Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования липецкий государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики

ДИАГНОСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Методические указания

М.А. Новак

О.В. Титова

Е.И. Козлова


Липецк

Липецкий государственный технический университет

2020

3336



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономики


ДИАГНОСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Методические указания

М.А. Новак

О.В. Титова

Е.И. Козлова








Липецк

Липецкий государственный технический университет

2020

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономики

ДИАГНОСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Методические указания

М.А. Новак

О.В. Титова

Е.И. Козлова

Утверждаю к печати

Объем 2,3 п.л.

Тираж 100 экз.

Проректор по научной

работе и инновациям

_____________С.Е. Кузенков

«___» ______________ 2021 г.



Липецк

Липецкий государственный технический университет

2020

УДК 338.3(07)


ББК У291.5я7

Н723

Рецензент – О.Ю. Смыслова, д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента и общегуманитарных дисциплин Липецкого филиала Финуниверситета


Новак, М.А.

Н723 Диагностика экономического и организационного потенциала предприятия: методические указания / М.А. Новак, О.В. Титова, Е.И. Козлова. – Липецк: Изд-во Липецкого государственного технического университета, 2020. – 37 с. – Текст : непосредственный.
Методические рекомендации содержат подробные требования к курсовой работе по дисциплине «Диагностика экономического и организационного потенциала предприятия», к ее оформлению. Также представлен порядок процедуры защиты и оценивания курсовой работы.

Методические указания предназначены для студентов направлений 38.03.01 «Экономика», 38.04.01 «Экономика» всех форм обучения.

Соответствуют рабочей программе по курсу «Диагностика экономического и организационного потенциала предприятия».

УДК 338.3(07)

ББК У291.5я7

Ó ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», 2020

 Новак М.А., Титова О.В.

Козлова Е.И., 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1.Общие положения 4

2. Требования к курсовой работе 5

3. Требования к оформлению курсовой работы 30

4. Порядок процедуры защиты и оценивания курсовой работы 32

Приложение А 34

Приложение Б 35

Приложение В 37

Методические указания 38

Новак Максим Андреевич 38

Титова Оксана Васильевна 38

Козлова Елена Ивановна 38

Редактор М.Ю. Болгова 38
  1. Общие положения


1.1. Курсовая работа является одной из форм самостоятельной научно-исследовательской работы студента при использовании компетентностного подхода. Выполнение курсовой работы по изучаемой дисциплине «Диагностика экономического и организационного потенциала предприятия» предусмотрено учебным планом и является обязательным для каждого студента.

1.2. Курсовая работа по дисциплине «Диагностика экономического и организационного потенциала предприятия» представляет собой самостоятельную аналитическую работу студента.

1.3. Целью выполнения курсовой работы по дисциплине «Диагностика экономического и организационного потенциала предприятия» является закрепление теоретического материала, проработанного на лекциях и в ходе самостоятельного изучения литературы, овладение навыками применения основных приемов аналитической обработки исходной информации для обоснованной оценки результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации по различным направлениям потенциальных возможностей, выявления резервов повышения эффективности хозяйствования и принятия управленческих решений.



1.4. Достижению поставленной цели способствует реализация следующих задач:

- изучить теоретические основы вопроса, определенного темой курсовой работы;

- овладеть методами экономических исследований, развить навыки постановки задач учетно-управленческого исследования и подбора методов решения этих задач;

- научиться систематизировать, анализировать и обобщать теоретическую и практическую информацию о состоянии и развитии информационной базы предприятия;

- научиться разрабатывать рекомендации по использованию систем управленческого анализа, приемов и способов аналитического обобщения имеющейся информации в практике работы предприятия.

1.5. Курсовая работа выполняется только по практическим данным и должна содержать информацию о работе конкретного предприятия, выбранного для исследования.


2. Требования к курсовой работе




2.1. Единообразие выбора темы. Тема курсовой работы для всех студентов одинаковая: «Диагностика потенциала предприятия (на примере …)». Студент самостоятельно определяет экономический субъект для оценки экономического и организационного потенциала.

