Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования липецкий государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рск = (Пч / Кс) × 100 %,

где Кс – средняя величина собственного капитала.

Показатель характеризует эффективность использования собственного капитала. Экономический смысл этого показателя – ответ на вопрос: сколько прибыли приходится на единицу собственного капитала предприятия.

– рентабельность заемного капитала (Рик):

Рик = (Пч / Кз) × 100 %.

Показатель характеризует эффективность использования заемного капитала. Величину заемного капитала определяют по данным бухгалтерского баланса как сумму краткосрочных и долгосрочных пассивов;

– рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала (Ри):

Ри = (Пч / Кик) × 100 %,

где Кик – средняя величина инвестиционного капитала, которая равна сумме средней за период величине собственного капитала и средней за период величине долгосрочных кредитов и займов;

– рентабельность всего капитала предприятия (Рк):

Рк = (Пп / Кк) × 100 %,

где Кк – средний за период итог баланса-нетто.

Данный коэффициент показывает эффективность использования всего капитала предприятия, т. е. рост значения коэффициента свидетельствует об увеличении эффективности использования имущества предприятия и наоборот. Снижение значения рентабельности всего капитала предприятия может также свидетельствовать о падении спроса на продукцию предприятия или о перенакоплении активов.

3. Производственный потенциал предприятия

Производственный потенциал – это система экономических отношений, возникающая между хозяйствующими субъектами на макро- и микроуровнях по поводу получения максимально возможного производственного результата, который может быть получен при наиболее эффективном использовании производственных ресурсов, при имеющемся уровне техники и технологий, передовых формах организации производства. Различают производственный потенциал национальной экономики, региона, предприятия.

Производственный потенциал предприятия (ППП) – это отношения, которые возникают на микроуровне между работниками самого предприятия по поводу получения максимально возможного производственного результата, который может быть получен при наиболее эффективном использовании производственных ресурсов, при имеющемся уровне техники и технологий, передовых формах организации производства и вне зависимости от состояния внешней среды. Противоречивый характер этих отношений определяется внутренней средой самого предприятия, а ППП заключается в поиске и реализации внутренних источников саморазвития.


К производственным ресурсам, характеризующим ППП, обычно относят:

− основные фонды предприятия;

− оборотные средства предприятия (материальные ресурсы).

Уровень использования основных производственных фондов определяется прогрессивностью технологической политики, проводимой предприятием по формированию структуры фондов, а также организацией и технологией производства продукции. Существует целая система показателей оценки эффективности использования основных фондов. Наиболее важные из них – показатели фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности.

Для анализа движения и технического состояния основных средств вычисляются следующие коэффициенты:

Коэффициент обновления основных средств определяется как отношение стоимости поступивших основных средств к стоимости основных средств на конец периода.

Срок обновления основных средств рассчитывается как отношение стоимости основных средств на начало периода к стоимости поступивших основных средств.

Коэффициент выбытия основных средств определяется как отношение стоимости выбывших основных средств к стоимости основных средств на начало периода.

Коэффициент прироста основных средств рассчитывается как отношение суммы прироста основных средств к стоимости основных средств на начало периода, где сумма прироста основных средств рассчитывается как разность между стоимостью поступивших основных средств и стоимостью выбывших основных средств.

Материалоемкость – показывает, сколько расходуется сырья для производства единицы продукции. Единица измерения материалоемкости – руб./руб. (безразмерная единица).

Материалоотдача – показывает, сколько продукции вырабатывается из единицы сырья. Чем лучше используется сырье, материалы и другие материальные ресурсы, тем ниже материалоемкость и выше материалоотдача.

Для снижения материалоемкости продукции необходимо улучшать использование предметов труда, сокращать потери, соблюдать правила ведения и организации технологических процессов и т. д.

4. Рыночно-сбытовой (маркетинговый) потенциал предприятия

Сущность маркетингового потенциала раскрывается в научной литературе с позиций трех основных подходов: ресурсного, функционального и результативного.

Ресурсный подход ориентирован на определение маркетингового потенциала как совокупности ресурсов и связей между ними, которые обеспечивают предприятию конкурентную позицию на рынке.



В рамках функционального подхода маркетинговый потенциал определяется как способность маркетинговой службы обеспечить удовлетворение потребностей потребителей и использования потенциальных рынков сбыта.

С позиций результативного подхода маркетинговый потенциал определяется как степень удовлетворения (по сравнению с конкурентами) потребностей клиентов, потребляющих производимую продукцию (предоставленные услуги) с целью получения экономических выгод.

Под маркетинговой возможностью предприятия понимается привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором конкретное предприятие может добиться конкурентного преимущества.

В современных быстроменяющихся условиях ведения бизнеса становится очевидным, что предприятия для выживания и сохранения долгосрочной конкурентоспособности должны постоянно корректировать свою деятельность с учетом требований окружающей действительности. Такие условия приводят к тому, что методы и методология традиционной теории принятия управленческих решений не в полной мере отвечают запросам менеджмента.

На смену традиционной теории управления приходит концепция маркетингово-ориентированного управления, т.е. концепция управления, ориентированная на потребителя, что в значительной мере определяет необходимость разработки концептуальных основ принятия маркетинговых решений. Их можно рассматривать как неотъемлемый элемент управленческих решений, охватывающий все сферы деятельности фирмы.

