Файл: 3. Дискуссионный метод активного социальнопсихологического обучения. Виды, общая характеристика и подходы к проведению Тема Групповое решение проблем. Разновидности дискуссионного метода Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский государственный университет
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Активные методы социально-психологического обучения
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
37.03.01 Психология
(код и наименование направления подготовки, специальности)
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание №_2__
по учебному курсу «Активные методы социально-психологического обучения»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Тольятти 2022
Практическое задание 2
Тема 3. Дискуссионный метод активного социально-психологического обучения. Виды, общая характеристика и подходы к проведению
Тема 4.Групповое решение проблем. Разновидности дискуссионного метода
Задание 2.1
Ответьте письменно на вопросы. Ответы аргументируйте.
1. Как вы думаете, что для вас было бы сложнее: подготовить и провести дискуссию или прочесть лекцию на ту же тему?
Я думаю мне было бы сложнее подготовить и провести дискуссию, нежели прочесть лекцию на ту же тему. Так как для подготовки и проведения дискуссии необходимо проработать и разобрать огромное количество материала по данной теме, в лекции же материал уже дан и отобран, стоит задача только разобраться в материале и провести уже лекцию.
2. Определите отличительные особенности дискуссионного метода социально-психологического обучения.
Дискуссионные методы - вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или «круглого стола'», «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или других.
Любая дискуссия предполагает обсуждение какого-либо вопроса, темы или проблемы, в отношении которых уже существуют различные точки зрения или мнения присутствующих актуализируются непосредственно в дискуссии. Обсуждение предполагает поочередные выступления различных участников. Но для появления полемики активными должны быть не только выступающие или спикеры, но и слушатели, которые своими вопросами, оценками, контр- выступлениями и создают необходимый полемический задор, обозначают границы проблемного поля. Важнейшее условие успешности дискуссии - это ее предметность. Участники могут увлекаться, отклоняться от темы, фокусироваться не на происходящем, а на событиях, имевших место ранее и повлиявших на их отношения к другим участникам дискуссии, поэтому ведущий должен строго следить за тем, чтобы обсуждение происходило только в рамках означенной темы, но и не «зацикливалось» бы на мелких деталях и частностях.
3. Перечислите основные дискуссионные методы.
Метод полемики
Цель полемики – не достижение согласия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Средства, употребляемые в полемике, не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждый из них применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы, и не считается с тем, насколько они соответствуют представлениям других участников полемики о допустимых приемах и средствах. Поэтому противоположная сторона в полемике именуется «противником», а не «оппонентом», как в дискуссии. Следовательно, полемика отличается от дискуссии и в отношении цели, и в отношении применяемых средств.
Чаще всего метод дискуссии переплетается с методом полемики при ведении спора. Крайний случай полемики – так называемый риторический спор, в котором важно лишь одержать победу над противником, а не приблизиться к истине.
Метод интервью
Интервью – один из методов активного обучения, который используется самостоятельно или как элемент занятия с целью получения от обучаемых оперативной первичной, личностной информации по актуальным и значимым проблемам.
Интервью – оперативный способ получения факто логической, личностной и эмоциональной информации. В учебном процессе интервью носит публичный характер, т.е. все участники получают концентрированную информацию друг о друге (если это начало знакомства), или личностные мнения.
Интервью – свободно-ответная форма беседы. Поэтому интервьюер должен тщательно к нему подготовиться. Однако сама процедура должна выглядеть как экспромт, импровизация, быть динамичным и свободным.
Возможный вариант проведения: два интервьюера с реальными микрофонами (но неподключенными) берут интервью с разных краев круглого стола, следя друг за другом и студентами, чтобы не повторять вопросы, чтобы выдержать общую нить интервью. В случае, когда студенты не могут ответить на поставленный вопрос, он передается другому участнику, а если необходимо дополнение, эту миссию берут на себя ведущие, и получается интервью между двумя преподавателями.
Если группа достаточно сильная, роль интервьюера передается студентам, пояснив им, что в будущей профессиональной деятельности им придется таким образом получать достоверную информацию.
Метод «Круглого стола»
«Круглый стол» - одна из организационных активных форм познавательной деятельности обучаемых, способствующая наращиванию информации, прогнозированию развития значимых проблем, укреплению позиций, воспитанию логической культуры.
Желательно, чтобы все участники располагались за круглым столом. Однако это требование не является обязательным (может не позволить аудитория).
Для того, чтобы быстрее адаптировать участников к дискуссии, можно провести предварительную «информационную атаку». Дискутантам сообщают новую информацию по изучаемой теме. Таким образом создается информационная база для дальнейшего обсуждения.
