Файл: Учебники Введение в Священное Писание Ветхого Завета Введение в Ветхий Завет (для магистратуры).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Введение в Ветхий Завет.

  2. Пятикнижие.

Учебники: Введение в Священное Писание Ветхого Завета

Введение в Ветхий Завет (для магистратуры)

Ещё какой-то третий был (тоже для магистратуры)

Н. С. Лесков «Однодум». Это рассказ о человеке, который прочитал Библию и поверил.

Открытие Богом своей воли людям в богословии называется «откровением» или «Божественным откровением». У нас нет гарантированного способа увидеть Бога. Всё, что человек может узнать о Боге, Господь ему открыл Сам. «Вер много, а Бог один». Во всех этих мировоззрениях Бог – молчащий. Откровение – это то, что Бог захотел нам сказать.

Бог открывает Себя двумя путями: общее или естественное откровение (природа) и история – происходят такие события, когда все поворачивается настолько, что никакими естественными способами этого не объяснить. Яркий пример – народ Израиля, который неоднократно был истребляем. Третий путь естественного богословия – это сам человек. В каждом человеке живет представление о правильном и неправильном. Даже у дикарей и преступников. Христианское богословие говорит, что это в нас вложено.

Представление о высшем благе. Высшее благо – это Бог. Однако далеко не все люди приходят к сознанию Бога. В нас есть представление о высшем благе, но оно может быть направлено куда угодно.

Однако, если взять и посмотреть на природу, мы не узнаем, чего же от нас хочет Бог. Но так как наш Бог хочет и может сказать о Себе, то Он говорит это в особом, сверхъестественном откровении.

1Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,

2в последние дни сии говорил нам в Сыне… (Евр. 1:1-2а).

  1. Источником Божественного откровения является Бог

  2. Бог говорил не один раз, а многообразно: через Сына, с помощью видений, через теофанию – Богоявление. Теофания видится физическим зрением, в то время как видение может увидеть один конкретный человек. Видения разделяются на обычные и апокалиптики. Апокалиптики – это видения-символы. Яркий пример – Откровение Иоанна Богослова, который видел Бога в образе Агнца. Самой высшей теофанией является Рождество Бога на земле. Но чаще всего Бог говорит.

  3. Божественное откровение состоит из двух частей: отцам и нам, однако это одно Божественное откровение.

  4. В Священном Писании пророк – это человек, который говорит от лица Божиего. Нам же Он говорит в Сыне.

  5. Если мы читаем, то это значит, что Божественное откровение было записано. Наш предмет будет посвящен той части, которая была предназначена издревле отцам.


Это Божественное откровение имеет разные названия. Чаще всего это Писание или Писания. Этот термин использовал Сам Бог. Книги (с евр сефарим). Имеется в виду, что Божественное откровение было записано на свитке. Библия – греческое слово. Оно произошло от места в дельте Нила, где рос папирус. Только на Западе это слово приобрело единственное число и принадлежность исключительно к Священному Писанию. То, что это слово использовалось во множественном числе, указывает нам на то, что книг было много – Бог говорил многократно и многообразно. Следующий термин – Слово Божье или Слово Господне. С еврейского – давар, обозначает разговор, наполненный смыслом. Если в словах Бога есть повеление, то это приказ для исполнения. Слово всемогущий мы переводим неправильно – всё могущий. На самом деле это должно пониматься так: держащий всё в Своих руках – Пантократор. Есть такие вещи, которые Бог не может совершить: Он не может лгать: Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? (Числ. 23:19). Когда Бог избрал Свой народ, Он через Моисея дал ему Свои законы – с еврейского Тора (ударение на А). Греческий эквивалент – номос – законы. «Как отец учит сына, так Бог учит Израиль». Следовательно, если Бог не может меняться, как может меняться Его учение? Проговаривание Богом Своих Законов называется Заповедями.

