Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области социально педагогической деятельности) Дисциплина Педагогика Практическое занятие 4.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Пермь - 2023
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально- педагогической деятельности)
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие № 4
Выполнил:
Обучающийся Бабкина Екатерина Евгеньевна
Преподаватель:
Степанова Елена Ивановна

Задание 1. Максимальное количество баллов — 4 балла.
Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология.
Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.
Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.
Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и
воспитания

Наименование теоретических и практических педагогических дисциплин
Описание направлений и содержание научной деятельности
Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний
1
Преддошкольная педагогика
Этo paздeл вoзpacтнoй пeдaгoгики.
3aнимaeтcя иccлeдoвaниeм зaкoнoмepнocтeй, условий вocпитaния peбёнкa дo тpёx лeт.
Cooтвeтcтвeннo, пpeддoшкoльникaми cчитaютcя дeти 1-3 лет.
2
Дошкольная педагогика
Этo paздeл, зaнимaющийcя изyчeниeм тoнкocтeй paбoты c дeтьми дoшкoльнoгo вoзpacтa, зaкoнoмepнocтями иx paзвития, фopмиpoвaния индивидyaльнocти.
Дети от 4 до 6 лет.
3
Специальная педагогика
Это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития
Человек, развивающаяся личность с отклонениями в соматической, психической,
индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья,
нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.
двигательной, интеллектуальной, сенсорной, речевой или поведенческой сфере, которые ограничивают или затрудняют возможность социализации, нормальной жизни в обществе, трудоспособность и жизнедеятельность
4
Социальная педагогика
Отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.)
Исследуется воспитательный процесс во всех возрастных группах.
5
Коррекционная педагогика
Область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами
Личность ребенка, имеющего отклонения в психофизическом и/или социальном развитии

нарушений социально- психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.
6
Дефектология: сурдопедагогика
Это педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих нарушения слуха.
Слабослышащие и глухие люди.
7
Дефектология: тифлопедагогика
Раздел специальной педагогики, занимающийся исследованием вопросов обучения и воспитания людей, имеющих отклонения в работе зрительных органов.
Люди, имеющие отклонения в работе зрительных органов
8
Дефектология: олигофренопедагогика
Это отрасль педагогического научного знания, занимающаяся изучением процессов обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей.
Умственно-отсталые люди.
9
Дефектология: логопедия
Специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания
Лица с отклонениями в речевых способностях.

Задание 2. Максимальное количество баллов — 3 балла.
Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.
Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации.
Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.
Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно- воспитательного процесса:
1. управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков;
2. восприятие новых знаний и получение умений;
3. ознакомление обучаемых с новыми заданиями;
4. организация эвристической и исследовательской деятельности;
5. познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей;
6. проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;


7. практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем;
8. управление процессом перехода от теории к практике;
9. приобретение умений и навыков, а также их систематизация;
10. разъяснение целей и задач обучения;
11. собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;
12. анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;
13. управление процессом познания научных закономерностей и законов;
14. самоконтроль, самодиагностика достижений.
Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников
образовательно-воспитательного процесса

Направления и виды образовательной деятельности педагога

Направления и виды деятельность обучаемых
1 управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получение первичных навыков и умений
1 восприятие новых знаний и получение умений
2 организация эвристической и исследовательской деятельности
2 ознакомление обучаемых с новыми заданиями
3 проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения
3 познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей
4 управление процессом перехода от теории к практике
4 практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
5 разъяснение целей и задач обучения
5 приобретение умений и навыков, а также их систематизация

6 собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
6 самоконтроль, самодиагностика достижений
7 анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизаци
8 управление процессом познания научных закономерностей и законов
Задание 4. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психологических задач решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.
Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне. Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.
Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:
1) формирование социальной активности и ответственности;
2) привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности;
3) формирование психологической и мыслительной культуры личности;
4) воспитание патриотизма и любви к Родине;
5) освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;
6) развитие ценностного отношения к природе;
7) формирование чувства прекрасного;
8) освоение правил этикета;


9) формирование навыков здорового образа жизни;
10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;
11) формирование умений и навыков мыслительных операций;
12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;
13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно - познавательной деятельности;
14) воспитание законопослушного гражданина общества;
15) воспитание бережного отношения к результатам деятельности;
16) приобщение к общечеловеческим ценностям.
Таблица 4 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога

