Файл: Психология общения Практикоориентированное задание 1 Анализ коммуникативной ситуации. Определение видов и приемов общения Как я убедила молодого человека не сквернословить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психология общения

Практикоориентированное задание 1: Анализ коммуникативной ситуации. Определение видов и приемов общения

Как я убедила молодого человека не сквернословить.
Однажды я возвращалась из райцентра домой. В автобус зашла группа молодых людей, учащихся техникума. Они бурно обсуждали свои проблемы. Среди них выделялся один паренек. Каждое свое предложение он перемешал нецензурными словами, не стесняясь своих молодых спутниц и пассажиров. Долго этого я выдержать не могла, хотя и понимала, что в данной ситуации был необходим нестандартный подход.
К счастью юноша сел рядом со мной, когда кто-то освободил место. Тогда я решила действовать.

- С учебных занятий?
- Ага.
- Трудно, наверное, ездить каждый день? У меня дочь тоже студентка, но она приезжает домой один раз в три - четыре недели.
- Да ничего, привыкли уже.
- Сейчас вам все по плечу, вы молоды, энергичны, красивы. Угощайтесь! ( Я вложила ему в руку конфету). Пусть и твоя речь будет такой же сладкой и приятной.
Его спутница тихо хихикнула. Паренек в растерянности попытался отказаться, но к моему удивлению все же взял конфету, так и продержав ее в руке, пока не вышел из автобуса.
Оставшееся время до нашего расставания, перейдя к разговорам со своими ребятами, он не произнес не единого бранного слова.
Я испытывала радостное чувство маленькой победы и в душе разделяла его с тем юношей, желая ему всего самого доброго.

АНАЛИЗ

1. Цели общения:

Девушка:

предметная – избавить молодого человека от бранной лексики.

коммуникативная - установить контакт

Молодой человек :

предметная – обсуждение проблем с друзьями, поездка домой

коммуникативная - поддержать контакт
2. Тип общения:

Открытое, неофициальное, свободное - у обоих коммуникантов. Инициативное – у девушки. Принеудительное – у молодого человека
3. Языковой паспорт коммуникантов:

Речевые ошибки - нет

Нарушение норм культуры речи - девушка - нарушений нет


Молодой человек - в начале диалога допускает сквернословие в общение со своими спутницами.

Девушка - не допускает речевых ошибок или нарушений норм культуры речи. Судя по речи, это культурный, образованный человек. Молодой человек не воспитан, допускает нарушение норм культуры речи.
4. Соблюдение этикетных норм:

Девушка – не нарушает речевой этикет в том, что учит незнакомого человека правильно общаться, соблюдает все официальные и возрастные нормы этикета поведения.

Молодой человек - соблюдает нормы речевого этикета только в ощени с девушкой.

Этикет поведения – соблюден обоими участниками диалога.
5. Роли участников общения:

Девушка: Социальные роли – взрослая, опытная

Коммуникативные роли – человек дающий совет, помогающий измениться в лучшую сторону, имеющий право учить.

Молодой человек: Социальные роли – молодой, не опытный, невоспитанный.

Коммуникативные роли – человек, которому стало стыдно за собственную речь.

По ходу общения роли не меняются.
6. Трансакционный анализ общения:

Девушка: Взрослый- Взрослый . Родитель (опытный) — Родитель, эмоционально убеждает.

Молодой человек: Взрослый – Ребенок.

По ходу общения роли не меняются.
7. Речевые игры:

Девушка: Сейчас вам все по плечу, вы молоды, энергичны, красивы.

Молодой человек: Да ничего, привыкли уже.
8. Косвенные речевые акты:

В диалоге преобладают прямые речевые акты.

Девушка: - Сейчас вам все по плечу (вы еще можете многое изменить).
9. Законы общения. Закон отражения:

Закон зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий: девушка не жалеет сил и времени на диалог с молодым человеком.
10. Невербальное поведение:

Молодой человек: в конце разговора был в растерянности, он не произнес не единого бранного слова.

Девушка: испытывала радостное чувство маленькой победы, в душе разделяла его с тем молодым человеком, желая ему всего самого доброго.
11. Реализация принципов бесконфликтного общения:

Принцип толерантности - реализуется обоими коммуникантами.

Принцип благоприятной самоподачи: девушка - показывает себя заботливым, внимательным человеком, молодой человек - показывает себя внимательным, соблюдающим все нормы уважения в диалоге с посторонним человеком.



Принцип терпимости к собеседнику: соблюдается обоими партнерами, нарушений нет.
12. Правила и приемы речевого воздействия:

Со стороны девушки, которая имеет в разговоре конкретную предметную цель - убедить молодого человек перестать сквернословить, наблюдается некоторое количество приемов речевого воздействия на собеседника:

Использует метод цепочки утвердительных ответов.

Демонстрирует активное дружелюбие.

Положительно характеризует деятельность собеседника.

Мотивирует тем, что сейчас собеседнику все по плечу.

Подкрепляет свои слова конфетой.

Молодой человек:

Прислушивается к мнению собеседника.

Изменяет свою речь в дальнейшем.
13. Правила речевого воздействия на определенную категорию собеседников:

Девушка учитывает, что говорит с младшим по возрасту: говорит прямо, апеллирует к возможностям возраста и тому, что ему сейчас все по плечу, говорит как с равным себе. Молодой человек признает слова девушки значимыми и меняет стиль общения.
Заключение.

Предметные и коммуникативные цели достигнуты девушкой. Позиция девушки сильнее изначально, и она еще более усиливается в процессе общения за счет применения приемов речевого воздействия, использует доверительно-обязывающий стиль общения. Девушка эффективно использует приемы речевого воздействия на молодого человека. Молодой человек уступает коммуникативную инициативу девушке.