Файл: Методические рекомендации к проведению экзамена по истории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методические рекомендации к проведению экзамена по истории.

Промежуточный контроль над овладением общекультурными и общепрофессиональными компетенциями осуществляется в форме экзамена. На экзамене студент выбирает экзаменационный билет, в котором предлагается два теоретических задания. При подготовке к устному ответу в течение 40-45 мин. нельзя пользоваться учебными пособиями, конспектами, электронными ресурсами и т.п.

На подписанном экзаменатором листе бумаги студент должен составить краткий план ответа на теоретические вопросы. В ходе теоретической части экзамена выявляется степень усвоения теоретического материала и овладения умениями, обусловленными целями и задачами изучения истории. Студент должен показать понимание сути проблемы, знание основных исторических деятелей и ключевых дат. Оценивается полнота, глубина и осознанность знаний, а также самостоятельность мышления.

В соответствии с требованиями компетентностного подхода в процессе экзамена диагностируется уровень владения студентом программными знаниями и умениями по дисциплине.

Критериями оценки знаний студентов по дисциплине «История» являются:

  • владение понятийным аппаратом;

  • глубина, прочность и осознанность знаний;

  • аналитичность и доказательность рассуждений.


Уровень сформированности конкретного умения, а также компетенции (обобщенное умение) студентов оценивается по следующим критериям:

  • опора на теоретические знания при решении творческо-практического задания;

  • выявление причинно-следственных связей тех или иных событий российской истории;

  • объективный анализ и оценка деятельности персоналий российской истории.


Общая оценка уровня овладения студентом знаниями и компетенциями в результате ответа на экзамене по дисциплине «История» складывается из следующих признаков:

    1. достаточный уровень (компетенция достаточно развита)- студент продемонстрировал полные, глубокие и осознанные знания, написание эссе осуществлялось с опорой на теоретические знания.

    2. недостаточный уровень (компетенция недостаточно развита)- студент продемонстрировал недостаточно полные, глубокие и осознанные знания, при написании эссе теоретические знания использовались фрагментарно, поверхностно.



Если студент получает неудовлетворительную оценку, он имеет право два раза попытаться пересдать экзамен. В случае, когда студент так и не смог получить положительную оценку, заведующим кафедрой создается комиссия, которая должна окончательно подвести итог.

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕИСТОРИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

  1. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности.

  2. Политическая раздробленность на Руси в XII – XIII вв.

  3. Отражение немецко-шведской агрессии в Северо-Западной Руси. Александр Невский.

  4. Походы Батыя в Европу. Борьба с монголо-татарским нашествием.

  5. Русские княжества под властью Золотой Орды. Монгольское иго в оценках отечественных исследователей.

  6. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы. Внутренняя политика Ивана III.

  7. Реформы Ивана IV Грозного. Итоги внутренней и внешней политики.

  8. Смутное время в Московском государстве: причины, ход, последствия.

  9. Россия при первых Романовых. Внутренняя и внешняя политика правительства Алексея Михайловича.

  10. Реформы Петра I в государственно-административной, экономической, социальных сферах, культуре и быту.

  11. Северная война и военные реформы Петра I.

  12. Россия в эпоху дворцовых переворотов.

  13. Просвещенный абсолютизм в России. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики.

  14. Наполеоновские войны, Отечественная война 1812 года и Священный союз как система общеевропейского порядка.

  15. Реформирование основных сфер общества при Александре I.

  16. Внутренняя и внешняя политика Николая I.

  17. Буржуазные реформы Александра II.

  18. Внутренняя политика Александра III и контрреформы.

  19. Индустриализация в России и промышленный переворот. Реформы С.Ю.Витте.

  20. Общественное движение в XIX в.: в поисках пути развития страны.

  21. Внешняя политика России на рубеже XIX – XX веков. Русско-японская война 1904-1905 гг.

  22. Российская революция 1905-1907 гг.: причины, характер, основные этапы и итоги.

  23. Опыт российского парламентаризма. Первые Государственные Думы.

  24. Столыпинские реформы 1906-1911 гг. и их значение.

  25. Причины и характер Первой мировой войны. Участие России в войне. Брестский мир.



  1. Великая российская революция 1917 года. Две стадии революции: февральская и октябрьская.

  2. Гражданская война и иностранная интервенция в России (1917-1922 гг.).

