Файл: Учебники Введение в Священное Писание Ветхого Завета Введение в Ветхий Завет (для магистратуры).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Всё, что Библия говорит о воле Божией, правильно, но в ней могут быть фактологические ошибки.
1. Теория разной степени богодухновенности.
2. Теория частичной богодухновенности. В Библии есть ошибки, т.е. в Библии есть Божественное и человеческое – Божественное безошибочно, а вот человеческое может ошибаться. В Библии Божественно то, что может открыть только Бог: те же самые пророчества, человек сам пророчествовать не может, а вот описание каких-либо исторических событий – это человеческое и оно может быть ошибочной. Исхода не было; заповеди и теофания были, а всего исторического антуража не было. Этого невозможно проверить. Есть такие события, которые описываются в Библии, но никак не подтверждается научным путём, например, Шестоднев, грехопадение. Эта теория является одной из популярнейших теорий среди православных.
3. Теория богодухновенности идей. Отчасти похожа на динамическую, говорит, что в Библии богодухновенны только идеи, но слова не контролируются Богом.
4. Теория актуальности. Эту теорию связывают с именем Карл Барт, который был создателем такого направления как неоортодоксия – новое православие. Он жил в начале XX века. В то время преобладала точка зрения о том, что в Библии есть ошибки, соответственно, в ней под сомнение ставилось всё. А тогда какова ценность этой книги? Будущим священникам рассказывали о том, что в Библии – ошибка на ошибке, а потом эти же священники должны будут рассказывать о её правдивости. Карл Барт решает защитить Библию, поэтому создаёт свою теорию. Он предложил следующее: Слово Божие – это только Христос, а библия не является Словом Божиим. Есть Слово Божие, а есть запись Слова Божьего. Исход – это откровение, а книга Исход – это просто книга. Если человек читает с верой человеческие книги, то через них начинает действовать Святой Дух, человек становится участником Божественного откровения. Нестыковка в том, что, по идее, читая Божественное откровение, любой человек должен становиться верующим, однако это не так.
ОСТАЛЬНЫЕ ДВЕ ТЕОРИИ ОТРИЦАЮТ НЕПОГРЕШИМОСТЬ БИБЛИИ И ОДНОВРЕМЕННО С ЭТИМ ОТРИЦАЮТ БЕЗОШИБОЧНОСТЬ
1. Теория просветления. Святой Дух возбуждает духовные дарования. Человек что-то ощущает, а потом начинает записывать свои ощущения.
2. Теория интуиции. Убирает влияние Святого Духа и говорит следующее: Бог создал гениальный народ, гениев религии, и представители этой религии записали свои наблюдения о Боге. Соответственно, у них может быть искажено представление о воле Божией и неправильно представлены исторические события. Апостол Павел – о женщинах с покрывалом на голове – культурная обусловленность апостола.
Канон Священного Писания Ветхого Завета.
Библейский канон – это те книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, которые Церковь считает Богодухновенными и поэтому авторитетными в вопросах веры и жизни. Слово канон обозначало первоначально что-то прямое. Далее этим словом стали называть некий измерительный прибор. Далее – стандарт или список. Церковь не может назвать богодухновенной книгу, которая не является богодухновенной, она только указывает на её богодухновенность. Пример со стаканчиком кофе. Если что-то в Церкви противоречит правильно растолкованной Библии, то это неправильно.
24.09.
Библейский канон – те книги Священного Писания, которые Церковь считает богодухновенными. Канон Нового Завета – 27 книг. С каноном Ветхого Завета всё сложнее. Существует несколько подходов к объёму Ветхого Завета. Самый маленький Ветхий Завет – у протестантов – 39 книг. 48 книг у католиков – они делятся на два раздела – протоканонические книги – те книги, которые считаются каноническими и у протестантов – и второканонические или девтероканончиеские. У православных очень интересная ситуация: у нас 39 книг, но объёма Ветхого Завета гораздо больше, чем у католиков – у нас ещё и 11 неканонических. Если эти 11 книг не канонические, то значит, они не богодухновенные? Да. Тогда что они делают в Библии? Эти книги не богодухновенны, они полезны. Чем? В них есть историческая информация, которой нет в канонических книгах. В этих книгах есть такие учения, которые очень близки к Новому Завету. Книга премудрости Соломона. Кроме того, в них излагаются те учения, которые мы воспринимаем. Из книги Маккавеев мы читаем, что мир сотворён из ничего.
