Файл: Образовательное частное учреждение высшего образования московская международная академия Факультет.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пиаже подробно характеризует субъект деятельности и практически не раскрывает понятие объекта. В концепции Пиаже объект - это всего лишь материал, которым можно манипулировать, это всего лишь "пища" для действия.
Согласно Пиаже, формулы s → R недостаточно для характеристики поведения, поскольку нет одностороннего воздействия объекта на субъекта, но между ними существует взаимодействие - s Δ R. Для того чтобы стимул вызвал реакцию, субъект должен быть чувствительным и чувствительным к этому стимулу. Существует промежуточная связь между субъектом и объектом:
S → (Одс) → R,
где Одс - организующая деятельность субъекта.
Уже в 30-х гг.Пиаже указывал, что любой акт поведения, даже если он является новым для организма, не является абсолютной новинкой, поскольку он всегда основан на предыдущих моделях действий. "Сначала был ответ!" - говорят в женевской школе.
В области детской психологии Пиаже ввел эпистемологическое различие между формой и содержанием познания. Содержание познания ребенка - это все, что приобретается путем опыта и наблюдения. Форма познания - это схема (более или менее общая) психической деятельности субъекта, в которую включены внешние воздействия.
С биологической точки зрения когнитивное содержание соответствует определенному количеству воздействий, которые окружающая среда оказывает на организм. С этой точки зрения форма познания - это особая структура, которую тело связывает с содержанием. Влияние окружающей среды никогда не может быть воспринято в "чистом виде", потому что на любой внешний стимул всегда есть реакция, внутренняя реакция. Когда познание начинает развиваться, субъект уже готов, формируются определенные двигательные схемы, которые в сочетании с познанием играют роль формы. Как говорит Пиаже, человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это в соответствии со своей "ментальной химией". Знание реальности всегда зависит от преобладающих ментальных структур. Это непреложный закон. Одно и то же знание может иметь разные достоинства в зависимости от мыслительных структур, на которых оно основано. Очень важно знать, как отличить "простое обучение от реального развития и никогда не быть удовлетворенным сначала".
Основной принцип исследования Пиаже состоит в том, чтобы рассматривать ребенка как существо, которое усваивает, выбирает и усваивает вещи в соответствии со своей собственной ментальной структурой. В познании, с точки зрения Пиаже, определяющую роль играет не сам объект, который выбирается субъектом, а прежде всего доминирующие ментальные структуры субъекта. От этого в решающей степени зависит познание мира. Богатство опыта, которым может обладать человек, зависит от количества и качества доступных ему интеллектуальных структур. Саморазвитие - это изменение доминирующих ментальных структур.
Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием доминирующих ментальных структур, но и тем фактом, что они строятся (как детерминанты познания) на основе действия субъекта. Согласно Пиаже, мышление - это сжатая форма действия. Он пришел к этому, когда проводил свое первое психологическое исследование, но позже провел подробный анализ роли действия в процессе формирования мыслей. В нескольких публикациях 40-х годов Пиаже подчеркивал, что познание на всех генетических уровнях является продуктом реальных действий, которые субъект совершает с объектами.
Глава 2. Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития
Пиаже выделяет три основных периода развития:
I. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1,5 лет).
II. специальная оперативная разведка (представитель) (от 1,5-2 лет до 11 лет).
III. Формальная и оперативная разведка (от 11-12 лет до 14-15 лет).
Каждая стадия Пиаже характеризуется двумя способами: положительным (в результате дифференциации, усложнения структур предыдущего уровня) и отрицательным (с точки зрения недостатков и особенностей, которые устраняются на следующем этапе).
I. Сенсомоторный период. Изучение развития мысли Пиаже начинается с анализа практической и конкретной деятельности ребенка в первые два года жизни. Он считает, что истоки знания, даже если оно предельно абстрактно, следует искать в действии, знание не приходит извне в конечной форме, человек должен его "построить".
Наблюдая за развитием своих троих детей (дочерей Жаклин и Люсьен и сына Лорана), Пиаже выделил 6 стадий сенсомоторного развития. Это этапы перехода от врожденных механизмов и сенсорных процессов (таких как сосательный рефлекс) к произвольно и сознательно используемым формам организованного поведения. Ребенок от рождения до возраста 1,5-2 лет характеризуется развитием органов чувств и двигательных структур: он смотрит, слушает, прикасается, обоняет, манипулирует, и делает это из врожденного любопытства к окружающему миру.
