Файл: Методические рекомендации к проведению экзамена по истории.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации к проведению экзамена по истории.
Промежуточный контроль над овладением общекультурными и общепрофессиональными компетенциями осуществляется в форме экзамена. На экзамене студент выбирает экзаменационный билет, в котором предлагается два теоретических задания. При подготовке к устному ответу в течение 40-45 мин. нельзя пользоваться учебными пособиями, конспектами, электронными ресурсами и т.п.
На подписанном экзаменатором листе бумаги студент должен составить краткий план ответа на теоретические вопросы. В ходе теоретической части экзамена выявляется степень усвоения теоретического материала и овладения умениями, обусловленными целями и задачами изучения истории. Студент должен показать понимание сути проблемы, знание основных исторических деятелей и ключевых дат. Оценивается полнота, глубина и осознанность знаний, а также самостоятельность мышления.
В соответствии с требованиями компетентностного подхода в процессе экзамена диагностируется уровень владения студентом программными знаниями и умениями по дисциплине.
Критериями оценки знаний студентов по дисциплине «История» являются:
-
владение понятийным аппаратом; -
глубина, прочность и осознанность знаний; -
аналитичность и доказательность рассуждений.
Уровень сформированности конкретного умения, а также компетенции (обобщенное умение) студентов оценивается по следующим критериям:
-
опора на теоретические знания при решении творческо-практического задания; -
выявление причинно-следственных связей тех или иных событий российской истории; -
объективный анализ и оценка деятельности персоналий российской истории.
Общая оценка уровня овладения студентом знаниями и компетенциями в результате ответа на экзамене по дисциплине «История» складывается из следующих признаков:
-
достаточный уровень (компетенция достаточно развита)- студент продемонстрировал полные, глубокие и осознанные знания, написание эссе осуществлялось с опорой на теоретические знания. -
недостаточный уровень (компетенция недостаточно развита)- студент продемонстрировал недостаточно полные, глубокие и осознанные знания, при написании эссе теоретические знания использовались фрагментарно, поверхностно.
Если студент получает неудовлетворительную оценку, он имеет право два раза попытаться пересдать экзамен. В случае, когда студент так и не смог получить положительную оценку, заведующим кафедрой создается комиссия, которая должна окончательно подвести итог.
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕИСТОРИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
-
Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. -
Политическая раздробленность на Руси в XII – XIII вв. -
Отражение немецко-шведской агрессии в Северо-Западной Руси. Александр Невский. -
Походы Батыя в Европу. Борьба с монголо-татарским нашествием. -
Русские княжества под властью Золотой Орды. Монгольское иго в оценках отечественных исследователей. -
Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы. Внутренняя политика Ивана III. -
Реформы Ивана IV Грозного. Итоги внутренней и внешней политики. -
Смутное время в Московском государстве: причины, ход, последствия. -
Россия при первых Романовых. Внутренняя и внешняя политика правительства Алексея Михайловича. -
Реформы Петра I в государственно-административной, экономической, социальных сферах, культуре и быту. -
Северная война и военные реформы Петра I. -
Россия в эпоху дворцовых переворотов. -
Просвещенный абсолютизм в России. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. -
Наполеоновские войны, Отечественная война 1812 года и Священный союз как система общеевропейского порядка. -
Реформирование основных сфер общества при Александре I. -
Внутренняя и внешняя политика Николая I. -
Буржуазные реформы Александра II. -
Внутренняя политика Александра III и контрреформы. -
Индустриализация в России и промышленный переворот. Реформы С.Ю.Витте. -
Общественное движение в XIX в.: в поисках пути развития страны. -
Внешняя политика России на рубеже XIX – XX веков. Русско-японская война 1904-1905 гг. -
Российская революция 1905-1907 гг.: причины, характер, основные этапы и итоги. -
Опыт российского парламентаризма. Первые Государственные Думы. -
Столыпинские реформы 1906-1911 гг. и их значение. -
Причины и характер Первой мировой войны. Участие России в войне. Брестский мир.