История формирования канона.
Разделим два понятия – написание книг и придание этим книгам авторитетности. Первые библейские книги были написаны Моисеем. Иисус Навин тоже писал и своё писание добавил к тому, что писал Моисей. В период Судей ничего не писалось, однако в книге Царств говорится, что Самуил записал права и обязанности царя. Далее началась эпоха пророков-писателей. Когда евреи были пленены вавилонянами, они все эти книги взяли с собой, и так пророк Даниил прочитал книгу пророка Иеремии и предрёк скорое освобождение из плена.
Канонизация происходила так: нужно было, чтобы какой-нибудь авторитетный орган назвал книгу Словом Божиим. Кто же говорил об этом евреям? Чётких и внятных объяснений на этот счёт нет. Был Ездра, книжник и священник. Он создаёт орган, который получил название великая синагога. В V в богодухновенной была объявлена Тора, дальше были канонизированы книги пророков. К III в были канонизиорваны псалмы – Кэтувин.
В Палестине это было очень авторитетно. Вне Палестины продолжалось письменное творчество – писались другие книги, воспринимающиеся как Священное Писание. Евреи насчитывали 22 книги – на самом деле это 39 книг. В еврейском алфавите 22 буквы. Все буквы стали неким единством, полнотой, достаточностью. Евреи, чтобы показать, что они имеют всю полноту Слова Божьего каким-то образом объединили эти книги.
На этом творчество не закончилось. Писались и читались новые книги, они не отвергались и в некоторых еврейских традициях они считались очень авторитетными.
Ямнийский канон. Иерусалимский храм был разрушен, и евреи стали рассеиваться по всей земле. Встала проблема – евреи разойдутся и потеряют единство в вере. Чтобы его сохранить, нужны чёткие, твёрдые стандарты. Прежде всего они определили безусловно богодухновенные книги – те 22 книги. Город Ямний. На совете предлагали убрать некоторые книги – например Песнь Песней, книгу Эсфирь – в ней ни разу не встречалось слово Бог. Книгу Притчей, книгу Иезекииля – видение Меркавы (небесной колесницы). Но эти все книги остались.
Александрийский канон. Так называют те книги, которые входят в Библию и которые дошли до нас только на греческом языке.
Что в Новом Завете говорится о Ветхом Завете? Там цитируются почти все книги Ветхого Завета, но не все. Они предваряются словами «Так говорит Господь». Апостол Павел сказал: «Всё Писание богодухновенно», но какие именно книги считаются богодухновенными? В послании Иуды цитируется книга Еноха – её вообще нигде нет.
Как всё было в Церкви? 1-е века – доникейский период. Два подхода к объёму Ветхого Завета. На Востоке было много евреев, и христиане с ними спорили. Но у евреев одни книги, у христиан – другие. И чтобы объединить представление о Священном Писании, были выделены те книги, которые признавались и христианами, и иудеями. А также есть отдельная литература – книги, которые признавались только христианами. На Западе этого разделения не понадобилось – мало евреев было. На Востоке говорили, что есть книги канонические и неканонические, на Западе все книги перечислялись, никакого разделения не было. Реформация – достаточно разнообразная и внутри себя противоречащая себе вещь. Solo scriptura – только Писание. Магистерская реформация и радикальная реформация. Эти два направления отличаются между собой.
Магистерская реформация – лютеране, кальвинисты, англикане. Церковь попала в вавилонское пленение, и в неё проникли неправильные учения, которые нужно искоренить, опираясь на определённый стандарт – Библию. Их облачения на мессах – это не противоречит Библии
Радикальная реформация – Церковь поигбла! И поэтому её нужно восстановить на основании Библии. Баптисты – никаких облачений, ритуалов – этого нет в Библии. Пятидесятники и вообще евангелики.
Перед этими двумя направлениями встал вопрос: что является словом Божиим? Ответ - Ямнийский канон – те книги, которые считают богодухновенными и евреи, и христиане. В ответ на реформацию собирается Тридентский собор (1545-1563). Контрреформационный собор, на котором обсуждались вопросы объёма Библии.