Следующий термин – Завет – договор, обязательство. С еврейского берит. Равносторонний завет – два человека договорились, выдвинув каждый свои условия. Неравносторонний или сюзеренно-вассальный завет – сторона, диктующая условия, награду, наказание и защиту и сторона, принимающая эти условия. Бог диктует условия, говорит о награде и наказании за невыполнение этих условий, люди либо принимают, либо отвергают эти условия. Сейчас мы находимся на том уровне, когда Бог говорит нам в Сыне. Позже слово берит на греческий язык перевели как завещание – т.е, закон изменить можно, но завещание – нет. Чтобы завещание начало действовать, должен умереть Завещатель – Христос.
10.09.

В значение «завещание» использовано слово «завет» в послании к Евреям. Теперь христиане должны получить наследство.

Ветхий и Новый Завет. Когда мы слышим слово ветхий, мы представляем себе нечто, похожее на рухлядь. Однако с греческого языка это слово переводится как «старый, древний». Слово «Новый Завет» первый раз встречается в книге пророка Иеремии, а слово «Ветхий Завет» - в посланиях апостола Павла. Встаёт вопрос: какой Завет лучше? Нельзя сказать, что старый Завет лучше. Пророк Иеремия передаёт слова Господа о том, как этот Завет воспринимает Сам Господь. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку,

чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь (Иер. 31:31-32). СИНАЙСКИЙ ЗАВЕТ. То есть, Новый Завет – это улучшенный Ветхий Завет. Договор начинается с момента его подписания, в Библии – с момента жертвоприношения. Так что ответить на вопрос, когда начинается Новый Завет, легко. С Ветхим Заветом чуть другая история. В Евангелии описывается всё ещё Ветхий Завет. В Евангелиях Христос не повелевает, более того, даже запрещает проповедовать Своё учение. 24-я глава книги Исход – начало заключения Синайского Завета.

До Синайского договора были ещё договоры с Авраамом, с Ноем, со всем человечеством. Другое значение слова Завет – книги. То, что говорил и делал Христос – это подготовка к распятию. Третье значение – история. Ветхозаветная история – это история, которая описана в ветхозаветных книгах Священного Писания. Новый Завет начинается с распятия. Новозаветная история начинается с возвещения Ангелом Захарии о рождении Иоанна Предтечи.

Еврейская и христианская Библия. Ветхим Заветом пользуются и христиане, и иудеи. НО для иудеев не существует никакого другого Завета, кроме Синайского. Христианская Библия – это и Ветхий, и Новый Завет, и определённое расположение книг.

Танах – так евреи говорят о Ветхом Завете. Это аббревиатура – Тора – пятикнижие, Невиим – пророки (книга делятся на две группы – ранние пророки – Иисус Навин, Судьи и Царства и поздние), Кетувим – Писание. Туда относятся все остальные книги, в том числе и книга пророка Даниила. Иисус Христос говорил: в Законе, Пророках и Псалмах

Слово Кетувим в еврейском языке начинается с той буквы, которая в конце слова даёт звук Х.

Микра – то, что читается.

Науки, изучающие Священное Писание.

Библеистика. До революции – библиология. С одной стороны это наука, изучающая Священное писание, с другой стороны – это комплекс наук, включающий в себя следующие науки: текстология, задача которой – реконструкция и восстановление начального текста Библии на основании разных рукописей. Исагогика – от двух греческих слов, в целом его значение – введение – наука, сообщающая нам вводные сведения как о каждой книге – частная исагогика, так и о всём Священном Писании – общая исагогика. Моавитяне – это безбожники в кубе. Руфь была моавитянкой, соответственно, царь Давид не мог похвастаться своей прабабушкой.


С точки зрения и Ветхого, и Нового Завета евреям нельзя жениться на иноверках. Во времена Руфи таких пар было много. Ездра повелевает такие браки расторгнуть. Книга Руфь – это своего рода оппозиция Ездре.

Человек приобретает национальность в соответствии с религией. Если человек поклоняется истинному Богу – он еврей. Если языческим богам – то он язычник.

Герменевтика – наука о принципах, правилах толкования Библии. Когда мы читаем Священное Писание, мы понимаем, что мы его читаем с определённой точки зрения. Задача герменевтики – правильно настроить человека на чтение Священного Писания. Анекдот о читающем Библию.

Экзегетика – «выведение» смысла из Священного Писания, наука о том, как толковать Библию. Герменевтика – это теория, экзегетика – это практика. (В Библии можно найти много того, что оправдывает себя). Помимо совести у христиан есть ещё один предохранитель от греха – Священное Писание.