-
Великая российская революция 1917 года. Две стадии революции: февральская и октябрьская. -
Гражданская война и иностранная интервенция в России (1917-1922 гг.). -
Решение национального вопроса после Октября 1917 года. Образование СССР и его значение. -
Новая экономическая политика: цели, мероприятия, противоречия, итоги. -
Внутриполитическая борьба в высшем партийно-государственном руководстве страны в 1920-е годы и ее последствия. Политическое завещание В.И.Ленина. -
Индустриализация страны. Первые пятилетние планы. -
Коллективизация сельского хозяйства: причины, ход, итоги. -
Политическая система в СССР в 1930 гг. Массовые политические репрессии. Утверждение «культа личности» И.В.Сталина. -
Внешняя политика СССР в 1930 – 1938 гг. Возрастание угрозы мировой войны. -
Начало Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в условиях начавшейся войны (1 сентября 1939 г. – 22 июня 1941 г.). -
Начало Великой Отечественной войны. Причины тяжелых поражений Красной Армии в начальный период войны. Битва за Москву. -
Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградское и Курское сражения. -
Внешняя политика СССР в годы Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Проблема Второго фронта. -
Завершающий этап Великой Отечественной войны. Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии. Итоги и уроки войны. -
Внешняя политика СССР в условиях «холодной войны» (1945-1953 гг.). План Маршалла и окончательное разделение Европы. -
Политическое, социально-экономическое и духовное развитие советского общества в послевоенный период (1945-1953 гг.) -
Политика «оттепели»: общественно-политическая, экономическая и духовная сферы. -
Общественно-политическая и культурная жизнь советского общества (1964-1985 гг.). Концепция «развитого социализма». Диссидентское движение в СССР. -
Социально-экономическая политика СССР в 1964-1985 гг. Экономическая реформа 1965 г. Нарастание застойных явлений и кризисных процессов в жизни общества. -
Политика перестройки: основные направления. Социально-экономические реформы и их результаты. -
Обострение межнациональных отношений в период перестройки. События августа 1991 года. Распад СССР. -
Либеральная концепция российских реформ в 90-е годы ХХ века. Переход к рыночным отношениям и его социальная цена. -
Основные направления внешней политики РФ в 90-е годы ХХ века. -
Россия в XXI веке: политическое и социально-экономическое развитие. -
Россия в современной системе международных отношений.
ВОПРОС №1)
Проблема этногенеза восточных славян тут заключается во множественных скрещиваниях генетического фонда племен, что связано с миграциями и бесконечными захватническими войнами.
Эволюция формирования древнерусского этноса:
1этап – развитие прославянских племён внутри индоевропейского единства (3-1 тысячелет. до н.э.);
2этап – обособление славянской группы (6-4 века до н.э.);
3этап – происходит выделение восточных славян и расселение их на восточноевропейской равнине (4-6 века н.э.);
4этап – формирование предпосылок государственности, образование государства и формирование древне-русского этноса (7-9 века н.э.).
Дальнейшее разделение труда, развитие торговли, рост благосостояния одних слоев населения и обнищание других подводило общество к рождению государственности. Первым таким государством у древних славян стала Киевская Русь.
Процесс вызревания государственности у восточных славян прошел ряд этапов.
Первым из них можно считать появление союзов племен. Выполняя прежде всего военные функции, эти объединения возвышают статус и возводят на вершины власти военную верхушку – князя и его дружину. Впоследствии именно они возглавят государство.
Вторым шагом на пути становления государственности становится появление племенных княжений. В них власть князя усиливается, становится наследственной и распространяется, кроме военной, и на другие сферы общественной жизни. Летописная традиция донесла до нас имена некоторых из племенных князей – легендарных (Кий, Радим, Вятко) и исторических (древлянский князь Мал).
Третий этап связан со сложением у восточных славян собственно ранних государств. Одно из них возникает в Среднем Поднепровье, на территории полян и их соседей. Историки называют его по-разному – каганат русов, Русская земля. Его центром был Киев. Титул правителя этой страны – каган – по политической значимости соотносится с титулатурой властителей сильного соседнего государства хазар. Об истории днепровской восточнославянской державы мы почти не имеем достоверных сведений. Есть данные о походах русских каганов на Византию в IX в., например, в 860 г. Также известны имена ее последних правителей – Аскольда и Дира. Имя первого из них определенно указывает на его скандинавское происхождение.
