Файл: Главные направления и школы в истории философской мысли.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»
Институт экономики, менеджмента и информационных технологий
Кафедра информационных технологий и математики
Контрольная работа № 1
по дисциплине «Философия»
на тему: «Главные направления и школы в истории философской мысли»
Выполнил студент:
1 курса ЗЭМИб-ПИ01-22-1
Калиниский А.Д.
Руководитель:
к. ф.-м. н., доцент
Пряхин Н.Г.
Санкт-Петербург
2023
«Главные направления и школы в истории философской мысли»
Задание 1. Подготовьте краткие письменные ответы на следующие вопросы:
-
В чем заключаются трудности определения понятия философии?
Трудности в определении понятия философии заключаются в том, что невозможно определить философию через сравнение с другими сферами духовной жизни человека (наукой, религией, искусством), нельзя дать определение понятия философии через обобщение определений этого понятия, которые давались философами прошлого.
2. Почему вопрос о сущности философии подводит нас к вопросу о сущности человека?
Кант, рассуждая о вечных вопросах философии – Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу рассчитывать? Сводит все вопросы к одному – Кто я есть такой, человек? Таким образом, и с точки зрения И. Канта и Хайдеггера философия понимается и определяется человеком через размышления о смысле его собственной жизни, таким образом, философия есть сущностная характеристика бытия человека, быть человеком и быть философом понятия тождественные. Чаще всего философствование большинства сводится к тому, чтобы из ряда ответов на фундаментальные вопросы бытия выбрать те из них, которые наиболее успешно ориентируют отдельного человека в определённой системе культур и тех социальных систем, в которых он исторически существует.
3. Почему личностный характер философии наиболее ярко проявляется в наше время?
Современный кризис культуры техногенного общества носит системный и глобальный характер. Требования к ответственности каждого человека за все происходящее в мире неизмеримо возрастает. Личное участие человека в решении важнейших проблем человеческого бытия невозможно без философствования, личностного поиска смысла бытия.
4. Почему личностная способность каждого человека к постановке и решению философских проблем не всегда актуализируется? От каких условий зависит актуализация этой способности человека?
Философствование, как вопрошание о смысле бытия, присуще каждому человеку. Актуализируется эта способность в периоды кризиса жизни общества, когда старые ответы на вечные философские вопросы не могут удовлетворительно ориентировать человека в изменившемся мире. Полнота видения проблем в период кризиса, объяснение его истоков, видение реальных путей его преодоления зависит от волевых усилий отдельной личности, направленных на актуализацию философского мышления.
5. Почему определение философии как рефлексии над универсалиями культуры помогает более адекватно решать проблему исторического развития философии?
Современные философы видят путь развития философии в рефлексии над основаниями культуры: в критическом рассмотрении господствующей культурной традиции, во вскрытии проблем современной цивилизации и определении путей их преодоления.
Задание 2. Подготовьте тезисы и аргументы к дискуссии по следующим вопросам:
1. Сопоставимы ли онтологии Платона и Аристотеля?
"При сравнении Платона с Аристотелем сразу бросается в глаза, что поэтическая душа первого из них восторженно возносилась в невидимую область идей и считала философию средством очистить душу, внушить ей стремление к небу. Критический же ум Аристотеля занимался по преимуществу эмпирическим (опытным) исследованием мира явлений, изучал факты, представляемые природой, шел путем индукции от частного к общему и ставил целью философии знание истины, приобретаемое наукой. Платон считает понятия (идеи) сущностями, отдельными от явлений (вещей), имеющими самобытную реальность; Аристотель сводит идеи из их отдельной области в мир явлений, считает их формами, посредством которых образуются из материи чувственные, действительно существующие предметы. Платон стремится возвыситься над природою и берет содержание своей философии из области сверхчувственного, небесного. Аристотель подвергает своему исследованию природу, землю, предметы, существующие на земле, систематизирует приобретаемые о них сведения и, путем ясных, строго логических выводов и доказательств, формулирует общие законы".
2. Насколько представления античной философии о мире актуальны
для наших дней?
Актуальность произведений авторов античности прослеживается и в наши дни. Это связано с тем, что им удалось раскрыть вечные истины о нас самих и о мироздании в целом. Произведения античных философов в каждом поколении побуждают к осознанию чего-то нового и необыкновенного. Это неиссякаемый источник идей. Учения античной философии Ещё Аристотель пытался найти ответ на вопрос: "Что такое счастье?".
3. В каких сферах человеческой жизни добродетель и знание находятся, на ваш взгляд, в отношении взаимозависимости.
В тех сферах, где обычной человеческой логики и совести недостаточно для того, чтобы знать, как сделать добро. Пример: проголосовать ли за конкретного политика или нет? Нужно иметь знания о его качествах и жизни. Это: знание - добродетель.
Другой пример: изучать ли в школе астрономию или отделаться тройкой? Нужно иметь знание о самой науке и её ценности. Но, здесь уже что-то из этого: добродетель - знание.
Задание 3. Создайте графическую схему основных исторических этапов развития мировой философии с указанием ведущих школ и выдающихся представителей этих школ.
