Файл: Содержание Введение 2 Сущность и методы пропаганды 4 Виды пропаганды (нацистская, коммунистическая, американская, тоталитарные секты) 12 Заключение 16 Список литературы 17 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


10. Метод «большой лжи»

Метод «большой лжи» немного похож на «гнилую селёдку», но работает иначе. Его суть заключается в том, чтобы с максимальной степенью уверенности предложить аудитории настолько глобальную и неправдоподобную ложь, что практически невозможно поверить, что о таком станут врать. Этот метод получил широкое распространение в нацистской Германии. Адольф Гитлер в книге «Моя борьба» описывает его как «ложь настолько огромную, что никто не поверит в то, что кто-то имел смелость обезобразить действительность так бесстыже» [2].

Трюк здесь в том, что правильно скомпонованная и хорошо придуманная «большая ложь» вызывает у слушателя или зрителя глубокую эмоциональную травму, которая затем надолго определяет его взгляды вопреки любым доводам логики и рассудка.

Особенно хорошо работают в этом смысле ложные описания жестоких издевательств над детьми или женщинами.

11. Метод «абсолютной очевидности»

Этот метод достигает эффекта небыстро, но зато надолго. Вместо каких-либо доказательств та точка зрения, в которой требуется убедить общественность, систематически подаётся ей как нечто само собой разумеющееся, и поэтому – поддерживаемое преобладающим большинством населения. Человеческая психика автоматически реагирует на мнение большинства, стремясь к нему присоединиться.

Важным условием является признание аксиомы о том, что большинство обязательно должно быть преобладающим, а его поддержка тотальной и безальтернативной – в другом случае «эффекта присоединения» не возникает. Если эти правила соблюдаются, то количество сторонников «позиции большинства» начинает медленно, но верно расти, и со временем увеличивается в геометрической прогрессии. Особенно этот рост происходит за счёт представителей социально-уязвимых слоёв, которые по разным причинам наиболее подвержены «эффекту присоединения». Одним из классических способов внедрения метода «абсолютной очевидности» часто становится публикация результатов так называемых «социологических опросов», показывающих «абсолютное» общественное мнение по той или иной проблеме. Конечно, не требуется при этом, чтобы эти «опросы» имели хоть какое-то отношение к существующей действительности [11].

12. Метод «неизвестного героя»

Суть метода заключается в ложной или гипертрофированной героизации действий или образа единомышленников. В ситуации войны – это героизация отечественных войск, в мирное время – своих политиков, проправительственных деятелей культуры или других авторитетов. При всей внешней примитивности этот метод очень эффективен.


13. Невербальные символы

Метод, предполагающий использование пропагандой невербальных символов, используется как вспомогательный, в комплексе с другими. Это символика, созданная с целью вызывать устойчивые эмоции – например, свастика, красная звезда, визуальный образ широко известного национального героя: Дядя Сэм (чьим прототипом, предположительно, был Джефферсон) как олицетворение США, Марианна – персонификация Франции, Родина-мать, широко распространённый символ в СССР [7].

14. Комментирование

Этот приём не насаждает нужную точку зрения напрямую, а мягко подводит публику к нужным выводам. Формируется такой контекст, в котором мысли человека идут в заданном направлении.

Какой-либо неоднозначный факт преподносится публике ловким комментатором, который предлагает читателю или зрителю несколько вариантов его интерпретации. Его сообщение не передаёт одобрение или неодобрение напрямую, но подаётся так, что интонация, выражение лица, многозначительные паузы, наводящие вопросы часто имеют тот же эффект, что и авторская оценка [4].

Подача информации выглядит весьма объективной, ведь зритель сам сделал выводы, никто не навязывал ему мнение [7]. Это далеко не полный список приёмов пропаганды XXI века, но их используют настолько часто, что хотя бы несколько из них испытывал на себе каждый.

2. Виды пропаганды (нацистская, коммунистическая, американская, тоталитарные секты)
Первая крупномасштабная и организованная пропаганда государственной пропаганды была вызвана началом войны в 1914 году. После поражения Германии в Первой мировой войне военные чиновники, такие как Эрих Людендорф предположил, что британская пропаганда сыграла важную роль в их поражении. Адольф Гитлер присоединился к этой точке зрения, полагая, что она была основной причиной падения морального духа и восстаний в тылу и флоте Германии в 1918 году.