ВОПРОС №2)
Феодальная раздробленность на Руси — основные причины
Процесс политического дробления, результатом которого стал распад Киевской Руси на независимые княжества, пришелся на вторую четверть 12 века. Основными причинами историки считают:
-
установление в каждом княжестве особого порядка управления; -
возникновение на местах знати, которой выгодней было вставать на сторону своего князя, нежели -
защищать киевского; -
рост количества новых городов; -
ослабление торговли между территориями; -
увеличение крупного боярского землевладения, споры между собственниками;
Кроме того, в государстве отсутствовал прозрачный и логичный алгоритм наследования киевского престола. Это способствовало нездоровой конкуренции и междоусобицам между наследниками, постоянному росту общей напряженности.
Когда начался этап, и с какими событиями он связан
Символическим началом периода дробления стала всеобщая междоусобная война, начавшаяся в 1134 году. Предпосылками к ней стали события, происходившие в Киеве. Получивший от Мстислава бразды правления Ярополк вознамерился исполнить замысел Владимира Мономаха – назначить своим преемником сына Мстислава Всеволода.
При этом на престол хотели взойти еще два законных претендента – сыновья Владимира волынский князь Андрей и ростовский князь Юрий Долгорукий. Вступив в борьбу между собой и с Всеволодом, наследники Мономаха развязали масштабные военные действия. Втянутыми в них оказались все русские княжества.
Примечание
Некоторые историки началом этапа дробления называют 1132 год – момент смерти князя Мстислава Великого. Он считается последним могущественным правителем Киева.
Последствия феодальной раздробленности Руси
Первым и основным результатом дробления стало уменьшение политической роли Киева: из метрополии Киевская Русь в одночасье превратилась в обычное княжество. Потерял свою актуальность знаменитый торговый «путь из варяг в греки», Европа и Восток наладили связь по Средиземному морю.
К положительным характеристикам феодальной раздробленности историки относят:
-
экономический расцвет городов, появление новых ремесел; -
образование новых торговых путей, связей; -
развитие окраин, повышение хозяйственного и культурного уровня провинции; -
заселение неосвоенных земель, обусловленное плохими условиями жизни на южных территориях; -
усиление аппарата управления на местах.
Негативными последствиями считаются:
-
продолжающееся дробление земель наследниками князей; -
постоянные междоусобные войны; -
ослабившийся военно-оборонительный потенциал, усиление нашествий половцев; -
слабость центральной государственной власти.
Помимо половцев воспользоваться ослаблением Киевской Руси не преминули литовские племена и католические немецкие ордена, создавшие реальную угрозу на северо-западном направлении.
Примечание
Несмотря на политическую разрозненность, русские земли сохранили идею единства. За киевским князем сохранился титул старшего, в походах 1223 года против монголов принимали участие князья всех русских земель, вся церковь находилась под управлением киевского митрополита, осознание этнической общности прослеживалось на всех смежных территориях.
Значение эпохи раздробленности в истории
В общеисторическом смысле результатом эпохи раздробленности стало образование современных украинцев, русских, белорусов. Появились новые политические образования, изменилась территориальная принадлежность многих земель: к примеру, западная часть древнерусских территорий попала под влияние Польши и Литвы.
ВОПРОС №3)
Отражение немецко-шведской агрессии с Запада в XIII в. Александр Невский
Причины немецко-шведской агрессии на русские земли:
-
1) в XII в. единое прежде государство Киевская Русь распалось на враждующие между собой земли. Шведские и немецкие феодалы воспользовались сложившейся на Руси ситуацией. В основном их привлекала территория Прибалтики, где в это время проживали племена западных славян (эстов, латов, киршей). Междоусобная вражда последних сделала их легкой добычей; -
2) XII в. был также временем экспансии Запада на Восток. Римская католическая церковь раздавала индульгенции за военные завоевания в надежде распространить сферу влияния церкви и на Северо-Западную Русь. С этой целью в 1201 г. был основан немецкий Орден меченосцев. В 1237 г. немецкими рыцарями был основан Ливонский орден. Уже с конца XII в. немцы приступили к захвату Латвии. Экспансия Германии и Швеции на восток усилилась в начале XIII в., после призыва папы римского, когда против народов Финляндии и Прибалтики, поддерживавших русских, были организованы крестовые походы.