Файл: Отчет по результатам прохождения учебной практики (вид практики) Учебноознакомительной практики.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 377
Скачиваний: 31
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет педагогики п психологии
(наименование факультета/ института)
Направление подготовки /специальность: 37.03.01 Психология .
(код и наименование направления подготовки /специальности)
Профиль/специализация: Социальная психология
(наименование профиля/специализации)
Форма обучения: очно-заочная .
(очная, очно-заочная, заочная)
Отчет
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
(вид практики)
Учебно-ознакомительной практики
(тип практики)
4 семестр
Обучающийся | Смирнова Елена Юрьевна | | Смирнова |
| (ФИО) | | (подпись) |
Москва 2023 г.
Практические кейсы-задачи, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам практики
№ п/п | Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи |
Кейс-задача № 1 | 1. В чем заключается основная проблема описанного ребенка? - Основная проблема заключается в последствиях перинатального поражения нервной системы (вызванного тяжелым протеканием беременности и родов), которые проявляются как неврозоподобные расстройства, такие как страхи, навязчивости, заикание, энуреоз. Нарушения в эмоционально-волевой сфере. 2. Какие характерологические особенности ребенка можно назвать наиболее значимыми в нарушении школьной адаптации? - Стрессовая реакция организма в процессе школьной адаптации проявляется в следующих характерологических особенностях ребенка: перепады настроения, частая раздражительность; трудности с удержанием инструкции; повышенная утомляемость, истощаемость в процессе длительной интеллектуальной нагрузки; заикание. 3. Какие исследования было бы полезно дополнительно реализовать для формирования более полной психологической картины? - Дополнительно следует провести ряд психологических методик, направленных на изучение эмоционально-нравственной сферы ребенка: клиническое наблюдение; тест изучения фрустрационных реакций Розенцвейгера; детский вариант методики Кеттелла (опросник CPQ) направленный на изучение личностных особенностей младших школьников; методика Рене-Жиля для исследования социальной приспособленности ребенка и особенностей его взаимодействия с окружающими; тест Люшера для оценки эмоционального состояния ребенка; проективный тест «Моя семья» для определения эмоционального отношения ребенка к себе самому, окружающим, детскому садику, школе. Задания к кейсу: 1. Сформируйте психологическое заключение с учетом представленных данных. Психологическое обследование проводилось по запросу родителей с целью выявления уровня эмоционально-волевой сферы, выявления уровня актуального развития, определения образовательного маршрута. Гипотеза: В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка. Поведение ребенка адекватно ситуации обследования, есть чувство дистанции. В контакт вступает легко, эмоциональный фон доброжелательный, спокойный. Ребенок способен самостоятельно выполнять задания, сосредоточен на них. Однако задачи, которые требуют двигательных навыков и сформированности моторной сферы, выполняются медленно, с затруднениями. Утомляемость наступает достаточно быстро, что приводит к дезорганизации деятельность. Ребенок теряет интерес к заданиям, отказывается от выполнения. Ухудшается качество выполнения проб во время обследования что говорит нам о недостаточно выраженной саморегуляции и контроле. Интерес к выполнению заданий в основном стойкий, однако, наблюдается тенденция с выраженным интересом в начале, но падающем впоследствии. Инструкцию понимает, но в последствии наблюдаются трудности в удержании инструкции. Отмечается легкое заикание на этапе установления контакта. Обследуемый выполняет задания с особым вниманием и педантичность, однако при неудачах проявляются частые аффективные вспышки раздражительность и злости, обидчивость. Психологический диагноз: Не сформирована моторная сфера, двигательные навыки требуют развития. Быстрая утомляемость при выполнении интеллектуальных задач, внимание при этом стабильно, однако наблюдается выраженная инертность в переключении внимания. Эмоциональный фон ровный, однако, когда наступает переутомление, или неудачи, ребенок проявляет вспышки агрессии, обидчивость, раздражительность. Требуется регуляция эмоционально-волевой сферы. 