После информационной атаки следует выступление дискутантов, даются ответы на дискуссионные вопросы.
Пресс-конференция
Пресс конференция – оперативная активная форма занятия, в основе которого лежит вопрос, ответное общение для получения достоверной первичной новой информации и решения значимых проблем.
ПК проводится в тех случаях, когда у студентов накапливаются вопросы или проблемы, которые необходимо разрешить. В процессе работы они задают вопросы преподавателю, то есть фактически становятся интервьюерами, а преподаватель – респондентом.
ПС преследует прямую цель – снять назревшие вопросы. Скрытые цели: выявить общую атмосферу; постепенно научить студентов брать на себя новые роли; оценить уровень восприятия информации, при необходимости внести коллективы в последующие занятия; приучить студентов публично высказываться и рисковать, раскрывая свое мнение.
Качества, необходимые преподавателю, проводящему ПК: глубокие знания, опыт, творчество, эрудиция; внимательность, терпение, способность убеждать; воля, гибкость, индивидуальность, интуиция; импульсивность, эмоциональность, аналитичность; владение ораторским искусством.
Мозговой штурм
История возникновения. Вторая мировая война, в открытом океане идет караван грузовых суден. В какой-то момент они оказались без охраны. И в этот момент приходит радиограмма: будьте внимательны, в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс Осборн - он был капитаном одного из караблей,- быстро представил себе: вот высовывается перископ подводной лодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, не имеет решения.
И тогда капитан вспомнил практику, к которой в сложных ситуациях обращались еще средневековые пираты. Выстраивалась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в случае торпедной атаки? Можно говорить все, сто только пришло в голову – может, чья-то «дикая» идея будет ключиком к проблеме. Например, кок подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно дунем на торпеду. Глядишь, это собьет ее с курса – мимо проскочит.
Им посчастливилось. Подводная лодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока подвела к правильному решению. Понятно, «крепким дуновением» торпеду с курса не свернешь, как ни надувай щеки. Однако ее можно немного притормозить и сбыть с курса, струей из корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Известно, успех не гарантирован, но когда на карту поставлена жизнь, стоит попробовать.
4. Каковы организация и методика проведения групповой дискуссии в рамках социально-психологического обучения?
Групповая дискуссия относится к методам групповой психо коррекции. Наряду с термином "групповая дискуссия" употребляются такие понятия, как "свободная дискуссия", "неструктурированная дискуссия", и др. Традиционно групповую дискуссию относят к вербальным методам, так как основным средством взаимодействия здесь является вербальная коммуникация, а в центре анализа находится преимущественно вербальный материал. Подобное деление несколько условно, так как анализ невербального поведения согласованности или противоречивости вербальной и невербальной коммуникации составляет существенный аспект групповой дискуссии.
Дискуссия - это один из эффективных способов активизации группы для решения многих других задач, достижение иных аффектов и результатов. Обычно дискуссия протекает часа за полтора.
Применяется этот метод в целях обучения, развития, установления взаимоотношений в группе, а также в психотерапевтических целях.
5. Назовите и раскройте этапы подготовки и проведения дискуссии.
По процедуре групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конечной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой проблеме. Психологическая ценность дискуссии состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя каждый участник получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, как велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же ситуаций.
Используется групповая дискуссия в целях коррекции межличностных отношений или личностных проблем. В зависимости от этого различают: биографическую, тематическую или интеракционную дискуссию.
Обычно в качестве ведущей выделяют интеракционную ориентацию дискуссии, поскольку она определяет специфику групповой психокоррекции как метода, основанного на использовании групповой динамики, обеспечивая реализацию одного из важнейших факторов этого метода - обратной связи. Интеракционная ориентация дискуссии направлена на анализ особенностей межличностного взаимодействия в группе и ситуаций, возникающих в ходе группового процесса.
Биографическая дискуссия предполагает обсуждение истории жизни клиента, отдельных эпизодов и событий его биографии, его проблем, конфликтов, отношений, установок, особенностей поведения и т.д.
Тематическая ориентация дискуссии концентрирует внимание группы на актуальных для большинства участников общих темах. Например, "Как управлять собой в сложных ситуациях?"; "Конфликт - зло или благо?" и т.д.
В дискуссии вырабатывается общее коммуникативное умение отстаивать в дискуссиях свои позиции.
Например, П.Б. Гурвич и Е.В. Шантарин выделили следующие основные специфические дискуссионные умения:
- дать определение явлению (дефинировать), а в плане контраргументации потребовать дефиницию от противника и оспаривать ее правильность;