Файл: Проектирование учебного занятия по математике на основании примерной рабочей программы основного общего образования Математика в соответствии с требованиями фгос ооо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговая работа
на тему: «Проектирование учебного занятия по математике на основании примерной рабочей программы основного общего образования «Математика» в соответствии с требованиями ФГОС ООО».
на курсах повышения квалификации:
«Обновление содержания и методик преподавания в соответствии
с требованиями ФГОС (ООО, математика)»
(по государственному заданию МОиН СО)
Выполнил(а): Антонова А. А
Место работы: МБУ «Гимназия 48»
Руководитель:
Бобрович Елена Михайловна, преподаватель кафедры
математического и естественнонаучного образования
ГАУ ДПО СО ИРО bobrovitchelena@yandex.ru
20.03 -24.03.2023 г.
Самара 2023 г.
ID программы:2327; ID группы: 15042
«Проектирование учебного занятия по математике на основании примерной рабочей программы основного общего образования «Математика» в соответствии с требованиями ФГОС ООО».
УМК «Алгебра» 8 класс Мордкович А.Г.
Тема: Функция y=k/x, ее свойства и график.
Целии задачи: ввести понятие функции обратная пропорциональность, изучить её свойства, формировать умение строить график функции.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
Овладение понятием обратно пропорциональной зависимости, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей.
Метапредметные:
Определить и сформулировать цель с помощью учителя, спланировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, развивать навыки самостоятельности в работе, самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности. Учиться оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться слушать и понимать речь других.
Личностные: Проанализироватьполученные знания (ответить на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Содержательная часть
Этап урока | Деятельность учителя. Задания для учащихся. | Деятельность учащихся. | Планируемые результаты предметные УУД |
1. Организационный 2 мин. | Приветствие, проверка готовности к уроку | Готовят своё рабочее место. Включаются в деловой ритм урока. Получают листы самооценки. | Регулятивные: организуют своё рабочее место. |
2. Мотивация | Напоминает о том, что ранее рассматривали функциональные зависимости или функции. Какие вы можете вспомнить? | Вспоминают ранее изученный материал, приводят примеры. | Предметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. |
3 Актуализация | Вспомните основные понятия, связанные с функциями. Даёт задание разгадать кроссворд на основные понятия, связанные с функциями (работа в группах). | Разгадывают кроссворд. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
4 Повторение ранее полученных знаний. | Показывает ответы на кроссворд. | Проверяют ответы. | Личностные: самостоятельное определение качества ранее полученных знаний. Регулятивные: оценка, выделение и осознание того, что усвоено ранее. |
5 Реализация цели. | Предлагает продолжить фразу - с уменьшением скорости на данном отрезке пути время движения… -с увеличением производительности труда при выполнении данного объёма работы время работы … Это примеры каких зависимостей? В явлениях природы, в человеческой деятельности часто встречаются обратно пропорциональные зависимости. | Отвечают на вопросы | Регулятивные: соотнесение того, что уже известно и того, что ещё не известно. |
4 Постановка цели урока | Ребята. С чем сегодня будет связана тема урока. | Формулируют цель . Записывают тему урока. | Личностные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить |
5.Реализация цели | Рассмотрим один из примеров обратной пропорциональности. (Демонстрирует прямоугольник, у которого изменяется одна из сторон, площадь при этом остаётся той же. Задаёт вопросы). Пусть площадь прямоугольника равна 8, тогда можно написать формулу ху=8 . Посмотрим, что будет происходить со стороной у, если будем изменять сторону прямоугольника x. (при этом площадь не меняется) Если х уменьшается в 2 раза, то у увеличивается в 2 раза; если х увеличить в 2, 5 раза, то у уменьшится в 2, 5 раза. И наоборот при увеличении у в несколько раз, х уменьшится во столько же раз, при уменьшении у в несколько раз х увеличится во столько же раз. Какую зависимость между величинами х и у мы наблюдаем? Запишем формулой зависимость у от х. Запись на доске y= Мы имеем записанную формулой функцию, которая называется обратной пропорциональностью. В нашем примере со сторонами прямоугольника, значения х,у были положительными по условию. В функции значения х,у могут быть как положительными , так и отрицательными , кроме числа…(о), почему? В общем виде функция записывается y= , где k- число, k≠0, х- независимая переменная. В нашем примере чему равно k? Ребята. Заполним таблицу 1 значений. Заполните таблицу значений. (работа в парах) Организует проверку таблицы Задаёт вопросы, связанные с построением графика функции. По данным значениям (x;y), указанным в таблицах, построить на координатной плоскости точки. Соотнесите размер тетрадного листа с числами в таблице. Что примем за единичный отрезок? ( одну клетку тетради, оси координат на всю страницу) Проверяется построение точек в координатной плоскости.