п/п
Наименования
направлений воспитания
Характеристики содержания воспитательной
деятельности
1.
Трудовое воспитание воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности; приобщение к общечеловеческим ценностям
2.
Экологическое воспитание развитие ценностного отношения к природе; формирование чувства прекрасного;
3.
Патриотическое воспитание воспитание патриотизма и любви к Родине; освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства

4.
Эстетическое воспитание привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности; формирование психологической и мыслительной культуры личности
5.
Нравственное воспитание воспитание законопослушного гражданина общества;
6.
Физическое воспитание формирование навыков здорового образа жизни; выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;
7.
Умственное воспитание освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-позновательной деятельности; формирование умений и навыков мыслительных операций
8.
Правовое воспитание воспитание законопослушного гражданина общества;
Задание 5. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Методы воспитания, которые используются работниками образования с целью формирования гармоничной личности, в теории педагогики классифицируются по разным основаниям.
Для последующего изучения предлагается классификация методов воспитания, выстраиваемая на основании оформления воспитательной задачи. Данная классификация актуальна для деятельности педагога ДОУ в любой возрастной группе воспитанников.
Изучите информацию, представленную в таблице 4 «Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи».


Обратите внимание, что в таблице нарушены соотношения наименования метода с представлением его смыслового содержания и описания примера его реализации.
Восстановите структурное содержание таблицы, соотнеся наименования методов воспитательного воздействия с их смысловым наполнение, а также с описаниями конкретных приёмов их реализации.
Правильные варианты группирования ответов необходимо записать после таблицы следующим образом: номер ячейки столбца с наименованиями, номер ячейки с указанием смыслового наполнения метода, номер ячейки соответствующего приёма реализации. Например, 1-3-5; 2-4-1; 3-6-2; 4-2-3 и т.д.
Возможен иной вариант оформления ответа. В таблице поменяйте местами текстовые блоки так, чтобы были чётко соотнесены наименование метода, его смысловое наполнение и приём его реализации. В этом случае в качестве ответа вы представляете восстановленный вариант таблицы.
Таблица 5 — Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи

п/п
Наименования
методов
воспитания

п/п
Смысловое
наполнение метода

п/п
Приём реализации
воспитательного
воздействия
1
Убеждение
1
Реализуется при помощи воодушевления воспитанника энтузиазмом педагога, а при недостатке у воспитателя авторитета — путём путем ссылки например, авторитетный для воспитанника.
1
Лишение воспитанника права принять участие в экскурсии в связи с нарушением правил поведения в группе.
2
Пример
2
Реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. В ходе этих бесед воспитаннику предлагают определённый сценарий поведения и убеждают в его целесообразности.
2
Беседа с воспитанниками о правилах поведениях в общественных местах.
3
Упражнение
3
Метод коррекции поведения, который применяется в самом крайнем случае и сводится к лишению воспитанника того положительного социального опыта, который он мог бы
3
Вручение грамоты, подарка и похвала.
приобрести, если бы его поведение было безупречным.
4
Поощрение
4
Вовлечение воспитанников в общественно полезную деятельность, в ходе которой они сами могут проверить правильность предложенных им концепций поведения и получить необходимые практические умения и навыки.
4
Воспитатель говорит воспитаннику: «Ты должен это сделать, я уверен, что у тебя всё получится!»
5
Наказание
5
Метод направлен на бессознательную, чувственно- эмоциональную сферу личности, может влиять на человека практически мгновенно. Воля подавляется.
5
Демонстрация воспитателями и всеми сотрудниками педагогического коллектива правил поведения, принятых в учебном заведении.
6
Внушение
6
Стремление закрепить правильные формы поведения воспитанников, внесение в их жизнь положительных материальных и нематериальных моментов.
6
Приобщение воспитанников к уборке территории
ДОУ.
Впишите цифры, которыми обозначены правильные варианты группирования ответов: [1-2-2 2-1-5 3-4-6 4-6-3 5-3-1 6-5-4].
Задание 6. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
В педагогической теории и практике используется множество форм воспитательной работы. Понятие «форма воспитания» позволяет педагогу ответить на ключевые вопросы собственной профессиональной деятельности:
— Кто, когда и где проводит воспитательную работу?
— Каковы условия проводимой воспитательной работы?
Формы воспитания носят творческий характер и отличаются большим разнообразием, что является основанием для изучения их особенностей. Охарактери- зуйте предложенные в таблице 5 формы воспитания. Для удобства данной исследовательской деятельности перечислены четыре признака, являющиеся наименованиями столбцов таблицы, предлагаемых для заполнения.
Таблица 6 — Формы воспитательной деятельности педагога