Файл: Вопрос 1 Предмет, функции и основные направления философии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Критика колониализма – осуждение эксплуатации и порабощения народов и призыв к их освобождению.
Эти идеи нашли отражение в работах таких мыслителей, как Рене Декарт, Исаак Ньютон, Джон Локк, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро и многих других.
Вопрос 16. Немецкая классическая философия. Гносеология и этика И. Канта
Немецкая классическая философия – это направление в европейской философии XVIII-XIX веков, которое связано с именами Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. В центре внимания этих философов были проблемы познания, метафизики, этики и социальной философии.
Иммануил Кант (1724-1804) – немецкий философ, который разработал критическую философию, основанную на идее ограниченности познания человека и необходимости различения между априорными и апостериорными знаниями. Он выделил две области знания: теоретическую (математика, физика) и практическую (этика). Он утверждал, что познание реальности возможно только через категории разума, такие как пространство, время, причинность, субстанциальность. Кроме того, Кант разработал этику, основанную на категорическом императиве – принципе действия, который должен быть общим для всех рациональных существ. Кант считал, что человек должен действовать только так, чтобы его поступки могли быть обобщены в общий закон.
Таким образом, гносеология Канта базируется на идее ограниченности познания, а этика – на идее общего принципа действия. Эти идеи были важными для развития философии и влияли на другие философские направления, включая феноменологию и экзистенциализм.
Вопрос 17. Философская система объективного идеализма и диалектический метод Г. Гегеля
Философская система объективного идеализма Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) основана на идее, что реальность является единством духа и материи, а сама духовная сущность является высшей формой бытия. Гегель считал, что идеи и понятия являются основой реальности, а материя существует только в связи с ними. Он утверждал, что идеи и понятия развиваются диалектически и противоречиво, что приводит к постоянному изменению реальности.
Для Гегеля диалектический метод был способом понимания и анализа реальности. Он выделял три стадии диалектики: тезис, антитезис и синтез. Тезис – это первоначальное утверждение, антитезис – его противоположность, синтез – результат их слияния. Гегель считал, что синтез является новым тезисом, и процесс диалектики продолжается.
Центральным понятием философской системы Гегеля является понятие абсолютного духа. Он считал, что реальность представляет собой проявление абсолютного духа, который развивается в истории человечества. Развитие абсолютного духа происходит через противоречия и конфликты, которые приводят к изменению общественного строя и культуры. Гегель утверждал, что история движется к все более высокой форме организации общества и культуры, которая достигнет своего апогея в конце истории.
Таким образом, философская система Гегеля представляет собой объективный идеализм, основанный на идее единства духа и материи, а также диалектический метод, который позволяет понимать изменчивую и противоречивую реальность. Эта философия оказала значительное влияние на развитие философии и культуры Европы и мира.
Вопрос 18. Антропологический материализм Л. Фейербаха
Людвиг Фейербах был немецким философом, который разработал концепцию антропологического материализма. Он утверждал, что человек является высшим проявлением материи, и что все религиозные идеи, которые мы создаем, являются проекцией наших человеческих потребностей и желаний.
Фейербах считал, что религия возникает из жизненных потребностей людей. Он утверждал, что люди создают богов, чтобы объяснить неизвестные явления природы и понять свое место в мире. Таким образом, религия является выражением человеческой природы и потребностей.
Фейербах также утверждал, что религия является формой антропоморфизма, то есть проецирования человеческих качеств и характеристик на божественное. Он считал, что боги создаются на основе человеческих качеств, таких как мудрость, доброта, справедливость и любовь.
Антропологический материализм Фейербаха имел большое влияние на развитие марксистской философии и социологии. Маркс и Энгельс использовали его идеи для разработки своей концепции исторического материализма, который утверждал, что материальные условия жизни определяют развитие общества и культуры.
Вопрос 19. Марксистская философия
Марксистская философия - это философская теория, основанная на идеях немецкого философа Карла Маркса. Марксизм рассматривает общество и историю как процесс развития материальных условий жизни людей и социальных отношений, которые формируются в результате производства и распределения материальных благ. Основные понятия марксизма:
1. Исторический материализм – представление об истории, согласно которому развитие общества определяется развитием производительных сил и социальных отношений на их основе.
2. Диалектический материализм – философская методология, которая объясняет развитие мира как процесс борьбы противоположностей и перехода к новым качествам.
3. Пролетариат – класс, обладающий своей собственной исторической миссией. Маркс считал, что пролетариат является движущей силой истории, которая должна свергнуть буржуазию и установить социализм.
4. Социализм – общественно-политический строй, в котором седства производства принадлежат обществу в целом, а не отдельным лицам или классам.
5. Коммунизм – конечная цель развития общества, при которой производственные отношения становятся равными и все члены общества имеют равный доступ к материальным благам.
Марксизм оказал огромное влияние на развитие философии, экономики, социологии, политики и культуры в целом.
Вопрос 20. Периодизация русской философии. Западники и славянофилы. Самобытная русская философия.
Периодизация русской философии:
1. До XVIII века – это период, когда русская философия была практически не развита, а вместо этого доминировали религиозные и духовные учения.
