Файл: Программа по работе с неуспевающими обучающимися в системе среднего профессионального образования Председатель мк Явушкин П. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Рекомендации и программа по работе с неуспевающими обучающимися в системе среднего профессионального образования

Председатель МК: Явушкин П. В.

Геническ 2023
Содержание
1. Рекомендации по работе с неуспевающими студентами в системе среднего профессионального образования………………………………………………...4

2. Работа с неуспевающими студентами………………………………………...5

3. Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими студентами и их родителями…………………………………………………………………...7

4. Программа деятельности куратора (классного руководителя)……………...8

5. Программа деятельности студента……………………………………………9

6. Программа деятельности родителей…………………………………………..9

7. Программа деятельности социального педагога и заведующего отделением……………………………………………………………………….10

8. Программа деятельности психолога учебного заведения………………….10

9. Программа деятельности администрации учебного заведения……………11

10. Контроль за соблюдением данного Положения…………………………...11

11. Программа контроля работы со слабоуспевающими студентами………..12

12. Программа наблюдения за неуспевающими студентами на занятиях…...12

13. Программа наблюдения за работой преподавателя на дополнительных занятиях…………………………………………………………………………..13

14. Вопросы для беседы с преподавателем о неуспевающих студентах……..14

15. Опыт работы. Методические рекомендации по работе с отстающими студентами……………………………………………………………………….15

1. Рекомендации по работе с неуспевающими студентами в системе среднего профессионального образования

Среднее профессиональное образование – наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. Профессиональные средние знания в России должны стать основным звеном в профессиональной деятельности, а средние профессиональное образование – ведущим производителем кадров. Именно на это и должна быть направлена модернизация среднего профессионального образования. От выпускника среднего профессионального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помогать студентам, т.е. активно работать с неуспевающими студентами.


Неуспеваемость – отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин (Приложение 1).

В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности студентов, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями. Чтобы преподаватель мог выявить процесс неуспеваемости у студентов, ему необходимо знать ряд типологий неуспевающих студентов (Приложение 2).

2. Работа с неуспевающими студентами

1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).

4. Воспитательное воздействие – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.

Меры предупреждения неуспеваемости студента:

  • всестороннее повышение эффективности каждого занятия;

  • формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов;

  • индивидуальный подход к студенту;

  • специальная система домашних заданий;

  • усиление работы с родителями;

  • привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение.


Работа с неуспевающими студентами в учебном заведении может начинаться с опроса студентов:

Какие из следующих проблем Вас особенно волнуют? Что мешает Вам хорошо учиться?

  1. Неудовлетворение организацией учебного процесса;

  2. Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам;

  3. Неудовлетворительная работа администрации;

  4. Высокие цены в столовой;

  5. Плохое здоровье;

  6. Нежелание учиться вообще;

  7. Распространение наркотиков;

  8. Отсутствие условий для проведения досуга;

  9. Возможные подработки во внеурочное время;

  10. Престижно ли учиться в нашем техникуме;

  11. Другие проблемы.


Из данного опроса выясняем причины, которые, по мнению самих студентов, мешают им хорошо учиться. Чаще всего это – отсутствие мотивации, слабое развитие волевой организации, слабое здоровье, низкое развитие интеллекта.

Решение данной проблемы привела к разработке программы деятельности администрации и педагогов образовательного учреждения со слабоуспевающими студентами и их родителями.

Программы работы с неуспевающими студентами в системе среднего профессионального образования

1. Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими студентами и их родителями

1.1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности студента.

1.2. Использовать на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

1.3. Регулярно и систематически опрашивать студентов, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на занятии должно быть не менее 5-7 студентов).

1.4. Комментировать оценку студента (необходимо отмечать недостатки, чтобы студент мог их устранять в дальнейшем).

1.5. Преподаватель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.

1.6. Преподаватель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий студент должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

1.7. Преподаватель-предметник обязан поставить в известность куратора (классного руководителя) или непосредственно родителей студента о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”).

1.8. Преподаватель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на занятии, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

1.9. При выполнении п. 1-9 и отсутствии положительного результата преподаватель докладывает администрации учебного заведения о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:

Ф.И.О. студента

Причины неуспеваемости (преподаватель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Информация куратору (классному руководителю) (дата)

Информация родителям (дата)

Результат работы

































































2. Программа деятельности куратора (классного руководителя)

2.1. Куратор (классный руководитель) обязан выявлять причины неуспеваемости студента через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу, заведующему отделением (методы работы: анкетирование студентов, родителей, собеседование).

К возможным причинам неуспеваемости можно отнести:

  • пропуск занятий (по уважительной или неуважительной причине);

  • недостаточная домашняя подготовка;

  • низкие способности;

  • нежелание учиться;

  • недостаточная работа на занятии;

  • необъективность выставления оценки на занятии;

  • большой объем домашнего задания;

  • высокий уровень сложности материала;

  • другие причины.


2.2. В случае если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, куратор (классный руководитель) должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная).

Уважительными причинами считаются:

а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней;

б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие;

в) освобождение от занятия студента в случае плохого самочувствия с предупреждением преподавателя-предметника или куратора (классного руководителя);

г) по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя заведующего отделением образовательного учреждения).

Все остальные причины считаются неуважительными.

3. Программа деятельности студента

3.1. Студент обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять преподавателю на проверку письменные задания.

3.2. Студент обязан работать в течение занятия и выполнять все виды упражнений и заданий на занятии.

3.3 Студент, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения студент может обратиться к преподавателю за консультацией.

4. Программа деятельности родителей

4.1. Родители обязаны явиться в образовательное учреждение (техникум, колледж) по требованию куратора (классного руководителя) или заведующего отделением.

4.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания студентов и его посещение учебного заведения.


4.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с преподавателем-предметником в случае отсутствия студента на занятиях по болезни или другим уважительным причинам.

4.4. Родители имеют право посещать уроки, по которым студент показывает низкий результат.

4.5. Родители имеют право обращаться за помощью к куратору (классному руководителю), психологу, социальному педагогу, заведующему отделением, администрации учебного заведения.

4.6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на студента и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.

5. Программа деятельности социального педагога и заведующего отделением

5.1. Социальный педагог и заведующий отделением обязаны провести индивидуальную беседу со студентами с целью выявления социальных проблем студентов.

5.2. При необходимости посетить квартиру студента, составить акт обследования.

5.3. Держать на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими студентов, в случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению учебно-воспитательной комиссии студент ставится на внутренний контроль на семестр, о чем родители информируются в обязательном порядке.

5.4. В случае неэффективности принятых мер смотри п.4.6.

6. Программа деятельности психолога учебного заведения

6.1. В случае обращения куратора (классного руководителя) по выявлению причин низкой успеваемости студента, психолог учебного заведения (если имеется) разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости студента.

6.2. О результатах диагностик психолог докладывает куратору (классному руководителю) и администрации в виде аналитической справки.

6.3. Психолог дает рекомендации по развитию данного студента.

7. Программа деятельности администрации учебного заведения

7.1. Администрация учебного заведения (техникума) организует работу учебно-воспитательной комиссии.

7.2. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими студентами.