2. Составьте психологический прогноз для данного ребенка. Неблагоприятный: при неблагоприятном прогнозе, отсутствии психологического сопровождения и соблюдении рекомендаций, у ребенка в дальнейшем может наблюдаться когнитивная недостаточность и выраженные эмоционально-волевые, поведенческие отклонения. Усугубление неврозоподобного расстройства (страхи, навязчивости, тики, заикание, энурез). Все эти факторы могут помешать ребенку принимать участие в образовательном процессе, и негативно повлиять на социализацию. Благоприятный: работая со специалистами, соблюдая рекомендации, уменьшатся неврологические проявления – нарушения сна, тревожность, фобии, утомляемость. Смягчаются нарушения эмоциональной сферы – повышается коммуникабельность ребенка, а также мотивация, снижается эмоциональная нестабильность, раздражительность и агрессия. Есть вероятность избавления от заикания. 3. Разработайте систему индивидуального психологического сопровождения ребенка. На первых занятиях с психологом, часто у детей проявляется эмоциональная напряженность, тревожность, некоторая замкнутость, настороженность и закрытость. Поэтому в течение 2-3 занятий нужно помочь ребенку адаптироваться и снять данное напряженное состояние. Такое состояние можно снять, используя сочетание арт-терапии, сказкотерапии со специальными играми и упражнениями с музыкальным сопровождением или без него. Например, в начале занятия можно использовать различные упражнения для развития доверия и взаимопонимания. Например, упражнения «Перышко» и «Как летит листочек», способствуют снизить напряжение, которое присутствует в начале занятия. Использование элементов арт-терапии, например, пальцевая живопись, «кляксография», которая способствует самовыражению ребенка. Возможно использование заданий «Рисование на заданную тему» («что вызывает положительные эмоции или отрицательные»). Также на занятиях можно использовать рисование по точкам, «дорисуй картинку», рисование основных геометрических фигур и используя их рисовать животных, растения или предметы (домик, котенка, дерево). На коррекционно-развивающих занятиях, также можно использовать упражнение «Нарисуй свои эмоции в цвете», то есть задавать ребенку определенное настроение (радость-грусть, веселье- печаль, гнев-счастье и т.д.) или просить ребенка нарисовать то состояние, которое он испытывает в начале или в конце занятия. В данном случае будут полезны игры и упражнения, способствующие повышению самооценки, уверенности в себе, используя при этом следующие задания, «Я очень хороший», «Мышеловка», «Смелая мышка», «Зеркало» и другие. Также упражнения для тренировки навыка распознания эмоциональных состояний «Угадай эмоции», «Собери эмоции – разрезные картинки». Также на занятиях по коррекции эмоционально-волевой сферы корригирующий эффект дают: упражнения на релаксацию («Задуй свечу», «Рот на замочке», «Лимон», «Дудочка», «Бубенчик», «Насос и мяч»); средства библиотерапии (обсуждение рассказов В. А. Осеевой «Синие листья», «Сыновья», Л. Н. Толстого «Два товарища»); средства музыкотерапии (произведения Л. В. Бетховена «Соната № 14» – часть 1, П. И. Чайковского «Симфония № 5 ми-минор», «Времена года», С. В. Рахманинов «Концерт № 2» начало 2-ойчасти, Ф. Шопен «Ноктюрн фа мажор», «Ноктюрн ре-бемоль мажор» и т.д.); психогимнастика (этюды М. И. Чистяковой, упражнения и игры, разработанные Н. Л. Кряжевой). При построении и проведении занятий следует учитывать утомляемость ребенка, поэтому рекомендуется в течение занятия менять виды деятельности, а также четко соблюдать время проведения занятия. К некоторым приемам и методам при сопровождении можно отнести: А) Организацию режима 3-х ступенчатой динамической разгрузки (динамические паузы на занятии / уроке; динамические паузы на перемене / между занятиями; динамические мероприятия во внеучебное время (спорт)) - подходит, прежде всего, для детей с нарушениями поведения и преобладанием процесса возбуждения над торможением. Б) Использование опор и подсказов (визуальных, тактильных, двигательных) В) Отработку правил поведения на занятии / уроке Г) Введение системы поощрений и штрафов Д) Зонирование пространства (выделение трех основных зон: учебной, двигательной, игровой и релаксационной) Е) Постепенное увеличение требований - выполнение сначала самых актуальных и доступных правил, последовательность и единство в требованиях; введение таймера и формирование навыков произвольной регуляции (регламентирование деятельности по условиям и по времени) Ж) Постепенное увеличение нагрузки - через вариативность и гибкость расписания занятий / уроков (дополнительный выходной день, продолжительность занятия, частота и длительность дополнительных перерывов и т.д.). Все изменения в расписание должны быть оформлены решением психолого-педагогического консилиума образовательной организации при наличии медицинских показаний) З) Метод социальных историй - представленных наглядно, коротких историй, которые позитивным образом показывают использование социального взаимодействия и поведенческих навыков. Социально приемлемое поведение объясняется ребенку в форме истории. Цель метода «социальных историй» – предоставить человеку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом, сформировать желаемое поведение. |
