Файл: Сибирский институт бизнеса и информационных технологий зачетная работа.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, демократия обозначает особый режим социально-политической жизни, который характеризуется широким привлечением всех граждан государства, всего народа, к управлению государством. В демократическом обществе источником государственной власти, сувереном, признается народ. Поэтому данный принцип можно еще назвать народовластием. Все граждане признаются полноправными субъектами политических отношений и могут как непосредственно, так и через своих представителей участвовать в формировании органов государственной власти, определять их структуру, задачи, функции и т. д. В качестве принципа организации и деятельности механизма государства демократизм требует, во-первых, чтобы названный механизм, прежде всего высшие органы государственной власти, формировался непосредственно гражданами или их представителями; во-вторых, чтобы его деятельность выражала волю и интересы всех граждан государства, или, по крайней мере, их большинства; в-третьих, чтобы она осуществлялась открыто и гласно, была подконтрольна обществу (народу).
В Российской Федерации принцип демократизма закреплен в качестве основополагающего конституционного положения в ряде статей. В частности, в ст. 1 Конституции провозглашается, что Россия есть демократическое государство. В ст. 3 закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через референдум и свободные выборы, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления5.
Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии
Демократическое государство ‒ это государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство ‒ важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа6.
Суверенитет народа означает, что:
Субъектом демократии могут выступать:
В современном понимании демократия должна рассматриваться не как власть народа, а как участие граждан (людей) и их объединений в осуществлении власти.
Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.
Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга7.
Важнейшими признаками демократического государства являются:
Основными принципами демократического государства являются:
Принципы демократического государства (применительно к РФ):
Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах:
в представительных формах.
Представительная демократия ‒ осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета.
Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть ‒ это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие ‒ независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.
В РФ представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство ‒ Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ8.
Заключение
В государстве переходного периода вытесняются все системообразующие нормативы, и, как показывает практика, этот процесс занимает определенное время. Нельзя прийти к мгновенному изменению системы. Проблема заключается не только в сложности трансформации правления, но и в осознании и принятии изменений гражданами. Если люди со временем привыкают к любым условиям, то формирование новых норм в социальных институтах занимает много времени. Может случиться так, что новые институты не приживутся в обновленной системе, а старые отлично в нее впишутся. В этот период особую нагрузку получает правовая система регулирования государственного аппарата, которая должна обеспечивать новые политические потребности в проводимых изменениях. И если государство не приходит к новому стилю правления в относительно короткий промежуток времени, это может означать только то, что изменения спровоцированы субъективными (искусственными) факторами.
К основным проблемам переходного периода в государстве можно отнести нестабильную экономическую ситуацию и сложности с пониманием новых законов, что значительно замедляет процесс трансформации. Основные проблемы можно определить следующим образом:
Непреодолимость непростой трансформации. Проще говоря, физическим и юридическим лицам сложно приспособиться к новым условиям рынка.
‒ Неопределенность и слаборазвитость рыночной инфраструктуры.
‒ Проблема либерализации цен.
‒ Сложности со стабилизацией макроэкономики.
‒ Проблема ментальности.
‒ Проблемы отстаивания новых позиций на международной арене.
Библиографический список
1 Конституционно (государственное) право зарубежных стран. Часть общая: конституционное (государственное) право и его основные институты. Тома 1-2. Учебник / под ред. Б.А. Страшуна. М.: БЕК, ‒ 2017. – С.50.
2 Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации // М.: Юристъ, 2016. – С. 78.
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 7. 21.01.2009.
4 Конституционно (государственное) право зарубежных стран. Часть общая: конституционное (государственное) право и его основные институты. Тома 1-2. Учебник / под ред. Б.А. Страшуна. М.: БЕК, ‒ 2017. – С. 57-59.
5 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник // − М.: Экзамен, 2016. – С. 35.
6 Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации // М.: Юристъ, 2016. – С.81.
7 Тихомиров Ю.А. Теория закона // М.: Юридическая литература, 2018. – С. 34.
8 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов // М.: Норма-Инфра ‒ М, 2016. – С.176.
В Российской Федерации принцип демократизма закреплен в качестве основополагающего конституционного положения в ряде статей. В частности, в ст. 1 Конституции провозглашается, что Россия есть демократическое государство. В ст. 3 закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через референдум и свободные выборы, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления5.
Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии
Демократическое государство ‒ это государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство ‒ важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа6.
Суверенитет народа означает, что:
-
субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны; -
объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа; -
суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях.
Субъектом демократии могут выступать:
-
отдельные граждане, их объединения; -
государственные органы и общественные организации; -
народ в целом.
В современном понимании демократия должна рассматриваться не как власть народа, а как участие граждан (людей) и их объединений в осуществлении власти.
Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.
Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга7.
Важнейшими признаками демократического государства являются:
-
реальная представительная демократия; -
обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Основными принципами демократического государства являются:
-
признание народа источником власти, сувереном в государстве; -
существование правового государства; -
подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении; -
разделение властей; -
выборность и сменяемость основных органов государства; -
контроль общества над силовыми структурами; -
политический плюрализм; -
гласность.
Принципы демократического государства (применительно к РФ):
-
Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства. -
Принцип верховенства закона. -
Принцип народовластия. -
Принцип федерализма. -
Принцип разделения властей. -
Принципы идеологического и политического плюрализма. -
Принцип многообразия форм экономической деятельности.
Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах:
-
непосредственно:
-
путем референдума; -
путем свободных выборов органов государственной власти (Президента РФ, Государственной Думы).
в представительных формах.
Представительная демократия ‒ осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета.
Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть ‒ это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие ‒ независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.
В РФ представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство ‒ Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ8.
Заключение
В государстве переходного периода вытесняются все системообразующие нормативы, и, как показывает практика, этот процесс занимает определенное время. Нельзя прийти к мгновенному изменению системы. Проблема заключается не только в сложности трансформации правления, но и в осознании и принятии изменений гражданами. Если люди со временем привыкают к любым условиям, то формирование новых норм в социальных институтах занимает много времени. Может случиться так, что новые институты не приживутся в обновленной системе, а старые отлично в нее впишутся. В этот период особую нагрузку получает правовая система регулирования государственного аппарата, которая должна обеспечивать новые политические потребности в проводимых изменениях. И если государство не приходит к новому стилю правления в относительно короткий промежуток времени, это может означать только то, что изменения спровоцированы субъективными (искусственными) факторами.
К основным проблемам переходного периода в государстве можно отнести нестабильную экономическую ситуацию и сложности с пониманием новых законов, что значительно замедляет процесс трансформации. Основные проблемы можно определить следующим образом:
Непреодолимость непростой трансформации. Проще говоря, физическим и юридическим лицам сложно приспособиться к новым условиям рынка.
‒ Неопределенность и слаборазвитость рыночной инфраструктуры.
‒ Проблема либерализации цен.
‒ Сложности со стабилизацией макроэкономики.
‒ Проблема ментальности.
‒ Проблемы отстаивания новых позиций на международной арене.
Библиографический список
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 7. 21.01.2009. -
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов // М.: Норма-Инфра ‒ М, 2016. -
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник // − М.: Экзамен, 2016. -
Конституционно (государственное) право зарубежных стран. Часть общая: конституционное (государственное) право и его основные институты. Тома 1-2. Учебник / под ред. Б.А. Страшуна. М.: БЕК, ‒ 2017. -
Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации // М.: Юристъ, 2016. -
Тихомиров Ю.А. Теория закона // М.: Юридическая литература, 2018.
1 Конституционно (государственное) право зарубежных стран. Часть общая: конституционное (государственное) право и его основные институты. Тома 1-2. Учебник / под ред. Б.А. Страшуна. М.: БЕК, ‒ 2017. – С.50.
2 Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации // М.: Юристъ, 2016. – С. 78.
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 7. 21.01.2009.
4 Конституционно (государственное) право зарубежных стран. Часть общая: конституционное (государственное) право и его основные институты. Тома 1-2. Учебник / под ред. Б.А. Страшуна. М.: БЕК, ‒ 2017. – С. 57-59.
5 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник // − М.: Экзамен, 2016. – С. 35.
6 Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации // М.: Юристъ, 2016. – С.81.
7 Тихомиров Ю.А. Теория закона // М.: Юридическая литература, 2018. – С. 34.
8 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов // М.: Норма-Инфра ‒ М, 2016. – С.176.