Файл: 3. Дискуссионный метод активного социальнопсихологического обучения. Виды, общая характеристика и подходы к проведению Тема Групповое решение проблем. Разновидности дискуссионного метода Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- привести яркие примеры в целях аргументации или контраргументации и оспаривать значение примеров, приведенных противником;
- приводить в качестве доказательств сравнение по аналогии или по контрасту и оспаривать правомерность аналогий и контраста противника;
- построить правдоподобные "гипотетические случаи" для обоснования своего мнения и доказать неправдоподобность таких случаев, приведенных противником;
- препарировать факты и явления, абстрагируясь от отдельных их сторон, условий и т.д.;
- оперировать аксиомами и общепринятыми истинами, доказывая неуместность их употребления противником;
- классифицировать - расчленять, объединять, группировать явления и факты;
- учитывать специфику условий (фактор времени, места, направленности, характера и др.) и опровергать противника со ссылкой на игнорирование этой специфики;
- рассматривать дебатируемый вопрос как единство противоречий, т.е. всесторонне, и доказать узость, односторонность рассмотрения его противником;
- видеть перспективу развития явлений и уличить противника в игнорировании перспективы;
- подтверждать свои высказывания ссылкой на источники, доказывать их достоверность, требовать указания источников противником и оспаривать их достоверность;
- отталкиваться в своих выступлениях от противоречий в выступлении противника;
- предвосхищать невысказанные аргументы противника (умение антиципировать).
6. Назовите правила ведения дискуссии.
Дискуссия организуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и теоретико-практических проблем. Особенностью дискуссии как коллективной формы работы является возможность равноправного и активного участия каждого клиента в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности. Специфически психологическим фактором выступает общение с равно информированными партнерами - членами группы, в отличие от общения с разно информированным партнером - ведущим дискуссии, преподавателем, тренером. Это раскрепощает интеллектуальные возможности участников группы, снижает барьеры общения, повышает продуктивность общения.
В дискуссии, являющейся моделью предметных и социальных отношений членов группы, клиент может научиться точно выражать свои мысли в выступлении, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию противника. В такой работе человек получает возможность для целеобразования и целеосуществления, т.е. построения собственной деятельности, что обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности.
В процессе дискуссии возрастает заинтересованность в предмете общения, формируется уважение к личности противника. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания участников дискуссии, которые приобретаются ими в процессе самостоятельной работы с проблемным материалом, а также со специальной литературой. Успешность дискуссий во многом зависит от умения ее организовать и от умения дискутировать.
Необходимо различать диалогоподобное общение, когда каждый из дискутирующих ведет "свою партию" лишь по внешним связям, словам, перекликающимся с монологически развиваемой позицией партнера, и собственно диалог, при котором идет совместное развитие точки зрения, а результат дискуссии выступает продуктом совместных усилий и может быть получен только таким путем.
В дискуссии выделяют следующие основные фазы. 1) ориентировка, 2) оценка, 3) завершающая фаза.
7. Каковы цели использования кейс-метода в обучении?
Использование кейсметода повышает учебную мотивацию, формирует потребность в знаниях, развивает познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества обучающихся.
8. Какие бывают разновидности кейсов? Что может служить источниками формирования кейса?
Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога. Методы кейс – технологии достаточно разнообразны.
Потенциал метода кейсов
Способствует развитию умений:
Анализировать ситуации.
Оценивать альтернативы.
Выбирать оптимальный вариант решений.
Составлять план осуществления решений.
И как результат - Устойчивый навык решения практических задач
Высокая эффективность кейс-метода
1) развитие навыков структурирования информации;
2) освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
3) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;
4) эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
5) разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;
6) стимулирование инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;
7) повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
Возможности кейс - технологии в образовательном процессе:
1) повышение мотивации учения у обучающихся;
2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности
Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:
-У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
-В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
-Достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности
При использовании кейс –технологии у детей происходит:
Развитие навыков анализа и критического мышления
Соединение теории и практики
Представление примеров принимаемых решений
Демонстрация различных позиций и точек зрения
Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности
Требования к содержанию кейса
1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).
2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.
3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.
Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:
Учебные
1. Усвоение новой информации
2.Освоение метода сбора данных
3.Освоение метода анализа
4. Умение работать с текстом
5. Соотнесение теоретических и практических знаний
Образовательные
Создание авторского продукта
2. Образование и достижение личных целей
3. Повышение уровня коммуникативных навыков
4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
Действия учителя в кейс – технологии:
1) создание кейса или использование уже имеющегося;
2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
4) организация презентации решений в малых группах;
5) организация общей дискуссии;
6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
7) оценивание учащихся учителем.
Работа ученика с кейсом
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
2 этап — выделение основной проблемы (проблем),
3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.
Использование кейсов.
Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей
Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов: Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.
Создание кейса
В начале нужно ответить на три вопроса:
- Для кого и чего пишется кейс?
- Чему должны научиться дети?
- Какие уроки они из этого извлекут?
После этого процесс создания кейса будет иметь вид:
-Цель обучения
-Структурирование учебного материала
-Выбор организационных форм, методов и средств обучения
Виды кейсов
Практические кейсы
Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Обучающие кейсы
Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»
Научно-исследовательские кейсы
Они выступают моделями для получения нового знанияо ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Виды кейсов по способу представления материала
Кейс – это единый информационный комплекс.
9. Охарактеризуйте этапы работы с кейсом.
Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра ® искажение информации и ошибки).
Большая часть кейсов может базироваться на местном материале. Учащиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать, например, американскую среду, поведение и мотивы американцев.
Они могут играть роль непосредственного
инструмента для диагностики ситуации, в
качестве материала для расчета
показателей, которые наиболее
существенны для понимания ситуации.
Материалы могут быть размещены либо в
самом тексте кейса, либо в приложении.
Научные публикации выполняют две функции:
1) выступают составляющими кейса,
2) включаются в список литературы, необходимой для понимания кейса.
Примерная структура кейса
1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни
2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
3.Комментарий ситуации, представленный автором
4.Вопросы или задания для работы с кейсом
5.Приложения
1.Хороший кейс рассказывает.
2.Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес.
3.Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет.
4.Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания героям кейса.
5.Хороший кейс включает цитаты из источников.
6.Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику.
7.Хороший кейс требует оценки уже принятых решений.
1. Ознакомительный этап– вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.
2.Аналитический этап– обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.