Кейс-задача № 2 | Вопросы к кейсу 1. Какую информацию необходимо получить о сотруднике? У сотрудника необходимо выявить мотивацию к развитию собственной карьеры. Также необходимо определить наличие лидерских качеств, которые в таком случае крайне необходимы. На данном этапе целесообразно применить тестирование. Необходимо выявить личностные качества сотрудника, его сильные и слабые стороны, и способность взаимодействия с коллективом. 2. Какие источники вы будете использовать? Для получения информации о сотруднике можно использовать наблюдение за работой сотрудника и его взаимодействие с коллективом. Также можно получить оценочную информацию от коллег. Мнения сотрудников о работе коллег могут основываться на предубеждениях или на неправильном понимании, поэтому сотрудники обязательно предоставлять доказательства или примеры правильного или неправильного подхода к выполнению работы. Важным источником информации о работе персонала компании являются жалобы, поступившие от клиентов. Например, в качестве критерия эффективности может выступать минимальное количество (или отсутствие) жалоб от клиентов. Информацию можно получить от самого сотрудника. Это поможет описать личностные и поведенческие характеристики. Использовать для этого можно собеседование, ситуационное интервью, интервью по компетенциям, анкетирование. 3. Подберите стандартизированный диагностический пакет для составления психологического портрета личности. Тест Айзенка на определение темперамента; 16 факторный опросник Кеттела; Самооценка стрессоустойчивости (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова); Тест С.В. Ковалева на самооценку; Методика ПИК (показатели индивидуализма – коллективизма, автор Л.Г. Почебут); «Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой. 4. Дайте краткое описание каждому диагностическому методу (автор, цель, основные параметры, диапазон применения и т.д.). 1. Тест Айзенка на определение темперамента. Опросник, состоящий из 57 утверждений, с которыми можно согласиться, не согласиться или ответить – «Не знаю». Тест позволяет определить один из 4 типов темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Время для прохождения теста не ограничено. Для достоверно результата следует отвечать максимально искренне, так как в тесте предусмотрена проверка на ложь. Интерпретация результатов теста производится с помощью системы координат, где вертикальная ось – это нейротизм, а горизонтальная – экстраверсия. Наиболее часто используется шкала результатов, разработанная Айзенком, исходя из которой, результаты следует воспринимать следующим образом: Холерик – сильный, активный, неуравновешенный; Сангвиник – сильный, активный, уравновешенный; Флегматик – сильный, неактивный (инертный), уравновешенный; Меланхолик – слабый, неактивный, неуравновешенный. 2. 16 факторный опросник Кеттела. Этот опросник полезен для оценки личностного потенциала, лидерских качеств, стрессоустойчивости, творческих способностей, умения коммуницировать, готовности рисковать. Таким образом, тест Кеттелла можно использовать для профессиональной ориентации детей и школьников, первичного профотбора поступающих в учебные заведения, требующие особых личных качеств (летные и военные училища), а также на работу в силовые структуры. Испытуемому предлагают ответить на 187 вопросов. Методика позволяет оценить сразу несколько важных психологических характеристик: замкнутость – общительность; конкретное – абстрактное мышление; эмоциональная стабильность – нестабильность; привычка подчиняться – привычка доминировать; сдержанность – экспрессивность; следование нормам и дисциплине – низкая нормативность поведения; робость – смелость; реализм – чувственность; подозрительность – доверчивость; практичность – мечтательность; наивность – проницательность; спокойствие – тревожность; консерватизм – радикализм; конформизм – нонконформизм; слабый самоконтроль – высокий самоконтроль; расслабленность – эмоциональная напряженность. 