(на доске) Как же получить графики функций y= ? (соединить плавной линией точки, построенные на координатной плоскости). В каких четвертях расположены точки? Одних точек недостаточно для построения графика функции, поэтому выясним особенности графика и тогда уже его построим. Назовите область определения функции (х ≠0) (это означает, что нет точек с абсциссой 0, значит график функции не пересекает ось OY). Может ли у принимать значение 0? (нет, это означает, что график функции не пересекает ось OX). Для точек, расположенных в первой четверти, положительным значениям x соответствуют положительные значения у. По значениям в таблице мы понимаем- чем больше значение х, тем меньше значение у, тем ближе точка к оси абсцисс. Чем ближе положительная абсцисса к 0, тем больше ордината точки. Соедините точки плавной линией и продолжите её. Получили одну ветвь графика, расположенную в первой четверти. Вторая ветвь графика будет ей симметрична относительно начала координат и расположена в 4 четверти. (демонстрирует на доске) Построен график график функции y= | Обсуждают и отвечают на вопросы. Делают запись в тетради. Заполняют таблицу Обсуждают результаты. Заканчивают предложение, отвечают на вопросы. Соотносят размер тетрадного листа с числами в таблице. Отмечают точки в координатной плоскости Проверяют построенные точки. Отвечают на вопросы, строят график функции. | Познавательные: умение логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь учителя, участвовать в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество со сверстниками |
Физкультминутка | Организует выполнение упражнений | Выполняют упражнения. | |
6.Работа в группе. | Пишет формулу, задающую функцию и даёт задание заполнить выданную таблицу 2 значений ( проверяются значения) . Постройте график функции y= – , используя свойства этой функции (работа в парах). (проверяется вид графика с помощью демонстрации на экране) | Заполняют таблицу. Обсуждают результаты строят график функции. | Личностные: умение работать в команде Предметные: умение применять новые знания. |
7. Соотнесение полученных результатов. | По результатам проведённой работы задаёт вопросы о влиянии знака коэффициента на вид графика функции. Чему равно значение k в каждой из рассмотренных функций ? Как расположены графики в зависимости от k? График функции y= состоит из двух ветвей симметричных относительно начала координат и называется гиперболой. | Отвечают на вопросы, соотносят полученные результаты. Записывают в тетрадь значения k . | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, поиск и выделение необходимой информации |
8. Самостоятельная работа с последующей проверкой. | Построить график функции y= . Сначала составим таблицу значений (на доске), возьмём по 4 значения отрицательных и положительных. а) найдите по графику значение y при x=3; -5 б) найдите по графику значение аргумента, при котором значение функции равно -4; 6 значения, найденные по графику будут… Ответ оформите в виде таблицы. В процессе работы задаёт наводящие вопросы. | Обсуждают в группе таблицу, заполняют таблицу значений и стоят график, отвечают на вопросы по графику, обсуждают ответы. Заканчивают предложение. | Регулятивные: оценка, выделение и осознание того, что усвоено. Личностные: умение работать в команде. |
9. Закрепление полученных знаний. | Проверяет построенный график. Задаёт вопросы на распознавание функции обратная пропорциональность по формуле, определить принадлежит ли точка с данными координатами графику данной функции.. | Показывают построенный график, отвечают на вопросы. | Регулятивные: оценка, выделение и осознание того, что усвоено. |
10. Подведение итогов урока. | Задаёт вопросы. Что узнали нового на уроке? Что понравилось делать? | Обобщают изученное на уроке. | |
11. Рефлексия. | Организовать оценивание собственной деятельности на уроке. | Работают с оценочными листами. | Личностные: готовность оценивать свой учебный труд, проведение самооценки работы на уроке на основе критерия успешности учебной деятельности, оценка процесса и результата деятельности. |
Раздаточный материал к уроку
Лист 1
| | | | | | | | | | | 12 | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 2 | | | | | | | | | |
| | | | | | 1 | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | 9 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 5 | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | 6 | | | | | | | | 4 | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 11 7 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали
3. Множество точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты – значениями функции
5. Как называется число k в формуле y=kx+b? (… коэффициент)
8. Слово в названии функции y=kx
11. Буква латинского алфавита, которой часто обозначают функцию
По вертикали
1. Зависимость между переменными, при которой каждому значению независимой переменной соответствует значение зависимой переменной
2. Независимая переменная или …
4. Функция, заданная формулой y=kx+b
6. Что является графиком линейной функции?
7. Если k≠0, то график функции y=kx+b пересекает эту ось, а если k=0, то параллелен ей. Какой буквой обозначается эта ось?
9. Функция y=x2
10. Название графика квадратичной функции
12. Один из способов задания функции
Лист 2
у =
Таблица 1
х | -8 | -5 | -4 | -2 | -1 | - | | 1 | 2 | 4 | 5 | 8 |
у | | | | | | | | | | | | |
у= -
Таблица 2
х | -8 | -5 | -4 | -2 | -1 | - | | 1 | 2 | 4 | 5 | 8 |
у | | | | | | | | | | | | |
Карточка самооценивания
Ф. И._________________________
«+» - справились с заданием
«±» - справились, но возникли сложности
«-» - не справились
№ | Задание | Оценка |
1 | Кроссворд | |
2 | Таблица 1 | |
3 | Таблица 2 | |
4 | Построение графиков | |
5 | Активность на уроке | |
4,5 – 5 «+» - оценка «5»
3,5 – 4 «+» - оценка «4»
2,5 – 3 «+» - 0ценка «3»
Оценка