  3. Решение национального вопроса после Октября 1917 года. Образование СССР и его значение.

  4. Новая экономическая политика: цели, мероприятия, противоречия, итоги.

  5. Внутриполитическая борьба в высшем партийно-государственном руководстве страны в 1920-е годы и ее последствия. Политическое завещание В.И.Ленина.

  6. Индустриализация страны. Первые пятилетние планы.

  7. Коллективизация сельского хозяйства: причины, ход, итоги.

  8. Политическая система в СССР в 1930 гг. Массовые политические репрессии. Утверждение «культа личности» И.В.Сталина.

  9. Внешняя политика СССР в 1930 – 1938 гг. Возрастание угрозы мировой войны.

  10. Начало Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в условиях начавшейся войны (1 сентября 1939 г. – 22 июня 1941 г.).

  11. Начало Великой Отечественной войны. Причины тяжелых поражений Красной Армии в начальный период войны. Битва за Москву.

  12. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградское и Курское сражения.

  13. Внешняя политика СССР в годы Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Проблема Второго фронта.

  14. Завершающий этап Великой Отечественной войны. Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии. Итоги и уроки войны.

  15. Внешняя политика СССР в условиях «холодной войны» (1945-1953 гг.). План Маршалла и окончательное разделение Европы.

  16. Политическое, социально-экономическое и духовное развитие советского общества в послевоенный период (1945-1953 гг.)

  17. Политика «оттепели»: общественно-политическая, экономическая и духовная сферы.

  18. Общественно-политическая и культурная жизнь советского общества (1964-1985 гг.). Концепция «развитого социализма». Диссидентское движение в СССР.

  19. Социально-экономическая политика СССР в 1964-1985 гг. Экономическая реформа 1965 г. Нарастание застойных явлений и кризисных процессов в жизни общества.

  20. Политика перестройки: основные направления. Социально-экономические реформы и их результаты.

  21. Обострение межнациональных отношений в период перестройки. События августа 1991 года. Распад СССР.

  22. Либеральная концепция российских реформ в 90-е годы ХХ века. Переход к рыночным отношениям и его социальная цена.

  23. Основные направления внешней политики РФ в 90-е годы ХХ века.

  24. Россия в XXI веке: политическое и социально-экономическое развитие.

  25. Россия в современной системе международных отношений.



ВОПРОС №1)

Проблема этногенеза восточных славян тут заключается во множественных скрещиваниях генетического фонда племен, что связано с миграциями и бесконечными захватническими войнами.

Эволюция формирования древнерусского этноса:

1этап – развитие прославянских племён внутри индоевропейского единства (3-1 тысячелет. до н.э.);

2этап – обособление славянской группы (6-4 века до н.э.);

3этап – происходит выделение восточных славян и расселение их на восточноевропейской равнине (4-6 века н.э.);

4этап – формирование предпосылок государственности, образование государства и формирование древне-русского этноса (7-9 века н.э.).

Дальнейшее разделение труда, развитие торговли, рост благосостояния одних слоев населения и обнищание других подводило общество к рождению государственности. Первым таким государством у древних славян стала Киевская Русь.

Процесс вызревания государственности у восточных славян прошел ряд этапов.

Первым из них можно считать появление союзов племен. Выполняя прежде всего военные функции, эти объединения возвышают статус и возводят на вершины власти военную верхушку – князя и его дружину. Впоследствии именно они возглавят государство.

Вторым шагом на пути становления государственности становится появление племенных княжений. В них власть князя усиливается, становится наследственной и распространяется, кроме военной, и на другие сферы общественной жизни. Летописная традиция донесла до нас имена некоторых из племенных князей – легендарных (Кий, Радим, Вятко) и исторических (древлянский князь Мал).

Третий этап связан со сложением у восточных славян собственно ранних государств. Одно из них возникает в Среднем Поднепровье, на территории полян и их соседей. Историки называют его по-разному – каганат русов, Русская земля. Его центром был Киев. Титул правителя этой страны – каган – по политической значимости соотносится с титулатурой властителей сильного соседнего государства хазар. Об истории днепровской восточнославянской державы мы почти не имеем достоверных сведений. Есть данные о походах русских каганов на Византию в IX в., например, в 860 г. Также известны имена ее последних правителей – Аскольда и Дира. Имя первого из них определенно указывает на его скандинавское происхождение.

