Файл: Существует несколько точек зрения по поводу видов и классификаций форм правления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Это означает, что Россию нельзя назвать республикой президентского типа.

По ряду присущих форме правления РФ характеристик ее нельзя оценивать и как смешанную республику. Главное отличие Российской Федерации от такой формы правления состоит в том, что Правительство РФ формируется и несет ответственность главным образом перед Президентом и в гораздо меньшей степени перед Государственной Думой.

Поэтому логично было бы заключить, что российская модель организации государственной власти предполагает функционирование государства по модели президентской республики. В то же время президент имеет право досрочно распустить одну из палат российского парламента, что противоречит классическим представлениям об этой форме правления, в то же время следует отметить, что мнение отечественных исследователей о форме.

В государственном управлении следует отметить государственное устройство Российского государства как республики, близкое (близкое) по своему значению к президентской форме правления, но со своими особенностями.

Политический режим

Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация — демократическое государство». Его демократия заключается в народном самоуправлении, разделении властей на законодательную и исполнительную ветви, местном самоуправлении и политическом многообразии.

Рассмотрим эти признаки подробно.

Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ  (ст. 3 Конституции РФ).

Обозначение «народный суверенитет» является выражением народного суверенитета, который выражается через признание народа верховным носителем всей власти. Народный суверенитет означает, что народ не делится своей властью с кем-либо и использует ее исключительно в своих интересах. Но если народ не имеет своего суверенитета, то он не может быть субъектом народного суверенитета.

В Конституции РФ закреплено исключительное право многонационального народа России на всю власть и суверенитет. То есть русский народ ни с кем не делится властью и никто из них, кроме него самого, в Российской Федерации быть никаким не может. Ст. 3 - Никто не имеет права захватывать или присваивать власть в Российской Федерации, ст. 3.


Итак, демократия - это владение всей властью народом и свободное осуществление этой власти в полном соответствии с его конституционными правами.

По Конституции народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через государственные органы власти.

Как гласит статья 3 Конституции РФ (статья 3), «высшим выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

В России ежегодно проходит референдум о принятии законов, действующего законодательства и других вопросов государственной важности. На всей территории России проводится референдум.

Проведение референдума по вопросу принятия новой Конституции Российской Федерации обязательно будет проведено в случае принятия Учредительным Собранием решения о вынесении проекта новой Конституции на референдум.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

Изменение статуса субъектов РФ.

Заключение нового федерального бюджета, выполнение и изменение внутренних финансовых обязательств страны.

Отмена или изменение федерального налога и других законов, а также освобождение от их уплаты.

Немедленно принять меры по обеспечению здоровья и безопасности населения, а также принять меры по обеспечению здоровья и безопасности людей.

Правозащитники получили возможность получить амнистию и помилование.

Вопросы, вынесенные на референдум Российской Федерации не могут ограничивать или лишать законной силы общепризнанных прав и свобод человека.

Законы о проведении всероссийского референдума имеют высшую юридическую силу, не требуют утверждения и обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно закону о референдумах в России, помимо общероссийских могут проводиться региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, области или города.

Общероссийский референдум не может быть проведен в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо по месту проведения референдума. В течение трех месяцев после отмены об отмене о военном положении и чрезвычайных ситуациях.

Еще одна форма правления, которая осуществляется гражданами – это выборы. Независимое и открытое голосование на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления является свободными выборами.



В РФ признается и гарантируется местное самоуправление (ст.12 Конституции РФ).

Сегодня в России под местным самоуправлением понимается возможность жителей различных территориальных единиц управлять по закону и своим собственным интересам значительной частью общественных дел. Согласно статье 135 Конституции России «органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются муниципальным имуществом, создают местный бюджет и управляют местными налогами. А также решают другие вопросы местного значения».

Представительные органы власти, местные администрации и различные территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и др.), а также орган местного самоуправления населения в РФ.

В отличие от государственных органов, местное самоуправление не входит в систему власти, поэтому здесь есть большие возможности для проявления гражданских инициатив и форм организации граждан, чтобы они могли управлять своими городами или деревнями. В этом месте мы ищем эффективные модели народоправия - те низовые демократии, на основе которых реализуется конституционное положение о России как демократическом государстве.

В РФ признается политическое многообразие, многопартийность (ст. 13 Конституции РФ).

На основании закона различные общественно-политические объединения могут создаваться, регистрировать и осуществлять свою деятельность в России. На основании статьи 14 Конституции РФ общественные объединения равны перед законом. Этот принцип выражается в равенстве требований государственного органа по отношению к уставу общественного объединения. Кроме того, в России закрепляется равенство общественных объединений между собой. Эти права и обязанности общественных объединений равны как в общественной, так и в экономической деятельности.

Согласно принципу многопартийности, который закреплен в Конституции России и закрепленный на законодательном уровне, каждая партия является общественным объединением с политической волей своих членов.

Конституции Российской Федерации запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя в России, подрыв безопасности государства. Создание вооруженных формирований для разжигания социальной ненависти и межнациональной розни.


В России существует множество политических партий: «Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР», «Справедливая Россия», «Родина», «Яблоко», «Патриоты России», «Альянс зелёных» и др. (всего по данным Министерства юстиции РФ на начало 2016 г. в России зарегистрировано 77 политических партий). Также в России действует множество общественно-политических организаций и движений: Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ; движение «Женщины России», движение «Наш дом – Россия», политическая общественная организация «Общее дело» и другие. Люди, социальные общности имеют возможность свободно выбирать политические организации, соответствующие их ценностям, взглядам, ориентациям, отвечающие их интересам.

Политический плюрализм неразрывно связан с идеологическим плюрализмом, который отражает многообразие идей и мнений в политике, что дает возможность в споре, диалоге сопоставлять различные точки зрения и находить оптимальные пути решения политических проблем.
При этом в Конституции РФ подчеркивается, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

5. Демократический характер Российского государства, выражается также в следующих элементах:

- в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 17 Конституции РФ).

- в РФ гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ).

Территориально-государственное устройство РФ

Российская Федерация – федеративное государство. 

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 г. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

Конституция РФ определяет Россию как федеративное государство (ст.1 Конституции РФ).

Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами РФ.


Вот почему Российская Федерация с самого начала ее создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республике, и основанной на автономии федерацией, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

 Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не конституционно-договорный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой характер, поскольку была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе провозглашения ее федерацией в Конституции РФ.

В настоящее время вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов.

Как и любая другая федерация, Россия является не союзом государств, а единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе субъекты не могут заключать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело – многосторонние и двусторонние соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Федеративный договор – Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ. Сегодня Федеративный договор наряду с Конституцией РФ лежит в основе отношений России с республиками, подписавшими этот Договор.

Таким соглашением является Договор Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан». Этот Договор наряду с Конституцией РФ является основой отношений Федерации с Республикой Татарстан, не подписавшей в свое время Федеративный договор.

В настоящее время такие договоры подписаны также с Башкортостаном, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией – Аланией и некоторыми другими субъектами Федерации.

В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов:

- государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик,

- государственно-территориальные образования – края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Федерации,