Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правда, одним из методов борьбы с безработицей является поддержка и развитие, прежде всего, малого бизнеса. Проблема в том, что не каждый может открывать и управлять своим бизнесом. Кроме того, создать собственный бизнес в России довольно сложно. Для этого требуется как минимум один стартовый капитал. В России в настоящее время наблюдается поддержка со стороны государства в этом направлении.
Безработица в России снижается за счет улучшения информации на рынке труда. В России эту функцию выполняет служба занятости. Он собирает информацию от работодателей о существующих вакансиях и предоставляет их безработным. Занятость также поощряется кадровыми службами и агентствами, а также периодическими периодами поиска работы.
Программы переподготовки и переподготовки могут снизить структурную безработицу. Эти типы программ гарантируют, что рабочая сила лучше подходит для доступных рабочих мест. Эта цель достигается с помощью программы обучения и информации на рабочем месте. Программы профессионального образования обеспечивают постоянное и специальное образование для безработных, молодежи и пожилых работников с устаревшими профессиями. Эти программы управляются Службой занятости.
Важным методом является поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности производства. Поскольку спрос на рынке труда является производным и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, занятость будет расти, а безработица будет уменьшаться, если спрос на товарных рынках будет расти, и если для удовлетворения этих потребностей потребуется нанять дополнительных работников.
Для борьбы с безработицей используется система общественных работ, обеспечивающая работу безработным.
Чтобы справиться с работниками, государство ограничивает продолжительность пособий по безработице, уменьшая их размер с течением времени.
Безработица в России не позволяет времени систематически следовать по пути нормального развития политики в сфере занятости. Поэтому различные программы занятости стремятся охватить сразу все сферы занятости и безработицы, что не соответствует реальным финансовым возможностям государства. Получается, что все и ничего одновременно. В нынешних экономических условиях представляется необходимым уделять приоритетное внимание политике занятости.
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Анализ безработицы в РФ за период 2009–2016
2010 год был назван Годом борьбы с безработицей в России. В регионах были организованы общественные работы для тех, кто потерял свой регулярный заработок. Службы занятости с начала осени начали кредитовать безработных для открытия собственного бизнеса. Были организованы курсы переподготовки граждан, потерявших работу.
Для борьбы с безработицей используется система общественных работ, которая обеспечивает безработных рабочими местами. Так, в 2009 году в общественных работах приняли участие 1,7 млн человек, а в 2011 году - 1,2 млн человек. Наблюдается тенденция к снижению численности безработных, участвующих в системе общественных работ, в период с 2009 по 2011 год на 29,4%.Общественные работы в основном состояли из уборки улиц, благоустройства, обслуживания общественного транспорта и ремонта памятников культуры.
В 2011 году на стимулирование среднего и малого бизнеса было выделено 6,2 млрд рублей. Считалось, что это популярная мера как для уменьшения социального недовольства, так и для улучшения общей экономики.
Пособие на открытие собственного дела было увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевым условием получения дополнительных льгот является создание новых рабочих мест для безработных.
«В следующем году безработный, открывающий свое дело, сначала получит те же 58 800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и возьмет на себя официально зарегистрированных безработных, ему заплатят еще 58 800 рублей. Регионы определят четкий порядок предоставления дополнительных субсидий безработным предпринимателям при подготовке программ содействия занятости.»
- Максим Топилин
В 2009 году минимальный размер пособия по безработице составлял 850 рублей, а максимальный-4900 рублей. На последнее могли претендовать российские граждане, уволенные в течение года и проработавшие не менее 26 недель на последнем месте работы. Так в период с 2009 по 2011 год наблюдается тенденция к увеличению пособий по безработице на 23,6%, так в 2009 году было выплачено 49,124 млн рублей, а в 2011 году - 64,341 млн рублей. С тех пор, по состоянию на 2015 год, размер пособия не изменился.
Одной из мер по снижению напряженности на рынке труда в 2011 году должна стать организация стажировок для выпускников вузов, которые находятся в группе риска не трудоустройства. В программе антикризисных мер на 2011 год указано, что 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений могут пройти стажировку.