Основополагающей частью процесса принятия маркетинговых решений является подготовка необходимой информации руководителям. За сбор необходимых данных и сведений, их трансформацию и передачу, отвечает маркетинговая информационная система, поэтому она является исключительно важным элементом, необходимым для принятия рациональных решений.

Однако предлагаемые в настоящее время способы воплощения маркетинговой информационной системы не удовлетворяют требованиям системного подхода. Это связано, на наш взгляд, с тем, что они нацелены на решение разобщенных задач, лежащих лишь в области комплекса маркетинга, и не позволяют руководителям увидеть целостную картину, складывающуюся как внутри предприятия, так и в его взаимодействии с внешней средой.

В современных условиях приоритетность показателей реализации продукции определяется конечными результатами деятельности: прибылью, рентабельностью, способностью к рыночной самостоятельности. Этот показатель аккумулирует в себе аспекты деятельности, по которым судят об эффективной ценовой и маркетинговой политике, конкурентоспособности как самого предприятия, так и его выпускаемой продукции.


Основная задача анализа состоит в оценке выполнения плана продаж (в общем и по ассортименту), степени выполнения договорных обязательств по поставкам, определении причин и факторов, влияющих на изменение исследуемых показателей, а также обосновании резервов увеличения объемов реализации.

Рассмотрим следующие показатели:

Доля выручки от продажи продукции (услуг) за пределами РФ = Выручка от продажи продукции за пределами РФ / Доход по обычным видам деятельности
Доля выручки от продажи на территории РФ = Выручка от продажи на территории РФ / Доход по обычным видам деятельности
Доля в выручке от продаж продукции с высокой добавленной стоимостью = Выручка от продаж продукции с высокой добавленной стоимостью / Выручка от продаж
Доля готовой продукции и товаров для перепродажи в общей структуре запасов = Готовая продукция для перепродажи / Итог запасов

Доля отгруженных товаров со склада в общей структуре запасов = Товары отгруженные / Итог запасов
Доля в выручке от продаж рекламного бюджета = Объем рекламного бюджета / Выручка от продаж
Доля коммерческих и управленческих расходов в выручке от продаж = (Коммерческие расходы + Управленческие расходы) / Выручка от продаж
Широта рынка сбыта = Количество регионов РФ (или стран мира), в которых представлена продукция компании / Количество регионов РФ (или стран мира)
Широта обновления ассортимента = Количество новых видов продукции за последние 3 года / Количество видов продукции

5. Кадровый (трудовой) потенциал предприятия

Кадровый (трудовой) потенциал – интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду различных групп работников трудоспособного населения в целом по участию в общественно полезной деятельности и реализации целей социально-экономического развития.

Основными характеристиками трудового персонала предприятия являются численность и структура персонала.

Численность персонала организации зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных (или иных) и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации. Эти факторы определяют ее нормативную (плановую) величину. Более объективно персонал характеризуется списочной (фактической) численностью, т. е. числом сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент.

Структура персонала организации – это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку. Она может быть статистической и аналитической.


Статистическая структура отражает распределение персонала и его движение в разрезе занятости по видам деятельности, а также категорий и групп должностей. Так, выделяется персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделениях, аппарате управления, занятые производством продукции, услуг или осуществляющих обслуживание этих процессов) и неосновных видов деятельности (работники жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы). В свою очередь, все они подразделяются на категории: руководителей, специалистов, других служащих (технических исполнителей), рабочих.

Одним из ключевых факторов повышения эффективности деятельности промышленного предприятия является отношение к кадрам предприятия. Чтобы иметь высококвалифицированных специалистов, составляющих ядро промышленного предприятия, создать у них стимул к эффективной работе, руководители вынуждены использовать систему управления кадровым потенциалом.

В условиях настоятельной необходимости активизации кадровой политики, без которой невозможен выход из социально-экономического кризиса производства, вопрос о формировании программы управления кадровым потенциалом перерастает в актуальную проблему. Кадровый потенциал предприятия, по нашему мнению, в широком смысле этого слова представляет собой умения и навыки работников, которые могут быть использованы для повышения его эффективности в различных сферах производства, в целях получения дохода (прибыли) или достижения социального эффекта.

Кадровый потенциал может рассматриваться и в более узком смысле – в качестве временно свободных или резервных трудовых мест, которые потенциально могут быть заняты специалистами в результате их развития и обучения. Управление кадровым потенциалом должно содействовать упорядочению, сохранению качественной специфики, совершенствованию и развитию персонала.

Производительность труда – это экономическая категория, выражающая степень плодотворности целесообразной деятельности людей по производству материальных и духовных благ.

Производительность труда определяется количеством продукции (объемом работ), произведенной работником в единицу времени (час, смену, квартал, год) или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции (на выполнение определенной работы).

Производительность труда исчисляется через систему показателей выработки и трудоемкости. Выработка рассчитывается как частное от деления объема выполненных работ (выпущенной продукции) на численность работников (затраты труда). Трудоемкость – делением затрат труда (численности работников) на объем работ (продукции). Показатели выработки и трудоемкости могут исчисляться в стоимостном выражении, в нормо-часах, в натуральном выражении и в условно-натуральном. Выработка характеризует объем работ (продукции) на единицу численности, а трудоемкость – затраты труда на единицу продукции (работы).