Различают два подпериода сенсомоторного интеллекта:
-
до 7-9 месяцев, когда ребенок сосредоточен на своем собственном теле; -
с 9-месячного возраста, когда объективируются образцы практического интеллекта в космической области. Критерием появления интеллекта является использование ребенком определенных действий в качестве средства достижения цели.
Таким образом, в конце первого подпериода дети открывают связи между собственным действием и результатом: натянув подгузник, они могут оставить на нем игрушку. У них также есть представление о независимом и постоянном существовании других субъектов. "Постоянство" объекта состоит в том, что для ребенка вещь теперь не просто перцептивный образ, а существует независимо от восприятия. Раньше пропавший предмет как бы "переставал существовать", теперь малыш активно ищет спрятанный предмет у себя на глазах.
Еще одно важное изменение - это преодоление абсолютного эгоцентризма, полной бессознательности. Ребенок начинает отличать себя (субъекта) от остального предметного мира. Пиаже признает особую роль процессов созревания, которые создают возможности для когнитивного развития. Но для интеллектуального прогресса малыш должен самостоятельно взаимодействовать с окружающей средой, манипулировать предметами, что приводит к постепенной трансформации и совершенствованию его интеллектуальных структур.
II. Период выполнения специфических (элементарных) операций. Умственные способности ребенка выходят на новый уровень. Это начальный этап интернализации действий, развития символического мышления, формирования семиотических функций, таких как речь и мысленный образ. Формируются мысленные зрительные представления предметов, ребенок обозначает их по названиям, а не по прямым действиям.
В частности, оперативная разведка состоит из следующих подпериодов:
-
предоперационный, подготовительный (от 2 до 5 лет); -
первый уровень - выполнение конкретных операций (от 5 до 7 лет); -
второй уровень - выполнение конкретных операций (8-1 1 год).
Поначалу мышление носит субъективный и нелогичный характер. На самом деле особенности этого типа мышления были обнаружены и описаны Ж. Пиаже с самого начала творчества как особенности эгоцентрического мышления.
Чтобы проследить, как логические системы развиваются в онтогенезе, Пиаже предложил детям (от 4 лет) задачи научного характера, которые называются "задачами Пиаже". Эти эксперименты часто называют "тестами на равенство" (вес, длина, объем, количество и т.д.).).
III. Стадия формальных (пропозициональных) операций (12-15 лет).
Формальные и операционные структуры проявляются в способности ребенка рассуждать гипотетически и независимо от содержания поля без конкретной поддержки. Формальные мыслительные операции являются основой логики взрослого человека, они основаны на элементарном научном мышлении, работающем с помощью предположений и выводов. Абстрактное мышление - это способность делать выводы в соответствии с правилами формальной логики и комбинаторики, которая позволяет подростку формулировать гипотезы, предлагать их экспериментальную проверку и делать выводы.
Особого внимания заслуживают новые прорывы молодых людей в экспериментах, направленных на выведение некоторых простейших физических законов (законы качания маятника; методы объединения бесцветных жидкостей в желтую жидкость; факторы, влияющие на гибкость некоторых материалов; рост ускорения при скольжении в наклонной плоскости).
В этой ситуации ребенок дооперационного уровня действует хаотично, "по счастливой случайности"; ребенок определенного уровня интеллекта более организован, пробует некоторые варианты, но только некоторые, и, более того, отказывается пробовать. Подросток на формальном уровне после нескольких попыток прекращает экспериментировать непосредственно с материалом и принимается составлять список всех возможных гипотез. Только после этого он начинает тестировать их одну за другой, выделяя активные переменные и изучая особое влияние каждой из них.
Этот тип поведения, систематическое тестирование всех возможных комбинаций, основан на новых логических структурах, для характеристики которых Пиаже использует язык логики высказываний.
Подросток обладает способностью понимать и строить теории, приобщаться к мировоззрению взрослых, выходящему за рамки его непосредственного опыта. Гипотетическое мышление вводит подростка в область потенциально возможного - в этом случае идеализированные представления не всегда поддаются проверке и часто противоречат реальным фактам. Юношеская форма когнитивного эгоцентризма, которую Пиаже называл "наивным идеализмом" подростка, приписывала мышлению неограниченную власть в поисках более совершенного мира. Только принимая новые социальные роли взрослых, подросток сталкивается с препятствиями, начинает учитывать внешние обстоятельства, достигается окончательная интеллектуальная децентрализация в новой области.