Было принято решение о выделении субсидий в размере 30 тысяч рублей предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Эта мера может сократить хроническую безработицу. Ранее предпринимателям предоставлялись и другие льготы-налоговые льготы для приема инвалидов в государство. Это сводилось к формальному зачислению инвалидов в штат и выплате минимальной заработной платы.
В 2009 году переподготовку прошли 189 тысяч человек.
Рис. 2.1 Сравнение статистики безработицы за 2011 и 2015 год.
В августе 2012 года уровень безработицы в России упал до рекордно низкого уровня в 5,2 %, что является рекордом с 2001 года. А в 2013 году Россия заняла первое место в СНГ по общему числу безработных (более 4 млн человек).
Рис. 2.2 Безработица в странах СНГ, 2013 год, тыс. человек
Официальный уровень безработицы в России, рассчитанный по методологии МОТ, по состоянию на апрель 2015 года составлял 5,8% экономически активного населения, или 4,4 млн человек. В то же время количество официально зарегистрированных безработных в Центрах занятости в 4 раза меньше и составило 1,3% от экономически активного населения, также по состоянию на апрель 2015 года. По состоянию на конец 2014 года численность экономически активного населения России составляла 75,4 млн человек, что составляло около 53% от общей численности населения страны. Из них 71,4 млн человек были заняты в экономике и 4,0 млн человек (5,5 %), по расчетам, основанным на методологии МОТ, были безработными. В то же время разные регионы России также сильно различаются по уровню занятости, безработицы и уровню привлечения иностранной рабочей силы.
С середины лета до конца 2014 года наблюдался рост безработицы в связи с ухудшением экономической ситуации в стране и сокращением штата сотрудников. Уровень безработицы в России по состоянию на апрель 2015 года, по данным Росстата (учет по методу МОТ), составлял 5,8% экономически активного населения, или 4,4 млн человек.
Численность безработных, зарегистрированных в Центрах занятости населения, по состоянию на 18 ноября 2015 года составляет 917 441 человек.
Всего по состоянию на сентябрь 2015 года, по данным исследования Росстата, более 25% экономически активного населения России (19,4 из 77 млн человек) не имели официальной занятости, в том числе 4,0 млн безработных и 15,4 млн человек, предположительно, в теневой занятости.
Уровень безработицы в октябре 2015 года, по данным Росстата (учет по методу МОТ), составил 5,5% экономически активного населения, или 4,3 млн человек из 76,8 млн человек, в мае 2016 года — 5,6%, или 4,3 млн человек, в сентябре 2016 года-5,2%, или 4,0 млн человек.
2.2 Политика государства, направленная на снижение уровня безработицы
Стоимость затрат на безработицу может быть использована для разработки эффективной политики регулирования рынка труда. Есть два пути решения этой болезненной проблемы: прямой и косвенный. Прямой путь-это создание новых рабочих мест во всех сферах экономической деятельности, то есть возрождение отечественного производства. Косвенным является административное регулирование занятости. Это означает:
-
обеспечение правовой защиты работников; -
использование альтернативных форм занятости; -
развитие системы страхования по безработице; -
увеличение доли взносов в Фонд занятости населения; -
использование принципов страхования наряду с работодателем и работником участвует в формировании фонда; -
государство должно финансировать специальные программы помощи конкретным социальным группам на рынке труда; -
упростить процедуру регистрации безработных в службах занятости; -
усилить гарантии в области оплаты труда.
