Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Средний срок адаптации:
-
в яслях 7 – 10 дней
-
в младшем дошкольном возрасте 2 – 3 недели
-
в старшем дошкольном возрасте 1 месяц
В том случае, когда ребёнок не справляется с задачей адаптации к новым условиям, мы можем наблюдать симптомы трудной адаптации:
-
нарушение положительного эмоционального состояния ребёнка;
-
ребёнок много плачет, стремится к эмоциональному контакту с взрослыми или, напротив, раздражённо отказывается от него;
-
ребёнок испытывает сложности с установлением контакта с другими детьми;
-
нарушение аппетита;
-
нарушение сна;
-
болезненно протекает разлука с родными;
-
снижается общая активность;
-
общее подавленное состояние.
|
Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций:
-
перед поступлением в детский сад лучше привести ребенка на прогулку для знакомства с детьми и воспитателями;
-
заранее познакомиться с режимом детей в детском саду и приблизить постепенно к нему домашний режим Вашего ребенка;
-
приучайте к новым условиям ребенка постепенно и последовательно;
-
не следует резко менять привычный уклад жизнедеятельности ребенка;
-
предоставьте ребенку, в первое время, возможность принести в детский сад свои любимые игрушки;
-
согласуйте свои действия с воспитателем: чего избегать, а что поощрять у ребенка;
-
создайте особый ритуал ухода и возвращения Вас в детский сад;
-
когда Вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Не показывайте ему свое волнение;
-
не давайте ребенку почувствовать собственную боязнь разлуки;
-
избегайте избыточной сентиментальности или изменения своей привычной манеры поведения;
-
учите ребенка общению со взрослыми и детьми. Не ограничивайте общение ребенка только семейным кругом.
| Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он впервые поступил в детский сад
-
Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
-
Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении.
-
Будьте терпеливы.
-
Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
-
Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
-
Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
-
Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
-
Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, понятные объяснения.
-
Каждый день читайте малышу.
-
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.
-
Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
-
Поощряйте любопытство.
-
Не скупитесь на похвалу.
|
Первые признаки того, что ребенок адаптировался.
-
Хороший аппетит.
-
Спокойный сон.
-
Охотное общение с другими детьми.
-
Адекватная реакция на предложения взрослого.
-
Нормальное эмоциональное состояние (жизнерадостный, активный, любопытный…)
Ребенок хорошо адаптировался, если в его поведении нет:
-
Крайностей.
Например: излишняя активность, чрезмерная пассивность.
-
Возврата к более ранним привычкам.
Например: ребенок ест самостоятельно и вдруг снова требует, чтобы его кормили с ложки.
-
Отставание в развитии от сверстников.
Например: в 4 года разговаривает, как в 2,5 года.
-
Непрекращающиеся трудности с элементарными вещами.
Например: кормление ребенка остается проблемой.
|
|
Адаптация ребенка к детскому саду
|