3. Самооценка стрессоустойчивости (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова) Испытуемому предлагают ответить на 18 вопросов. По итогам опроса можно определить уровень стрессоустойчивости: от очень низкого до очень высокого. Результаты теста пригодятся при выборе профессии и работы, отборе кадров, на консультациях у психолога. А также этот опросник подходит для самодиагностики и работы над саморегуляцией, своими эмоциями. 4. Тест С.В. Ковалева на самооценку. Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов. По итогам опроса можно определить тип самооценки: адекватная высокая, адекватная средняя, неадекватная заниженная. К сожалению, тест не определяет неадекватную завышенную самооценку. 5. Методика ПИК (показатели индивидуализма – коллективизма, автор Л.Г. Почебут). Методика разработана Л. Г. Почебут на основе описания культурных синдромов Г. Триандиса. Предназначена для выявления индивидуалистических либо коллективистических установок личности. Испытуемому предлагают ответить на 30 вопросов, а точнее выбрать одно из утверждений в 30 группах. Ответы сравниваются с ключом, за каждое совпадение начисляется один балл. Потом определяется общий балл и выявляется направленность личности обследуемого: индивидуализм или коллективизм. 6. «Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой. Испытуемому предлагают дополнить фразу «Я хочу…», даются 15 вариантов продолжения. Нужно расставить всех их в порядке убывания значимости. Тест позволяет выявить доминирующую потребность и определить степень удовлетворения следующих потребностей: материальные блага, безопасность, межличностные связи, уважение со стороны других людей, самореализация. Иерархия потребностей помогает понять мотивацию поступков конкретного человека. |
Кейс-задача № 3 | 1. Опишите один из случаев из жизни, когда Вы или кто-то из Ваших знакомых выполнял «функцию лидера». Ване 16 лет, он поехал на летний отдых в оздоровительный лагерь, где стал командиром отряда. На очередное развлекательное мероприятие необходимо было поставить танцевальный номер, и на должность хореографа коллективно выбрали девочку Настю, которая много лет занимается танцами. Однако хоть у Насти и были необходимые умения, собрать коллектив ей не удалось. Ребята ее не слушались и делали что захотят. Тогда на помощь ей пришел Ваня. Он успокоил группу, выслушал все «за и против», и с помощью Насти и мнения коллектива поставил хороший номер, который выиграл на конкурсе. Все ребята остались довольны, в дальнейшем Ваню часто просили организовывать подобные мероприятия. 2. Какой стиль лидерства был использован в описанном случае? В данном случае был использован демократический стиль лидерства. 3. Насколько выбранный стиль лидерства помог решить задачу? Ваня постоянно обращался к мнению зависимых от него людей, советовался с ними, привлекал их к выборке и принятию решений, к сотрудничеству управления группой. Он не проводил четкой линии между собственными правами и обязанностями других членов группы. Часть своих полномочий он добровольно передавал другим членам группы, они, в свою очередь, также добровольно принимали на себя часть его обязанностей и помогали лидеру в исполнении его функций. Результатом чего задача была выполнена качественно. 4. Охарактеризуйте предпочитаемый стиль лидерства и обоснуйте его целесообразность. Трансформационное лидерство на мой взгляд является предпочитаемым. Трансформационный лидер-это тот, кто моделирует поведение, которое они ожидают увидеть, ставит четкие цели и имеет высокие ожидания, в то же время поддерживая и эмоционально направляя подчиненных к достижению. В основе трансформационного лидерства лежит последовательное продвижение неотразимого видения наряду с набором ценностей, по которым нужно жить и работать. Трансформационные лидеры создают культуру отсутствия вины, когда основное внимание уделяется проблеме и способам ее решения, а не тому, кто несет ответственность за ее создание. Трансформационные лидеры обладают следующими качествами: Они знают своих последователей и проявляют к ним заботу и сочувствие. Они поощряют своих последователей думать самостоятельно. Они мотивируют своих последователей выполнять свой потенциал, вдохновляя их. Они моделируют поведение, которое ожидают от других, и, таким образом, являются отличными образцами для подражания. Можем выделить следующие преимущества данного стиля лидерства: Сбалансированные цели. Трансформационные лидеры уравновешивают потребность в краткосрочных и долгосрочных целях. Доверие. Подчиненные чувствуют поддержку и глубоко доверяют своему лидеру, потому что они ведут себя честно и строят сильные коалиции. Видения целенаправленного общения. Трансформационные лидеры сосредоточены на долгосрочном стратегическом видении и, регулярно сообщают о видении со страстью и ясностью, они держат всех на стороне, покупают и мотивируют к его достижению. |