В нынешней ситуации в стране не имеет значения - равенство сторон. Поэтому необходимо преодолеть отчуждение трудящихся и снизить цены на труд в соответствии с нормами цивилизованного мира. Социальное партнерство реализуется через систему переговоров и соглашений. Важно также заключение коллективных договоров и соглашений, связывающих собственников труда и средств производства. Эти соглашения должны предусматривать взаимную заинтересованность работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности и повышении конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности. Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к коллективным соглашениям необходимо подходить дифференцированно. Опыт общения с бизнес-лидерами показывает, что их представления об управлении персоналом очень расплывчаты и сильно отличаются. Более того, отечественное руководство до сих пор не выработало четкого понимания порядка управления своим персоналом и своего места в системе управления. Менеджер по персоналу обычно выбирает сотрудников в большинстве случаев интуитивно и не всегда связан со стабильным конкурентным преимуществом компании и ее динамичным развитием. Однако в политике отдельных предприятий процедура управления совершенствуется: она часто осуществляется с привлечением сторонних консультантов, которые привносят новые управленческие технологии. Кроме того, большинство организаций все еще сохраняют старую организацию индустриальной эпохи, используя командно-контрольную ориентацию на управление персоналом, которая больше не соответствует современным условиям. При обсуждении коллективных договоров необходимо учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности: характеристики предприятий в зависимости от форм собственности, размеров и объемов производства, их финансовое состояние (прибыльное или убыточное), отраслевую принадлежность, месторасположение, состав работников, наличие социальной инфраструктуры. В России тоже по мере формирования рыночной среды наблюдается сдвиг интересов менеджеров и собственников в деятельности большинства предприятий: помимо решения задач "выживания", они все активнее вовлекаются в реализацию долгосрочных приоритетов компании. Помимо задач "выживания" решаются проблемы, связанные с безработицей: менеджеры по персоналу уделяют большое внимание повышению квалификации своих специалистов. Обращая внимание на состояние рыночной среды предприятий, можно сказать, что безработица на рынке труда может регулироваться сочетанием целенаправленных мер государственного и негосударственного воздействия на нее с целью достижения снижения уровня безработицы. Для этого необходимы определенные инструменты, которые субъекты применяют на рынке труда на основе поставленных целей и разработанных задач по снижению социально-экономических последствий безработицы. Одним из таких инструментов, учитывающих ситуацию на региональном рынке труда, является формирование единого информационного центра занятости населения. Его главный принцип заключается в том, что безработица регулируется работодателями, государственными и региональными органами власти, учебными заведениями и самими безработными. Основной целью создания такого центра является оказание содействия в трудоустройстве и перераспределении трудовых ресурсов на рынке труда. Возникает вопрос о необходимости создания единой информационной базы вакансий, которая будет учитывать необходимые требования работодателей к качеству рабочей силы и привлечению образовательных учреждений, являющихся основой для ее подготовки к трудоустройству выпускников совместно с муниципальными органами власти. Учитывая специфику российского рынка труда, можно сделать следующий вывод: официально провозглашенный принцип более эффективного использования ресурсов (в том числе трудовых), на современном этапе реформ, по-прежнему сопровождается разрушением трудового потенциала, а мобилизованные знания о причинах безработицы и ее последствиях позволяют разрабатывать наиболее эффективные пути их предупреждения, борьбы или снижения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе научно-исследовательской работы были достигнуты цели, поставленные во введении, и выполнены поставленные задачи. Рассмотрев имеющиеся знания о выбранном объекте исследования, проанализировав их и систематизировав в соответствии с выбранным предметом исследования, формируется упорядоченное, систематизированное знание о безработице, ее сущности, видах и формах проявления. На основании исследований, проведенных в курсовой работе, можно сделать следующие выводы. Безработица - одна из важнейших макроэкономических проблем. Это приводит к потере рабочей силы, значительному снижению потенциального валового продукта и национального дохода страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». -
Галаева Е.В., Корсакова А.А., Марыганова Е.А., Назарова Е.В., Юрьева Т.В. Макроэкономика. Учебное пособие. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, – М., 2003. -
Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2002. -
Ефимова Л. А. Занятость и безработица в России / Региональная экономика. – 2017. -
“Рынок труда: занятость и безработица” Никифорова А.А., Москва, 1991 г. -
Интернет-энциклопедия ru.wikipedia.org -
Минздравсоцразвития России www.minzdravsoc.ru -
Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru -
Информационный портал www.studopedia.ru -
www.меркурий-россельхознадзор.рф -
http://www.ria.ru