2.2. Курсовые работы должны соответствовать нормам научной речи и отвечать требованиям, предъявляемым к оформлению студенческих научных работ.

2.3. Курсовая работа по дисциплине «Диагностика экономического и организационного потенциала предприятия» независимо от ее конкретного содержания имеет следующую структуру:

  1. Титульный лист курсовой работы (прил. А).

  2. Задание (прил. Б).

  3. Аннотация (прил. В).

  4. Содержание.

  5. Введение. Во введении указывается актуальность темы курсовой работы, обосновывается ее важность для повышения эффективности деятельности организации. Также ставятся и формулируется цели и задачи курсовой работы. При необходимости там же указываются ограничения и условности представляемой работы; характеризуются методы исследования, дается краткое описание логики содержания работы.

  6. Основная часть представляет собой оценку различных видов потенциала экономического субъекта (предприятия) – организационного, финансово-экономического, производственного, рыночно-сбытового, кадрового, социального и инновационного.

  7. Библиографический список использованных источников. Список должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ.

  8. Заключение.

  9. Приложение – это факультативная часть работы, которая может содержать схемы, таблицы, графики, матрицы и т.п. Приложение к курсовой работе обязательно должно содержать бухгалтерскую и иную отчетность предприятия, используемую для расчетной части.

2.4. Содержание основной части курсовой работы.

При использовании комплексной формы диагностики одновременно исследуют все составляющие потенциала предприятия, т.е. анализируют совокупную способность предприятия как имущественного комплекса обеспечить определенный уровень производства товаров (работ, услуг).

Комплексная оценка проводится по следующим отдельным направлениям:

  1. Организационный потенциал предприятия

Целенаправленное воздействие на людей осуществляется на предприятии специальным аппаратом управления. Наиболее типичная структура аппарата управления на предприятии представляет собой следующую схему.


Во главе предприятия стоит директор – хозяйственный руководитель предприятия в целом. Директор имеет несколько заместителей: главный инженер, заместитель директора по производству, заместитель по экономическим вопросам, заместитель по снабжению и сбыту, заместитель по кадрам.

Непосредственную работу по организации управления производственным процессом ведут подразделения предприятия, выполняющие закрепленные за ними функции: отдел главного конструктора, отдел главного технолога, отдел главного механика и главного энергетика, отдел главного сварщика, отдел технического контроля, планово-экономический отдел, производственно-диспетчерский отдел, отдел труда и заработной платы, финансовый отдел, главная бухгалтерия, отдел кадров и подготовки кадров.

Для организации управления цехами предприятия создается отдельный относительно небольшой аппарат управления в цехе. Во главе цеха стоит начальник, который непосредственно подчинен директору предприятия и осуществляет руководство работой цеха, руководит всей производственной деятельностью цеха. В его подчинении находятся один или два заместителя, каждый из которых выполняет определенные функции. Отдельные функции управления цехом выполняются самостоятельными структурными подразделениями: бюро, группы или отдельные исполнители. Функции их аналогичны функциям соответствующих структурных подразделений аппарата управления предприятием. В подчинении начальника цеха находится следующий аппарат управления: технологическое бюро, бюро труда и заработной платы, планово-экономическое бюро (экономист цеха), производственно-диспетчерское бюро, бюро цехового контроля, группа механика, завхоз цеха и др.

Современный тип иерархической структуры организации управления имеет много разновидностей.

1. Линейная структура управления является наиболее приемлемой для простых форм управления. Она определяет прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства.

Линейно-функциональная структура управления основана на «шахтном» принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на функциональных руководителей: коммерческий директор, заместитель директора по кадрам, руководители информационного отдела, отдела маркетинга и т. д.

Линейно-штабная структура управления представляет собой комбинированную структуру, сочетающую свойства линейных и линейно-функциональных структур. Она предусматривает создание специальных подразделений (штабов) в помощь линейным руководителям для решения тех или иных задач. Штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Они не наделяются исполнительной властью. Руководитель сам принимает решение и доводит его до всех подразделений.