Кейс-задача № 4 | Задание 1. Вопросы к кейсу. 1. Кто из участников, по Вашему мнению, в большей степени влияет на ситуацию? По моему мнению, в большей степени на ситуацию влияет Екатерина В. Сотрудница слишком педантично относится к проверке отчетов, не доверяет качеству выполненной работы даже опытным, квалифицированным сотрудникам, не владеет навыками тайм-менеджмента, что негативно влияет на результаты отдела, замедляя работу. 2. Что можно сделать, чтобы руководство компании получало вовремя отчеты? Можно было бы Екатерину В. и назначить на эту должность Элизу Н., однако это не будет целесообразным решением. Исходя из описанной ситуации, Екатерина не справляется только с одной частью своей работы - тайм- менеджментом. Но качество ее работы отвечает требованиям. Навыки и опыт Екатерины соответствуют должности руководителя, ведь она давно работает в этой компании, знает ее специфику, является квалифицированным сотрудником. В таком случае часть обязанностей Екатерины можно передать Элизе с дополнительными условиями оплаты. Элиза имеет такую же квалификацию, навыки, что гарантирует нам качественное выполнение обязанностей. Таким образом, проблема с предоставлениями отчетов руководству вовремя будет решена. 3. Дайте рекомендации Екатерине, как наладить порядок подачи и проверки работы сотрудников отдела. Екатерина достаточно требовательна к работе сотрудников. Часть полномочий и обязанностей следует делегировать Элизе. Также самой Екатерине необходимо изучить стили лидерства, и изменить свое отношение к коллективу, чаще поощрять инициативу коллег, проводить обсуждение задач, грамотно распределять обязанности в коллективе. Также ей необходимо наладить отношения с коллективом, создать благоприятный климат среди сотрудников. Руководитель должен постоянно заботиться о том, чтобы мнение коллектива способствовало укреплению его потенциала, надлежащему воспитанию людей, улучшению их отношений к труду и друг другу. Задание 2. Охарактеризуйте системы оценки биологического возраста по следующим параметрам: Костный возраст или скелетная зрелость: Костный возраст определяется по стадиям оссификации скелета: учитываются число точек окостенения, время и последовательность их появления, а также сроки наступления синостозов. Оссификация скелета тесно связана с биологическим развитием всего организма, и ее стадии приурочены к определенным этапам онтогенеза. Для определения костного возраста на практике в большинстве случаев используют стадии оссификации костей кисти и запястья. Индивидуальная вариабельность в сроках оссификации скелета достаточно велика. Так, сроки появления ядер окостенения в костях кисти у отдельных индивидов могут различаться на 4-5 лет. существует взаимосвязь между половым созреванием и оссификацией скелета: при раннем половом развитии созревание скелета ускоряется, а при позднем задерживается. У девочек костный возраст опережает календарный. Зубной возраст или зубная зрелость: Традиционный метод определения зубного возраста основан на учете числа (на данный момент) и последовательности прорезавшихся зубов (как молочных, так и постоянных) и сопоставления этих данных с существующими стандартами. Используется в качестве показателя биологического возраста только до 13-14 лет, так как молочные зубы прорезываются с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные — в среднем с 6 до 13 лет (за исключением третьих моляров). Работами многих ученых, в частности, С. Гарна, показано наличие четкого генетического контроля над различными стадиями формирования и появления зубов. Связь между показателями костной и скелетной зрелости в целом невелика, корреляция между костным и зубным возрастом не превышает 0,4 (Tanner, 1978). Уровень полового созревания или половое развитие: В период полового созревания биологический возраст определяется и оценивается по выраженности вторичных половых признаков — по развитию волос в подмышечной впадине и на лобке, а у девочек, кроме того, по развитию молочных желез и возрасту настушления первой менструации (А. Б. Ставицкая, Д. И. Арон, 1969). При несовпадении степени развития волос в подмышечной впадине и на лобке для оценки степени полового созревания у мальчиков надо ориентироваться на степень развития волос на лобке. При несовпадении у девочек степени развития молочных желез и возраста наступления первой менструации в первую очередь надо учитывать возраст начала менструации. Физиологический возраст: Возраст физиологический - возраст человека, выражаемый в понятиях уровня физиологического развития; критерием оценки могут выступать такие факторы, как гормональный уровень, секреция желез, мускулатура, развитие нервной системы и т.