Задание 4. На основе изучения конспекта лекций, оригинальных источников и учебной литературы дайте развернутый письменный ответ на один из следующих вопросов:
1. Какие причины привели классическую философию первой половины ХIХ,века к кризису?
Начиная с эпохи Возрождения и Нового времени и вплоть до середины XIX в. в Западной Европе складывалась и упрочивалась традиция рациональной философии, нашедшая свое окончательное оформление в философских системах представителей немецкой классической философии, прежде всего И. Канта и Г. Гегеля.
Реальная история XVIII и XIX в., однако, не востребовала эту философию: вознесенный на вершину человеческих ценностей разум оказался бессильным как объяснить, так и предотвратить дисгармонию и хаос, которые стали содержанием общественной жизни. Вместе с крахом Наполеоновской Франции в начале XIX ст. были посрамлены высокие идеалы эпохи Просвещения (разума); в 30-40-е г. г. в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба, обозначившая непримиримые позиции в обществе. Этот раскол усугубился к концу XIX ст. и вылился в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни (Парижская Коммуна в 1871 г.). Франко- Прусская война 1870- 1871г. г. вынесла свой приговор духовным ценностям эпохи разума. Прогрессистские иллюзии относительно будущего золотого века были развеяны.
Другим фактором, оттеснившим немецкую классическую философию, стала революция в естествознании и промышленная революция. Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электромагнитной индукции, Ампером - теории магнетизма; к концу XIXв. открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. не могли остаться незамеченными общественным сознанием. Все это происходило на фоне интенсивного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем - телефон, радиосвязь и многое другое. Техника агрессивно вторгалась в духовную жизнь, завоевывая в ней ведущие позиции. Европеец оказался вовлеченным в этот процесс; наука и техника становились более ценной “философией”, ибо их использование обещало новые блага.
Обращает на себя внимание и такое обстоятельство, как демографический взрыв, происшедший на Европейском континенте. Если в период с 6 в по 1800г. население Европы не смогло превысить 180млн. человек, то начиная с 1800г. по 1914г. оно достигло 460 млн., то есть выросло более, чем в 2, 5 раза. Приход массы на арену истории ознаменовал одновременно и смещение акцентов в культуре. Классическая философия уже не могла пользоваться успехом за пределами университетских кафедр.
2. В чем заключаются особенности развития основных направлений философской мысли XX века?
Основная черта развития философии XX века - плюрализм школ, направлений; появление новых, нестандартных (неклассических) идей и концепций. Причина этому, возможно, демократизация общественной жизни, рост степени свободы личности. Воля является катализатором творчества, а творчество - это всегда разнообразие.
3. Почему Г.-Г. Гадамер под философией понимает «историю понятий»?
Г.-Г. Гадамер, представитель немецкой школы истории понятий, показывает, что философские понятия историчны, возникают в результате «словесной находки», формируются и эволюционируют в процессе словоупотребления, обусловленного мыслительной и речевыми практиками.
4. В чем видит предмет своего изучения феноменология?
Феноменология - одно из основных направлений в философии XX в.; можно утверждать, что она останется таковым и в XXI в.
Ее предмет - фундаментальные феномены человеческого бытия: сознание и самосознание, любовь и ненависть, познание и художественное творчество, воля и желание, страх и совесть, свобода и смерть, история и историчность, личностное и ценностное бытие, бытие другого и собственное бытие и др.
«Познание и его методы»
Задание 1. Подготовьте краткие письменные ответы на следующие вопросы:
1. Каковы основные принципы и категории диалектической концепции развития?
Основные принципы диалектики - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.
Принципы : 1) принцип всеобщей связи 2) принцип развития; 3) принцип историзма; 4) принцип причинности; 5) принцип системности
2. Какие психические процессы не входят в сферу сознания?
Бессознательное– это психические процессы, которые не входят в сферу сознания человека. Бессознательное преимущественно изучается психологией, а также психоанализом, родоначальником которого стал Зигмунд Фрейд.
3. Каковы факторы становления человеческого сознания?
Основные факторы возникновения и развития сознания следующие: произошло увеличение мозга: развитый головной мозг является предпосылкой для возникновения сознания; прямохождение (освобождение рук для деятельности); наличие языка и речи. Однако главным фактором возникновения и развития сознания, на мой взгляд, является человеческое общество (общение людей друг с другом, трудовая деятельность). Социальными факторами формирования сознания были трудовая деятельность, общение, обмен информацией (язык). Труд как целесообразная деятельность по изготовлению и использованию орудий труда сыграл определяющую роль в развитии умственных способностей человека.
4. Каковы критерии научности?
К критериям научности знания отнесены доказательность (рациональность), непротиворечивость, эмпирическая проверяемость, воспроизводимость эмпирического материала, общезначимость, системность (когерентность), эссенциальность, однозначность терминов, способность к развитию. На основе этих критериев дана обобщенная дефиниция научного знания.
Задание 2. Подготовьте тезисы и аргументы к дискуссии по следующим вопросам:
-
Как сочетаются в деятельности профессионала сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное?
В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.