Что касается переходного периода от подросткового возраста к взрослой жизни, Пиаже описывает ряд проблем, касающихся дальнейшего развития интеллекта, его специализации. При построении жизненной программы от 15 до 20 лет можно предположить процесс интеллектуальной дифференциации: во-первых, общие когнитивные структуры, используемые каждым индивидом, специально определяются исходя из их собственных задач, во-вторых, формируются специальные структуры для разных областей деятельности.
Мы относим теорию Ж. Пиаже к теории второго порядка. Его появление стало возможным только после бихевиоризма и гештальтпсихологии. В бихевиоризме акцент делался на поведении человека, на индивидуальных действиях, которые он совершает в ответ на условия окружающей среды. В отличие от этого подхода, гештальт-психологи утверждают, что поведение человека определяется структурными отношениями в феноменальной области. G. Пиаже удалось объединить эти два подхода, объединив принцип дискретизации и принцип структурирования в единый принцип структуры дискретных действий, который он назвал по аналогии с математическими понятиями принципом группировки. Согласно этому принципу, интеллект представляет собой набор отдельных действий, которые взаимосвязаны в единой группирующей структуре.
Этот принцип позволил Ж. Пиаже описать развитие интеллекта ребенка как процесс саморазвития. Суть этого процесса заключается в том, что ребенок сам, исходя из собственных способностей, взаимодействует с окружающей средой и, когда достигает равновесия, совершенствует механизм этого взаимодействия. Развитие этого механизма - это развитие интеллекта как инструмента адаптации.
Такой подход подчеркивает важность активности самого ребенка в общении с окружающей средой. В то же время окружающая среда выступает в качестве фактора развития, поскольку порождает необходимость изменения интеллектуальных действий. Теория Ж. Пиаже определяет определенное понимание роли взрослого в формировании психики ребенка. Главная задача взрослого - организовать специальные ситуации, которые позволят ребенку изменить интеллектуальные действия, то есть создать развивающую среду. Однако окружающая среда развивается только в той мере, в какой ребенок взаимодействует с ней. В связи с этим окружающая среда должна быть адаптирована к способностям ребенка, а развитие - это процесс, который вытекает из этих способностей. Ж. Пиаже подчеркивал, что бессмысленно давать ребенку задания, выходящие за рамки его способностей, поскольку развитие интеллекта ребенка нельзя ускорить искусственно - все индивидуальные действия должны быть объединены и организованы в единую структуру, что возможно только при инициирующей деятельности ребенка. Как отметил сам ученый: "Есть три основные идеи: идея целостности, идея трансформации и идея саморегуляции".
Глава 3. Критика теории Жана Пиаже
Теория, разработанная Ж. Пиаже, оказала большое влияние на психологию, и поэтому она была особенно проверена и подвергнута критике многими исследователями. Как пишет г-н Шеер: "Очень странно узнать... что Сьюзен Кери повторила эксперименты Ж. Пиаже, проведенные в 20-х годах и посвященные изучению знаний детей о причинно-следственных связях в биологии. Правила игры теперь известны: независимо от того, насколько велика выборка или насколько слаба теория развития, достаточно найти факты, соответствующие интерпретации Ж. Пиаже, с которой он не согласен... и работа принимается с распростертыми объятиями. О. Лоренцо и А. Мачадо выделили 10 основных пунктов критики Ж. Пиаже. Среди них, прежде всего, следует отметить, что в экспериментах Ж. Пиаже (особенно при изучении предоперационной стадии, то есть дошкольного возраста) возможности детей значительно недооцениваются. Аналогично в знаменитых экспериментах мистера Дональдсона мальчик попросил спрятать куклу так, чтобы ее не сразу увидели два полицейских (которые занимали разные позиции по отношению к кукле). Следовательно, для того, чтобы выполнить задание, нужно учитывать две точки зрения, и оказалось, что дети из дошкольного возраста сталкиваются со стадией развития интеллекта из-за близости опыта дошкольного содержания задания, а также мотивации игра.