В Mein Kampf (1925) Гитлер изложил свою теорию пропаганды, которая обеспечила мощную основу для его прихода к власти в 1933 году. Историк Роберт Энсор объясняет, что «Гитлер... ограничить то, что может быть сделано с помощью пропаганды; люди будут верить всему, если им говорят это достаточно часто и решительно, и что оппоненты либо замалчиваются, либо задушены клеветой» [8].

Это должно было быть правдой в Германии и подкреплено их армией, что затрудняло проникновение другой пропаганды. Большая часть пропаганды в нацистской Германии была произведена Министерством общественного просвещения и пропаганды под руководством Джозефа. Геббельс. Геббельс упоминает пропаганду как способ видеть массы. Символы используются для пропаганды, такой как справедливость, свобода и преданность своей стране. 



Вторая мировая война продолжала использовать пропаганду как оружие войны, опираясь на опыт Первой мировой войны, Геббельсом и британцами Управление политической войны, а также Управление военной информации США.

В годы после Октябрьской революции 1917 года советское правительство спонсировало российскую киноиндустрию с целью создания пропагандистских фильмов (например, фильм 1925 года Броненосец Потемкин прославляет коммунистов. идеалы.)

Во время Второй мировой войны нацистские режиссеры создавали очень эмоциональные фильмы, чтобы создать у народа поддержку оккупации Судет и нападению на Польшу. 1930-е и 1940-е годы, когда возникли тоталитарные государства и Вторая мировая война, возможно, являются «золотым веком пропаганды». 

Лени Рифеншталь, режиссер, работавший в нацистской Германии, создала один из самых известных пропагандистских фильмов Триумф воли. В 1942 году пропагандистская песня Ниет Молотов была сделана в Финляндии во время Войны-продолжения, и она высмеивает Красную Армию » провал в Зимней войне, отсылая в названии песни советского министра иностранных дел, Вячеслава Молотова [8].

В США анимация стала популярной, особенно для того, чтобы привлечь внимание молодежи и помочь военным усилиям США, например, Лицо фюрера (1942), в котором высмеивается Гитлер И ратует за ценность свободы. Некоторые американские фильмы о войне в начале 1940-х годов были разработаны, чтобы создать патриотический образ мышления и убедить зрителей в том, что для победы над державами оси необходимо принести жертвы.

Другие были предназначены для того, чтобы помочь американцам понять своих союзников в целом, как в таких фильмах, как Знай своего союзника: Британия и Наши греческие союзники.

Помимо фильмов о войне, Голливуд внес свой вклад в повышение морального духа американцев в фильме, призванном показать, как звезды сцены и экрана, оставшиеся в тылу, вносят свой вклад не только в свой труд, но и в их понимании того, что множество народов работали вместе против угрозы Оси: Столовая у двери сцены (1943) содержит один сегмент, призванный развеять недоверие американцев к Советам, а другой - развеять их фанатизм против Китайцы.

Польские кинематографисты в Великобритании создали цветной антинацистский фильм «Вызов мистера Смита» (1943) о текущих преступлениях нацистов в оккупированной Европе и лжи нацистской пропаганды. Запад и Советский Союз широко использовали пропаганду во время холодной войны. Обе стороны использовали фильмы, телевидение и радиопрограммы, чтобы влиять на своих граждан, друг друга и страны третьего мира. 


Современные романы Джорджа Оруэлла Скотный двор и Девятнадцать восемьдесят четыре изображают использование пропаганды в вымышленных антиутопических обществах. Во время кубинской революции Фидель Кастро подчеркивал важность пропаганды. Пропаганда широко использовалась коммунистическими силами во время войны во Вьетнаме как средство контроля над мнениями людей [8].

Во время югославских войн пропаганда использовалась как военная стратегия правительствами Союзной Республики Югославии и Хорватии. Пропаганда использовалась для создания страха и ненависти и, в частности, для подстрекательства сербского населения к другим этническим группам (боснийцев, хорватов, албанцев и других несербов). Сербские СМИ приложили немало усилий для оправдания, пересмотра или отрицания массовых военных преступлений, совершенных сербскими войсками во время этих войн.

Тоталитарная секта – это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена [8].

Секты считают, что они сами или их лидер обладают особым статусом, который выносит их за рамки общества и/или семьи и противопоставляет им.