2. XVIII век – это период просвещения, когда русские мыслители начали изучать западную философию и науку.
3. XIX век – это период, когда русские философы развивали свои собственные теории и идеи, которые отличались от западной философии.
4. XX век – это период, когда русская философия столкнулась с тотальитарным режимом и была подавлена, но все же продолжала развиваться в эмиграции.
Западники и славянофилы – это две противоположные философские школы, которые возникли в России в XIX веке. Западники стремились к западной модернизации и считали, что Россия должна следовать западному пути развития, в то время как славянофилы утверждали, что Россия имеет свой собственный путь развития, который отличается от западного.
Самобытная русская философия – это философская школа, которая развивалась в России в XIX-XX веках и отличалась от западной философии своими собственными идеями и теориями. Она включала в себя таких мыслителей, как Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Лев Шестов и другие. Самобытная русская философия считалась одной из наиболее оригинальных и значимых школ философии в мире.
Вопрос 21. Иррационалистическая философия: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.
Иррационалистическая философия - это философское направление, которое отвергает рациональность и логическое мышление в пользу интуиции, эмоций и волевого начала. Два известных представителя иррационализма - это Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше.
Артур Шопенгауэр разработал концепцию «воли к жизни», согласно которой воля является основой всего существующего. Шопенгауэр утверждал, что человеческое существование определяется не разумом, а волей, которая проявляется как стремление к удовлетворению потребностей и желаний. Он считал, что жизнь человека полна страданий и боли, и единственный способ преодолеть это - это отрешиться от желаний и стремлений.
Фридрих Ницше также отвергал рациональность и логическое мышление, считая их ограниченными и неспособными полностью описать мир. Он разработал концепцию «воли к власти», которая выражает стремление человека к самореализации и достижению личной мощи и влияния. Ницше утверждал, что истинное счастье и свобода достигаются только через самопознание и осознание своей собственной воли.
Оба философа считали, что рациональность и знание не могут дать человеку истинного смысла жизни, и что истинное понимание мира и счастье могут быть достигнуты только через интуицию, эмоции и волю.
Вопрос 22. Экзистенциальная философия: Ж.П. Сартр, К. Ясперс.
Жан-Поль Сартр и Карл Ясперс были двумя известными представителями экзистенциальной философии. Они разработали свои теории на основе анализа человеческого существования и его отношения к миру.
Жан-Поль Сартр считал, что существование человека предшествует его сущности, и что люди создают свою собственную сущность через свои действия и выборы. Он утверждал, что человек свободен и ответственен за свои поступки, и что он должен выбирать свое существование в мире, в котором нет никакого смысла или цели.
Карл Ясперс, в свою очередь, разработал теорию о границах существования, которые ограничивают человеческую свободу и выборы. Он считал, что человек сталкивается с неизбежностью смерти, неопределенностью и непредсказуемостью мира, и что это требует от него постоянного выбора и ответственности за свои действия.
Оба философа считали, что человек должен принимать ответственность за свою жизнь и свои действия, и что он должен выбирать свое существование в мире, который может быть бессмысленным и хаотичным. Однако, у Сартра и Ясперса были разные подходы к пониманию свободы и ответственности, а также к роли человека в мире.
Вопрос 23. Психоаналитическая философия: З. Фрейд, К. Юнг
Зигмунд Фрейд и Карл Юнг были двумя известными представителями психоаналитической философии. Они разработали свои теории на основе наблюдений пациентов и собственного опыта.
Зигмунд Фрейд считал, что человеческое поведение определяется подсознательными желаниями и потребностями. Он разработал теорию о трех уровнях сознания: сознательном, подсознательном и бессознательном. Фрейд также считал, что человек становится психически здоровым, когда осознает свои подсознательные желания и научится контролировать их.
Карл Юнг, в свою очередь, разработал теорию о коллективном бессознательном. Он считал, что человеческий разум имеет глубокие корни в истории и культуре, и что наши инстинкты и потребности проистекают из коллективного бессознательного. Юнг также разработал теорию о типах личности, которые включают в себя экстравертов и интровертов.
Оба философа считали, что понимание подсознательных процессов и их влияние на поведение является ключом к пониманию человеческой природы и развитию психического здоровья. Однако, у Фрейда и Юнга были разные подходы к пониманию этих процессов и их влияния на человека.
Вопрос 24. Проблема бытия и субстанции в истории философии. Уровни и формы бытия
Проблема бытия и субстанции является одной из ключевых проблем в истории философии. Она касается вопросов о том, что означает существовать, какова природа бытия и как оно связано с субстанцией.
В истории философии было предложено много различных ответов на эти вопросы. Например, в древнегреческой философии было предложено понимание бытия как субстанции, то есть как основы, которая лежит в основе всего существующего. Аристотель, например, различал четыре уровня бытия: субстанцию, качество, количество и отношение.
Средневековые философы, такие как Томас Аквинский, развивали идею субстанции и ее связи с Богом. Он утверждал, что субстанция является основой бытия и что Бог является субстанцией, которая лежит в основе всего существующего.
В новое время философы, такие как Рене Декарт и Иммануил Кант, предложили новые подходы к проблеме бытия и субстанции. Декарт различал два вида субстанций: материальную и духовную, а Кант различал две формы бытия: явление и вещь в себе.