ВОПРОС №2)


Феодальная раздробленность на Руси — основные причины

Процесс политического дробления, результатом которого стал распад Киевской Руси на независимые княжества, пришелся на вторую четверть 12 века. Основными причинами историки считают:

  • установление в каждом княжестве особого порядка управления;

  • возникновение на местах знати, которой выгодней было вставать на сторону своего князя, нежели

  • защищать киевского;

  • рост количества новых городов;

  • ослабление торговли между территориями;

  • увеличение крупного боярского землевладения, споры между собственниками;

Кроме того, в государстве отсутствовал прозрачный и логичный алгоритм наследования киевского престола. Это способствовало нездоровой конкуренции и междоусобицам между наследниками, постоянному росту общей напряженности.

Когда начался этап, и с какими событиями он связан

Символическим началом периода дробления стала всеобщая междоусобная война, начавшаяся в 1134 году. Предпосылками к ней стали события, происходившие в Киеве. Получивший от Мстислава бразды правления Ярополк вознамерился исполнить замысел Владимира Мономаха – назначить своим преемником сына Мстислава Всеволода.

При этом на престол хотели взойти еще два законных претендента – сыновья Владимира волынский князь Андрей и ростовский князь Юрий Долгорукий. Вступив в борьбу между собой и с Всеволодом, наследники Мономаха развязали масштабные военные действия. Втянутыми в них оказались все русские княжества.

Примечание

Некоторые историки началом этапа дробления называют 1132 год – момент смерти князя Мстислава Великого. Он считается последним могущественным правителем Киева.

Последствия феодальной раздробленности Руси

Первым и основным результатом дробления стало уменьшение политической роли Киева: из метрополии Киевская Русь в одночасье превратилась в обычное княжество. Потерял свою актуальность знаменитый торговый «путь из варяг в греки», Европа и Восток наладили связь по Средиземному морю.

К положительным характеристикам феодальной раздробленности историки относят:

  • экономический расцвет городов, появление новых ремесел;

  • образование новых торговых путей, связей;

  • развитие окраин, повышение хозяйственного и культурного уровня провинции;

  • заселение неосвоенных земель, обусловленное плохими условиями жизни на южных территориях;

  • усиление аппарата управления на местах.


Негативными последствиями считаются:

  • продолжающееся дробление земель наследниками князей;

  • постоянные междоусобные войны;

  • ослабившийся военно-оборонительный потенциал, усиление нашествий половцев;

  • слабость центральной государственной власти.

Помимо половцев воспользоваться ослаблением Киевской Руси не преминули литовские племена и католические немецкие ордена, создавшие реальную угрозу на северо-западном направлении.

Примечание

Несмотря на политическую разрозненность, русские земли сохранили идею единства. За киевским князем сохранился титул старшего, в походах 1223 года против монголов принимали участие князья всех русских земель, вся церковь находилась под управлением киевского митрополита, осознание этнической общности прослеживалось на всех смежных территориях.

Значение эпохи раздробленности в истории

В общеисторическом смысле результатом эпохи раздробленности стало образование современных украинцев, русских, белорусов. Появились новые политические образования, изменилась территориальная принадлежность многих земель: к примеру, западная часть древнерусских территорий попала под влияние Польши и Литвы.

ВОПРОС №3)

Отражение немецко-шведской агрессии с Запада в XIII в. Александр Невский


Причины немецко-шведской агрессии на русские земли:

  • 1) в XII в. единое прежде государство Киевская Русь распалось на враждующие между собой земли. Шведские и немецкие феодалы воспользовались сложившейся на Руси ситуацией. В основном их привлекала территория Прибалтики, где в это время проживали племена западных славян (эстов, латов, киршей). Междоусобная вражда последних сделала их легкой добычей;

  • 2) XII в. был также временем экспансии Запада на Восток. Римская католическая церковь раздавала индульгенции за военные завоевания в надежде распространить сферу влияния церкви и на Северо-Западную Русь. С этой целью в 1201 г. был основан немецкий Орден меченосцев. В 1237 г. немецкими рыцарями был основан Ливонский орден. Уже с конца XII в. немцы приступили к захвату Латвии. Экспансия Германии и Швеции на восток усилилась в начале XIII в., после призыва папы римского, когда против народов Финляндии и Прибалтики, поддерживавших русских, были организованы крестовые походы.