никогда не бывает жестко насильственной, она носит так называемый добровольно-принудительный характер. Некоторые исследователи утверждают, что манипулирование является выражением инстинктивной потребности человека в стабильности окружающего мира и вытекающего из нее стремления все объяснять из самого себя.


Цель работы – изучение пропаганды как средства манипулирования.

Задачи:

- рассмотреть сущность и методы пропаганды;

- изучить виды пропаганды.


1. Сущность и методы пропаганды
Существует несколько определений понятия пропаганды. Остановимся на двух наиболее часто встречающихся.

Согласно Большой Советской Энциклопедии, «пропаганда (лат. propaganda – подлежащее распространению, от propago – распространяю), распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности» [1].

Энциклопедия Британника, в свою очередь, даёт такое определение: «пропаганда сводится к более-менее систематическим попыткам манипуляции мнениями и убеждениями людей посредством различных символов: слов, лозунгов, монументов, музыки и т. д. От других способов распространения знаний и идей пропаганда отличается нацеленностью на манипуляцию сознанием и поведением людей.

Пропаганда всегда имеет цель или набор целей. Для достижения этих целей пропаганда отбирает факты и представляет их таким образом, чтобы воздействие на сознание было наибольшим. Для достижения своих целей пропаганда может отбрасывать некоторые важные факты или искажать их, а также пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации» [7].

Можно заметить, что в варианте Британники прослеживается более негативная коннотация термина, а определение БСЭ мягче по содержанию. Существуют и другие толкования, но все они сводятся к мысли, что пропаганда – это информационный компонент, используемый для целенаправленного искажения общественного мнения в пользу узкого круга лиц, которые и являются источником пропаганды.

В зависимости от преследуемых целей пропаганду можно разделить на позитивную и негативную.

Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится донести до аудитории или иные идеи в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды – способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех

, кому адресована, а не ограниченного круга манипуляторов.

Например, пропаганда здорового образа жизни, вакцинации, бега трусцой, и т.п. Позитивная пропаганда имеет довольно размытую границу с рекламой и агитацией, и легко перетекает из одной формы в другую.

Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды – разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить или сплотить людей, отвлечь их от каких-либо событий, сделать их послушными воле пропагандиста.

Основная функция негативной пропаганды – создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда опирается на внушаемость и низкий уровень критического мышления масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц, которые, обычно, расходятся с интересами самих этих масс [10].

По методам воздействия пропаганду делят на три вида: белая, серая и черная.

Белая – не допускает искажение фактов ради достижения целей. Такая пропаганда может лишь представлять события в выгодном свете.

Серая – допускает незначительные искажения фактов, такие, как недоговаривание, замалчивание, преувеличения, манипуляции со статистикой.

Черная – допускает любое искажение реальности, в том числе и откровенно вымышленные или перевёрнутые факты, ради достижения задач [6, с. 110].

Существует огромное множество различных приемов и методов пропаганды. Разберем 14 наиболее часто встречающихся.

1. Метод многократного повторения, также известный как «метод Геббельса»

Этот прием предполагает бесконечное повторение одной и той же идеи. Такая идея, особенно если она сформулирована в виде простого легко запоминающегося слогана, после многократного повторения начинает восприниматься массами как истина. Активно используется в тех странах, где свобода СМИ ограничена или подконтрольна государству.

2. Метод «полуправды»

В некоторых обстоятельствах слишком очевидная, примитивная ложь будет отталкивать. Например, если аудитория обладает довольно высоким уровнем критического мышления или имеет причины не доверять источнику информации. Поэтому бывает уместно использовать метод «полуправды»: аудитории подаётся несколько утверждений, часть которых являются общеизвестными или легко проверяемыми, а вторая часть или искажается, или опускается. Причем факты не обязательно должны быть связанны между собой. Человек, определивший первую часть сообщения как правду, вероятно, поверит и второй части [9].


3. Эффект первичности

Геббельс писал: «Скажи миру слово первым – и ты по умолчанию будешь прав» [7]. Здесь срабатывает эффект первичности - один из эффектов восприятия, который сформулировал в 1946 году польско-американский психолог Соломон Аш. На основе результатов своего эксперимента он выдвинул теорию о том, что первое сообщение о чем-либо оказывает на человека более сильное впечатление, чем любая последующая информация в независимости от объективности, адекватности и достоверности новых фактов [7].

