ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Письменная работа
(3 семестра)
Дисциплина: Правоведение
название дисциплины
Эссе
(вид работы)
Выполнил:
Миночкин Константин Николаевич
(Ф.И.О. студента)
МН-1621(2)
(направление, группа)
Проверил(а):
(Ф.И.О. преподавателя)
(дата)
Омск 2023 г.
Федеральное собрание-парламент России
«Сила парламента проявляется не столько в том, что он может сделать, сколько в том, чему он может помешать. Джеймс Уильям Фулбрайт (1905—1995), американский сенатор»
В структурном, институциональном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная власть - это право и возможность принимать от имени народа или непосредственно народом - корпусом избирателей на референдуме общеобязательные правила (законы) - нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер и высшую юридическую силу (среди них верховную юридическую силу имеет основной закон - конституция). Такие правила определяют основы общественно значимого поведения и деятельности физических и юридических лиц, органов государства, государственных организаций и общественных объединений.
Законодательная власть рассматривается как выражение воли народа, его интересов, народного суверенитета. Поэтому законы имеют высшую юридическую силу и приоритет по сравнению с государственными актами исполнительной, судебной и иных ветвей власти. Акты президентов, правительств, судов не могут противоречить закону. Напротив, они основывают свою деятельность на нормах закона, применяют его. Лишь органы конституционного контроля (например, конституционные суды) могут лишить закон действия (хотя и не отменить его юридически), если признают, что закон противоречит конституции, т.е. основному закону, обладающему верховной юридической силой. В некоторых мусульманских странах (Иране, Пакистане и др.) закон также может быть лишен действия, если он противоречит Корану.
Органы законодательной власти осуществляют управление государством прежде всего путем принятия законов и иных правовых актов, а также путем формирования других органов государства и осуществления контроля за их деятельностью. Они действуют на разных уровнях. Есть общегосударственные законодательные органы, органы субъектов федерации и законодательные органы автономных образований, имеющих политический характер.
Органом законодательной власти является прежде всего парламент. Родиной парламента является Англия, где с XIII в. власть короля была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей городов и графств. Затем парламенты появились и в других европейских странах. В современном мире они существуют в несколько ином виде во многих государствах разных континентов.
Парламент - это обобщенное название однопалатного или, чаще, двухпалатного общегосударственного представительного органа. В очень редких случаях (в прошлом в ЮАР, Югославии) парламент состоял из большего числа палат (от трех до шести). В некоторых странах в доктрине используется триединое понятие парламента (в Великобритании - две палаты и монарх, в Индии - две палаты и президент). Иногда парламентами называют также законодательные органы субъектов федераций, но обычно в данном случае используются термины "законодательное собрание", "легислатура". В России парламент - двухпалатное Федеральное Собрание.
Однопалатный парламент имеет разные названия (Всекитайское собрание народных представителей, Народное собрание в Египте, фолькетинг в Дании, риксдаг в Швеции).
Одна из палат двухпалатного парламента называется обычно палатой депутатов (представителей), национальным собранием (в России - Государственная Дума), другая - сенатом (в федерациях иногда - советом союза), в России это Совет Федерации. Почти во всех странах большими правами обладает нижняя палата. Она всегда избирается непосредственно гражданами, но иногда закон устанавливает фиксированное представительство от разных категорий населения (например, представителей от армии, от пенсионеров и инвалидов, от рабочих и т.д.).
Верхняя палата парламента может формироваться путем прямых, косвенных выборов, назначения и др. (в России с 2000 г. - по выборам и назначению от органов Субъектов Федерации).
Парламент - единственный законодательный коллегиальный орган государства. Свои решения он принимает на заседаниях.
В некоторых странах законы, обычно по наиболее важным вопросам (в частности, об изменении конституции), принимают надпарламентские органы, состоящие из всех членов парламента, а также из других лиц. В их состав входят президент, лица, избираемые или делегируемые от определенных социальных, а иногда и этнических групп, губернаторы, члены правительства, другие высшие должностные лица. Орган надпарламентского типа существует в Туркменистане (Халк Маслахаты), в Индонезии, в Афганистане. Законы в некоторых странах могут принимать также подпарламентские органы, существующие в некоторых странах (Греция, Италия, Испания, Португалия и др.). Это так называемые решающие комиссии (или секции) парламента, которых, например, в Греции, может быть создано не более двух. В таких парламентах представлены пропорционально все фракции парламента. Решающие комиссии не вправе, однако, принимать законы по важным вопросам (конкретный перечень запретов установлен конституцией), а по другим - если против этого возражает хотя бы 1/10 часть парламентариев.
