Файл: Образовательное частное учреждение высшего образования московская международная академия Факультет.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательное частное учреждение
высшего образования
«МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ»
Факультет «Общей и клинической психологии»
студент(ка)____ Цой Артур Павлович__________________
(ФИО)
форма обучения, курс___заочная, 1 курс_______________________________
направление_______Психология_____________________________________
направленность__ Практическая психология____________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:________ «Общая психология»____________
________________________________________________________________
на тему:_____«Вклад Ж.Пиаже в развитие психологической науки»_______
Научный руководитель _____________________________________
(ФИО преподавателя)
Оценка _____________________________________
(заполняется преподавателем)
Москва, 2022 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Вклад Пиаже в психологическую науку………………………..5
Глава 2. Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития…..13
Глава 3. Критика теории Жана Пиаже…………………………………....18
Заключение………………………………………………………………...24
Список использованной литературы…………………………………….25
Введение
Целью Ж. Пиаже как ученого было найти такие структурные целые числа, которые характеризовались бы большой абстракцией и общностью и характеризовали интеллект на разных уровнях развития.
Ж. Пиаже описывает процесс развития как неоднородный, который имеет свои слабые и сильные стороны в каждый момент формирования стадии: эта неоднородность связана с проявлением стабильности данной структуры, начиная с несбалансированной (нестабильной) до сбалансированной (стабильной).
Важнейшая особенность развития стадии интеллекта, описанная Ж. Пиаже, связана с явлениями горизонтальных и вертикальных изменений. Горизонтальное смещение - это повторение явления на одной и той же стадии развития, но поскольку стадия представляет собой гетерогенный поток, повторение не может быть идентичным самому себе в разное время, оно будет содержать новые элементы, но не исключит и не исказит старые.
Например, ребенок обозначает группу объектов словом, затем эта группа меняется, слово остается неизменным. Изменения в предметной группе связаны с появлением нового варианта обобщения, который не исключает и не уточняет предыдущее обобщение, например, путем введения существенных признаков всей этой группы. Это проявление горизонтального сдвига, повторение переноса освоенной структуры интеллекта для решения огромного количества различных задач. Концепция горизонтального восприятия - это попытка Дж.-К. Пиаже показывает присутствие в жизни разума стабильных сущностей, сохраняющих и проясняющих картину мира человека на протяжении всей его индивидуальной истории.
Объектом исследования является психологическая наука глазами Ж. Пиаже.
Предметом – психология.
Цель работы – изучение вклада Пиаже в психологическую науку.
Задачи работы заключаются в следующем:
- изучить вклад Пиаже в психологию;
- рассмотреть развитие интеллекта человека;
- узнать критику теории Жана Пиаже.
Глава 1. Вклад Пиаже в психологическую науку
Что можно считать главным результатом научной деятельности Пиаже? Он основал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает психическое развитие ребенка. Термин "генетика", который используется в выражении "генетическая психология", был введен в психологию во второй половине XIX века, то есть до того, как биологи стали использовать его в узком смысле. Термин "генетическая психология" относится к индивидуальному развитию, онтогенезу. Как отмечает Пиаже, выражение "генетическая психология" нельзя использовать как синоним детской психологии, психологии развития ребенка, поскольку общая психология также называется генетикой, если учитывать психические функции в образовательном процессе.
Что изучает генетическая психология, созданная Пиаже? Целью этой науки является изучение происхождения интеллекта. Исследуется, как формируются основные понятия ребенка: объект, пространство, время, причинность. Изучите, как ребенок описывает природные явления: почему солнце, луна не падают, почему движутся облака, почему текут реки, почему дует ветер, откуда берется тень и т.д. Пиаже интересуют особенности области логики и, прежде всего, механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за картиной его поведения.
Чтобы выявить эти скрытые, но все же важные механизмы, Пиаже разработал новый метод психологических исследований - клинический разговорный метод, который предполагает изучение не симптомов (внешних признаков явления), а процессов, приводящих к их возникновению. Этот метод чрезвычайно сложен. Это дает необходимые результаты только в руках опытного психолога. По выражению Э. Клапареда, метод Пиаже - это мысленная аускультация и перкуссия, это искусство, искусство задавать вопросы.
Пиаже критически проанализировал методы, использовавшиеся до него, показав свою неспособность объяснить механизмы психической деятельности. И сейчас, когда метод тестирования все больше привлекает внимание психологов, стоит напомнить позиции Пиаже по этому вопросу. Полвека назад он доказал, что тесты можно использовать только в целях отбора, но они не дают представления о сути явления.
Какие проблемы решает генетическая психология, созданная Пиаже? Эта наука изучает, как выглядит переход от одной формы умственной деятельности к другой, от простой структуры умственной деятельности к более сложной структуре, и каковы причины этих структурных преобразований. Он изучает сходства и различия между психической жизнью ребенка и взрослого.
Генетическая психология, созданная Пиаже, как признают зарубежные исследователи, развивается в трех направлениях:
1. определите проблемы, которые составляют вашу тему;
2. разработана методика исследования;
3. происходит накопление, систематизация и интерпретация фактов.
Генетическая психология Пиаже занимает особое место в научной системе между биологией и философией. Стремление объединить биологию и когнитивные проблемы объясняет двойственную ориентацию Пиаже как психолога. Поэтому, как подчеркивают студент и его ближайший соратник Б. Инельдер, для того, чтобы понять теорию Пиаже, необходимо знать биологические предпосылки, из которых она исходит, и эпистемологические выводы, к которым она приводит.