4. Эффект присутствия

Включает в себя ряд приемов, которые должны имитировать реальность. Их постоянно используют при «репортажах с мест боев» и в криминальной хронике, фабрикуя задним числом съемку «реальной» поимки бандитов или автокатастрофы. Иллюзию «боевой обстановки» создают, например, рывками камеры и сбитым фокусом. В это время перед камерой бегут какие-то люди, слышны выстрелы и крики, суета и паника. Все выглядит так, будто бы оператор, находящийся в горячей точке под огнем, рискуя собственной жизнью снимает реальность. Создается мощнейший эффект присутствия, зритель погружается в центр событий, не подозревая, что происходящее – всего лишь иллюзия [9].

5. Анонимный авторитет

Одним из самых эффективных методов влияния является апеллирование к авторитетному мнению специалиста в какой-либо сфере. Это было неоднократно доказано с помощью целенаправленных экспериментов.

Авторитет, к которому обращаются, может быть деятелем науки, культуры, весомой политической, или религиозной фигурой. Имя авторитета не сообщается. При этом для большей убедительности он может цитировать или ссылаться на документы, оценки экспертов, свидетельские отчеты, например: «Ученые на основании многолетних исследований установили...», «Доктора рекомендуют...», «Источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает...». Сообщаемая таким образом информация в большинстве случаев далека от правды, но ссылки на мнение авторитета придают ей солидность и вес в глазах обывателей. При этом журналисты не несут никакой ответственности за ложное сообщение, т.к. источник анонимен [9].
6. Ложные аналогии

Склонность человека мыслить аналогиями открывает собой широчайшее поле для манипуляций. Стандартное мышление большинства людей основано на логических связках «причина – следствие», которые кажутся полностью подконтрольными сознанию и здравому смыслу. Связку «конкретная причина – конкретное следствие», которая сработала однажды, мы склонны экстраполировать и на другие ситуации, никак не связанные с первоначальными, создавая таким образом псевдологичные ассоциации [5].


7. Информационная блокада

Метод заключается в ликвидации возможности противника публично заявлять о своей позиции. Такой вид пропаганды тесно связан с информационным доминированием и цензурой. К ним прибегают как в случае военных действий, так и в мирное время (например, во время выборов).

Путём блокировок, ограничений и запретов создаётся информационный вакуум по какому-то вопросу, что приводит к повышенному интересу со стороны общества. А потом информация, выгодная тем, кто блокирует освещение вопроса, резко вбрасывается в массы. Это позволяет обеспечить единую интерпретацию происходящих событий, а другая точка зрения практически недоступна для широкой аудитории [7].

8. «Очевидцы» события

Очень эффективный приём, основанный на создании эмоционального резонанса. Подбираются один или несколько подставных очевидцев событий, которые крайне эмоционально описывают какое-либо событие в нужном свете. Искажение фактов, выдумки, преувеличения, равно как и преуменьшения, эмоций. Особенно действенны образы рыдающих детей, обиженных стариков и молодых инвалидов.
Имена очевидцев зачастую скрываются якобы в целях конспирации. Иногда называются вымышленные. Главное вызвать нужный отклик у зрителя. Шокированная психика ослаблена и способна воспринять ложную информацию, не вникая в нюансы [7].

9. Метод «гнилой селёдки»

Основатель издательского дома «Коммерсант» Владимир Яковлев в своей статье подробно описывает некоторые методы спецпропаганды, которым учили на военной кафедре журналистского факультета МГУ. Один из них – метод «гнилой селёдки», работающий по принципу чёрного пира. Название этого метода отсылает к шведскому деликатесу – Сюрстрёмминг, представляющему собой квашеную сельдь с сильным запахом гниения. Прикоснувшись к Сюрстрёмминг однажды, человек будет своим запахом ещё долго невольно сообщать окружающим о факте своего «общения» с деликатесом. Аналогично, можно добиться у широкой публики чётких ассоциаций между человеком и порочащим его фактом.

Для применения метода «гнилой селёдки» подбирается какое-либо обвинение, подойдёт даже абсолютно ложное. Важно, чтобы оно было максимально грязным и скандальным. Например, сексуальные домогательства, аморальное поведение, растление детей и т.п. Цель вовсе не в том, чтобы доказать вину, а в том, чтобы вызвать её бурное обсуждение.

Как только обвинение становится предметом публичной дискуссии, неизбежно возникают его сторонники и противники, знатоки и эксперты. И, вне зависимости от своих взглядов, все участники обсуждения снова и снова произносят имя обвиняемого в связке с грязным и скандальным обвинением. Таким образом, в одежду жертвы постепенно втирается «гнилая селёдка» до тех пор, пока наконец запах не начинает следовать за ней повсюду [11].