д. Психическое и умственное развитие: Поиск критериев созревания субстрата психических процессов – ЦНС – основан на изучении возрастной динамики важнейших ее структурных и биохимических параметров. Развитие мозга и нервной системы в целом имеет системную направленность, начиная с очень ранних этапов онтогенеза. Представляет собой определенный уровень развития психики, в который включается: 1. Умственный возраст: для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. 2. Социальная зрелость: SQ – социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает). 3. Эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность. В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают. |
Кейс-задача № 5 | Задание 1. Социальная оценка проявляется в виде общественного мнения, т.е. мнение какой-то группы людей об общественных явлениях. Определите, какие из приведенных утверждений можно считать проявлением общественного мнения. Аргументируйте свой ответ примерами из жизни. Ни одно из выражений не подходит, так как они являются оценочными суждениями. Общественное мнение – это далеко не любое мнение. Им может стать только то мнение, которое будет соответствовать полному спектру критериев социальной значимости, критериям социальной компетентности. Это то мнение, которое может вызывать дискуссии и споры, а также способствует формированию новых социальных практик на основании уже имеющихся нескольких мнений. Какой бы широкий коллектив лиц ни высказывал суждения о предмете, это суждение никогда не будет общественным мнением, если, скажем, предмет рассмотрения не затрагивает общественного интереса, не допускает многозначности толкования и т. д. Задание 2. Укажите биологические признаки отличий человека от других приматов. Заполните таблицу и приведите примеры. № Признак Проявление (примеры) 1. Признаки адаптации к двуногому передвижению 1. вертикальность туловища и шеи при полной разогнутости нижних конечностей в коленном суставе; 2. особое развитие и расположение тазобедренных мышц; 3. расширенная форма таза, особая форма тазобедренного сустава; 4. изогнутый позвоночник S-образной формы; 5. череп хорошо уравновешен на позвоночнике; 6. уплощенность грудной клетки; 7. сильное развитие мышц ноги; 8. сводчатость стопы, укороченность пальцев стопы, сильное развитие. 2. Принципы комплекса «трудовой руки» Уникальная верхняя конечность человека сформировалась на основе пятипалой хватательной кисти приматов. Различия в устройстве их связано со степенью противопоставления большого пальца остальным. У человека лучше развита мускулатура большого пальца кисти. Увеличена подвижность и прочность кисти. Высокая степень противопоставления большого пальца на руке. Сильное развитие отделов мозга, обеспечивающих тонкие движения кисти. 3. Признаки прогресса в строении головного мозга Мозг больше по объёму и сложнее организован (больше извилин). Способность к мышлению (деятельность, в результате которой рождаются новые решения, идеи или знания, не содержащиеся в памяти в готовом виде и недоступные непосредственно органам чувств). 4. Признаки строения гортани, связанные с речевой функцией Только человек обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие голосового аппарата в гортани. 5. Специфические признаки черепа и зубов Кости черепа намного тоньше, чем у обезьяны. Черты лица более тонкие и мелкие, лицо плоское. Кости носа выступают над лицевым отделом черепа. Имеется подбородочный выступ. Зубы ровные, клыки не выступают. 6. Редукция волосяного покрова тела Специфическое расположение волос на теле; поредение и укорочение волосяного покрова в связи с утратой его функции, как средства терморегуляции. Деятельность и общение Способность к общению, совместному труду, целенаправленной деятельности (сознательная постановка цели деятельности), не только приспособление к окружающей среде, но и способность создавать социокультурную среду |
Дата: 04.06.2023 | Смирнова Смирнова Елена Юрьевна (подпись) (ФИО обучающегося) |