Пиаже создал генетическую психологию для того, чтобы на ее основе построить генетическую теорию познания. Согласно определению Пиаже, генетическая эпистемология стремится объяснить познание и, в частности, научное познание с точки зрения его истории, социогенеза и психологического происхождения концепций и операций, на которых основано научное познание. Пиаже был глубоко убежден в необходимости использования психологических данных для изучения природы познания. Чтобы решить основные эпистемологические проблемы (наиболее важная из которых заключается в том, как человеческий разум переходит от состояния недостаточного знания к более высокому уровню знания), мы не можем реконструировать возникновение человеческого мышления у доисторического человека. Мы ничего не знаем ни о психологии неандертальца, ни о психологии кроманьонца. Но мы можем обратиться к онтогенезу, потому что у детей лучше всего изучать развитие логического, математического и физического восприятия.
Отталкиваясь от перспективы возникновения генетической эпистемологии, науки о возникновении и развитии научного знания, Пиаже перенес традиционные вопросы эпистемологии в область детской психологии и начал решать их экспериментально. Он задавался вопросом, отличает ли субъект внешний мир от внутреннего и субъективного мира и где лежат границы этого различия. Пиаже хотел знать, действует ли внешний мир непосредственно на разум субъекта или на его идеи, продукты его собственной умственной деятельности. И если субъект активен в процессе познания, то каково взаимодействие между его
мышлением и явлениями внешнего мира, каким законам подчиняется это взаимодействие, откуда берутся и развиваются основные научные понятия?
Чтобы решить эти проблемы, Пиаже опирался на несколько основных принципов. Прежде всего, о взаимоотношениях целого и части. Проблема связи целого и части, по мнению Пиаже, существует везде, во всех сферах бытия. Везде целое качественно отличается от части, нет изолированных элементов. Отношения между целым и частями всегда варьируются в зависимости от структуры, в которую они включены, и в глобальной структуре их отношения сбалансированы. Состояние равновесия меняется, оно переходит от менее стабильного к более стабильному. В социальной жизни устойчивое равновесие имеет форму сотрудничества, а в логике оно соответствует логической необходимости.
Принцип равновесия Пиаже был использован для объяснения интеллектуального развития ребенка. В дальнейшем этот принцип всегда оказывал большое влияние на его анализ психологических фактов. Идея Пиаже о том, что интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, то есть к установлению логических структур, означает, что логика изначально не является врожденной, а постепенно развивается. Это также означает, что психология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики.
Первые факты, полученные Пиаже из области психологии, показали, что простейшие задачи на рассуждение, требующие включения одной части в целое, согласования взаимосвязей и анимации занятий, то есть поиска общей части для двух целых чисел, вызывают неожиданные трудности у детей в возрасте от 11 до 12 лет годы. Как уже упоминалось, эти факты показали возможность изучения психических процессов, лежащих в основе логических операций. Центральной задачей его исследований было изучение психологических механизмов логических операций с целью установления постепенного возникновения стабильных и целостных логических структур интеллекта. Он пытался решить эту проблему очень широко: в области биологии, эпистемологии, социологии, психологии. Чтобы решить эту проблему, Пиаже сначала проанализировал отношения между субъектом и объектом в процессе познания.
Пиаже исследовал связи между мышлением ребенка и реальностью, которую он знает как субъект. Он понял, что объект существует независимо от субъекта. Но для того, чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними, а следовательно, преобразовывать их: перемещать, связывать, комбинировать, удалять и возвращать снова. На всех этапах развития познание постоянно связано с действиями или операциями, то есть преобразованиями, преобразованиями объекта.
Идея трансформации - это первая центральная идея теории Пиаже. Из этого следует, что граница между субъектом и объектом не фиксирована с самого начала и не является стабильной. В каждом действии субъект и объект смешиваются. Для выполнения собственных действий субъект нуждается в объективной информации, как, кстати, и во многих субъективных компонентах. Без длительной практики и без создания сложных аналитических инструментов субъект не может понять, что принадлежит объектам, что принадлежит ему как активному субъекту, а что относится к фактическому акту преобразования объекта. Пиаже считал, что источник знания лежит не в объектах или субъектах, а в изначально неразрывных взаимодействиях между субъектом и этими объектами.
Поэтому проблема познания ("эпистемологическая проблема") не может рассматриваться отдельно от проблемы развития интеллекта. Она сводится к анализу того, как субъект способен распознавать объекты все лучше и лучше, то есть как он становится способным к объективности. Объективность не дана ребенку с самого начала, как утверждают эмпирики, и для того, чтобы понять ее, согласно Пиаже, серия последовательных построений становится все ближе и ближе к нему.
Одним из наиболее важных понятий концепции Пиаже является понятие схемы действий. В узком смысле этого слова схема является сенсомоторным эквивалентом концепции. Это позволяет ребенку экономно и адекватно обращаться с разными объектами одного и того же класса или с разными состояниями одного и того же объекта. С самого начала ребенок приобретает свой опыт действия: он следит за глазами, поворачивает голову, осматривает руки, тащит, нащупывает, хватает, исследует рот, двигает ногами и т.д. Схема действия, по мнению Пиаже, является наиболее распространенной, которая фиксируется в действии при его многократном повторении при различных обстоятельствах. Схема действия, в самом широком смысле этого слова, представляет собой структуру на определенном уровне умственного развития. Структура, согласно определению Пиаже, - это ментальная система или целостность, принципы деятельности которой отличаются от принципов деятельности частей, составляющих эту структуру. Структура представляет собой систему саморегулирования. На основе действий формируются новые ментальные структуры.
На протяжении всего онтогенетического развития Пиаже считает, что основные функции (адаптация, ассимиляция, аккомодация), как динамические процессы, неизменны, наследственно укоренены, не зависят от содержания и опыта. В отличие от функций, структуры развиваются на протяжении всей жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных этапах развития. Эта взаимосвязь между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, непрерывность развития и его качественную идентичность на любом возрастном этапе.