Библейское богословие – рассматривает библейские учения в их историческом развитии. Бог постепенно открывал людям знания о Себе.

Записанное Откровение. Есть писатель, и есть то, что он написал. Каковы свойства этого Откровения? Два термина, которые описывают состояние автора – боговдохновенность – действия Бога на писателей Божественного Откровения – и богодухновенность – свойство записанного Божественного Откровения. Можно сказать, что это синонимы. Если Бог воздействует на писателя, то его текст точно не обычный текст.

14 посланий апостол Павел написал за 20 лет. На первый взгляд, маловато. Конечно, он писал ещё, но именно в этих текстах – богодухновенность. Спорят относительно авторства послания к Евреям.

Боговдохновенность. 2-е послание апостола Петра, 1:19-21. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово (Священное Писание); и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших,

20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою (можно понять, что мы не можем толковать Священное Писание. Но это не так. Мы не можем пророчествовать).

21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

Бог триедин, и Святой Дух, когда сходит на писателя, он не работает отдельно от Святой Троицы. Действует Святой Дух и одновременно действует Сам Бог.


Богодухновенность. 2 Тим.3:16 – Все Писание богодухновенно – буквально «выдохнуто Богом». С латинского inspiratio. Теория богодухновенности – Священное Писание не говорит нам о том, как Бог вдохновлял писателя. Более того, апостол Лука говорит о себе, апостол Павел пишет о себе. 10 теорий – совмещение Божественного и человеческого. Безошибочность – в библейском автографе нет ошибок, то есть, если написано, что какое-либо событие было – значит, оно действительно было – и непогрешимость – предполагает, что всё, что Библия повелевает, есть Божия воля.

1-я группа говорит о полной богодухновенности – библейские автографы и безошибочны, и непогрешимы.

2-я группа – Библия непогрешима, однако в библейском тексте могут быть ошибки.

3-я группа – Библия содержит и ошибки, и неправильные предписания.
17.09.
Безошибочность – содержит ли Библия ошибки? Когда говорится о её безошибочности, речь идёт об автографе – рукописи, которые были написаны самим автором. Кроме того, Библия говорит на человеческом, обыденном языке – «Солнце встало».

Непогрешимость – то, к чему призывает Библия, есть выражение воли Божьей. Примечание: Божие предписание требует толкования. «Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую» - можно неправильно понять и сказать, что это только пощечина.

10 теорий. 1-е 4 ТЕОРИИ – О БЕЗОШИБОЧНОСТИ БИБЛИИ.

1. Теория транса. Представление о том, что библейский автор находился в бессознательном состоянии, и Бог водил его рукой. Сейчас никто этой точки зрения не придерживается.

2. Теория надиктовывания или механистическая. Бог говорит, писатели записывают. Есть мнение что эти две теории унижают свободную волю человека. Если бы Бог все книги надиктовал, у всех книг был бы один и тот же стиль. Но ведь Бог гениален, он же может писать разными стилями?

3. Вербальная теория или теория буквальной богодухновенности. Особенность этой теории в том, что Бог не диктует, а указывает, какие слова писателю использовать в данный момент. Причём эти слова берутся из языка и лексикона отдельного писателя. Это даёт со стороны писателя индивидуальность его книги. Бог указывает наилучшие слова для передачи Его истины. Эту теорию уважают современные протестанты.

4. Динамическая или органическая. Бог вдохновляет писателя, тот сам выбирает форму и содержание, а Бог контролирует этот выбор – соотношение Божественного и человеческого. В Библии Словом Божиим является и сама Библия, и Сам Бог. Невозможно в Библии разделить Божественное и человеческое. Две природы, личность одна. Он алкал и жаждал по человеческой природе, но по какой личности Он заплакал? Его личность – это личность Второго Лица Пресвятой Троицы. Эта теория достаточно распространена среди православных. Человеческая природа о Христе грешная или безгрешная? Безгрешная. В Библии есть как божественное, так и человеческое, но человеческое безгрешное, то есть, в этой природе нет ошибок.