Парламент РФ, его характеристика
В России парламент впервые появился с принятием Николаем II Манифеста от 17 декабря 1905 г., однако, результаты его работы были практически нулевыми. После революции 1917 г. идеи парламентаризма были забыты. В 1990 г. в России снова появилась необходимость создания парламента.
Российский парламент - Федеральное Собрание РФ - это авторитетный представительный орган государственной власти - выполняющий важные государственные функции; но первое место среди них занимает законотворчество. Только это учреждение, организованное на началах выборности и представительности; может принимать поправки к Конституции РФ; федеральные конституционные и федеральные законы. Потому не случайно парламент; согласно конституционным нормам, официально именуется представительным и законодательным органом РФ.
Конституционно-правовой статус парламента непосредственно обусловлен формой правления. В президентских республиках, парламент; возглавляя законодательную власть; не имеет верховенства над властью исполнительной; так как формирование правительства и контроль за его деятельностью осуществляются в основном главой государства; что не исключает и участия парламента в этой деятельности.
Парламент в России рассматривается как выразитель интересов народа. В качестве органа народного представительства деятельность Федерального Собрания основана на следующих принципах:
1. Конституционные положения закрепляют; что порядок избрания депутатов Госдумы и порядок формирования Совета Федерации устанавливаются федеральными законами. В основных нормах выражена компетенция парламента и его палат-конкретизированная в регламентах палат;
2. Депутаты Федерального Собрания уполномочены народом осуществлять государственную власть;
3. Только этому органу принадлежит право принятия федерального бюджета и контроля за его исполнением;
4. Федеральное Собрание назначает выборы Президента РФ и может отрешить его от должности;
5. Парламент может сдерживать деятельность Правительства РФ путем выражения недоверия ему и судебной власти путем дачи согласия на назначение судей высших федеральных судебных органов.
Федеральное Собрание является высшим представительным и законодательным органом России. Оно действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти. Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание является представительным органом. Это обеспечивается способами формирования палат- положением в системе органов государственной власти. Федеральное Собрание выступает выразителем политической воли всего многонационального народа России; всех социальных слоев и групп населения; всех политических партий и общественных объединений.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: Госдумы и Совета Федерации. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства всех субъектов РФ, а Госдума выражает интересы всех российских граждан независимо от социального положения; национальности; отношения к религии; места жительства.
Представительный характер парламента имеет составную структуру: депутаты Государственной Думы представляют всех избирателей; а члены Совета Федерации - субъектов РФ.
По Конституции эти палаты различаются по числу депутатов; способам формирования; объему полномочий; способам функционирования и др.
Совет Федерации и Госдума заседают раздельно. Они могут собираться совместно лишь в следующих случаях для заслушивания:
- посланий Президента РФ;
- посланий Конституционного Суда РФ:
- выступлений руководителей иностранных государств.
Российская конституция закрепила три основные группы полномочий палат:
1. Относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания;
2. Связанные с организацией деятельности палат;
3. По принятию федеральных законов.
Федеральное Собрание является законодательным органом. Это означает, что только оно может принимать федеральные конституционные законы и федеральные законы - правовые акты высшей юридической силы. Именно в законах реализуется вся внутренняя и внешняя политика государства. Функция законодательной деятельности позволяет парламенту осуществлять в определенной мере контроль за исполнительной властью и за главой государства (принятие бюджета; утверждение или отклонение кандидатуры Председателя Правительства РФ и т.д.) и даже судебной властью (принятие законов о судебной системе, формирование высших судов и др.).
Правовой статус Федерального Собрания характеризуется независимостью в системе органов государственной власти. Его законодательная деятельность ограничивается только Конституцией. Он сам устанавливает порядок своей работы; структуру аппарата; число и наименование комитетов и комиссий и т. д. Вместе с тем единство государственной власти, необходимость сдержек и противовесов во взаимоотношениях органов различных ветвей власти обусловливает существование института роспуска парламента; контроля за конституционностью принимаемых законов.
Совет Федерации, структура и функции
Конституцией РФ установлено, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Поскольку в составе Российской Федерации находятся 85 субъектов, всего членов Совета Федерации - 170.
Наличие Совета Федерации и способ его формирования, обусловлены федеративным характером государственного устройства России.
Согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 года "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий, в соответствии с Конституцией РФ, правом избирать и быть избранным в орган государственной власти.
Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, который избирается соответствующим законодательным органом субъекта на срок полномочий этого органа, а при формировании органа субъекта путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.