Секты скрывают свою истинную природу и цели от потенциальных или новообращенных адептов. Они пользуются обманными методами для вербовки и привлечения новых членов. У тоталитарных сект есть определенные характеристики, которые отличают их от других групп, не до такой степени манипулирующих сознанием своих членов [3].

Например:

Члены беззаветно преданно служат лидеру группы и не подвергают сомнению ни одно его слово или действие. Решения относительно того, как члены должны мыслить, действовать или чувствовать, принимаются руководством группы: члены должны получать разрешение, чтобы пойти на свидание, переменить работу или вступить в брак; существуют правила, определяющие, как одеваться, каким образом воспитывать детей, где жить, и так далее.

Группа уделяет чрезвычайное внимание тому, как добыть побольше денег. Определенные приемы, например, сбор средств для фальшивой благотворительности, оправдываются как методы для достижения высших целей.


Лидер группы ни перед кем не несет ответственности ни за что и не подвластен никаким властям или авторитетам. Члены часто порывают связи с семьей, близкими и друзьями; они отказываются от целей жизни и личных интересов, которые были у них до того, как они были завербованы в группу.

Руководство группы поощряет адептов, чтобы они жили совместно с другими адептами и общались только с ними, а зачастую и требует этого от них. Вопросы, сомнения и недовольство искореняются или даже наказываются. Для подавления сомнений относительно группы и ее лидера используются отупляющие разум приемы (произнесение мантры, говорение языками, обличение отдельных «виновных» членов в присутствии всего собрания и так далее) [3].

Заключение
Сегодня, когда информация доступна как никогда раньше, общественное мнение подвергается широчайшим манипуляциям. Основным инструментом формирования общественного мнения является телевидение, однако, даже те, кто его не смотрит, все равно считывают информацию в магазинах, общественном транспорте, в социальных сетях, слышат что-то от коллег, друзей, родственников.

И, как следствие, подвергаются мощнейшему воздействию информационного потока. Совокупное воздействие этих информационных потоков влияет на картину мира человека и формирует его взгляды, систему ценностей, отношение к тому или иному событию, и т.д.

Среди учёных и философов ведутся споры относительно того, насколько гуманно использование пропаганды как орудия и оружия. С одной стороны, информационные войны менее разрушительны: обманывать и вводить в заблуждение – не то же самое, что убивать людей и бомбить города.

С другой стороны, некоторые виды манипуляций общественным сознанием в долгосрочной перспективе могут точно так же привести к кровавым военным конфликтам. К тому же, искажая восприятие реальности целых народов, манипулятор тем самым нарушает базовые права человека.

Так или иначе, каждый живущий в социуме человек, вне зависимости от местожительства, рода деятельности, увлечений, в той или иной степени испытывает на себе влияние пропаганды.

И осведомлённость о техниках и методах манипуляций сознанием позволяет не только избегать или снижать степень влияния пропагандистов, но и анализировать источники и цели этих манипуляций.


Список литературы


  1. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/

  2. Гитлер А. Моя борьба / пер. с нем.; с коммент. ред. М.: Витязь, 1998. - 590 с.

  3. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Сектоведение. Тоталитарные секты : опыт систематического исследования / Александр Дворкин. - 3-е изд., доп. и перераб. - Нижний Новгород : Христианская б-ка, 2008. - 813 с.

  4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 832 с.

  5. Киселев M.B. Психологические аспекты пропаганды // Информационный ресурсный центр «Пси-фактор». [Электронный ресурс]. URL: https://psyfactor.org/propaganda7htm

  6. Науменко Т.В. Массовая коммуникация и методы ее воздействия на аудиторию // Философия общества. 2004. № 1. С. 100-119.

  7. Остапенко Е. С., Гриванов Р. И. Основные методы пропаганды как средства манипуляции общественным мнением // Личность как субъект социальных изменений: экономические, политико-правовые и гуманитарные аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 июля 2022г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. [Электронный ресурс].URL: https://apni.ru/article/4392-osnovnie-metodi-propagandi-kak-sredstva-manip

  8. Пропаганда. Военное время. [Электронный ресурс].https://ru.wikibrief.org/wiki/Propaganda

  9. Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Article/Soroch_-MetPropag.php

  10. Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. 336 с.

  11. Яковлев В. Пять методов пропаганды в РФ // Независимый Бостонский Альманах «Лебедь» [Электронный ресурс]. URL: https://lebed.com/2015/art6714.htm