Файл: 1. Сущность диагностики профессиональной пригодности 4.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.
Анализ основных теоретических концепций профессиональной психодиагностики, тематики профессионализации человека, связанной с предметно-содержательной частью акмеологического оценивания, а также профессиологических теорий и технологий, позволил определить акмеологический подход в качестве теоретического фундамента диссертационного исследования.
Важным для акмеодиагностики являются восемь основных положений.
Во-первых, с точки зрения акмеологического анализа предмета диагностики профессионально-личностный континуум должен рассматриваться как целостная развивающаяся и преобразующаяся динамическая система человеко-деятельностных связей, взаимодействий и отношений. То есть акмеодиагностика нацелена «на изучение двух равноценных и взаимосвязанных объекта (деятельности и человека)» посредством выявления и оценивания зависимостей, которые их связывают. Лишь при условии взаимоприспособления человека и профессии профессиональная деятельность может стать средством раскрытия его индивидуальности, способствовать реализации потенциальных возможностей и, следовательно, средством достижения вершины развития личностных и профессиональных качеств, его акме. Важной особенностью акмеодиагностики является интерпретационная представленность субъекта в виде психологического проявления динамичного процесса дальнейшего преобразования и сообщающегося развития человека и профессии. Внешние условия, внутренние отношения и преобразования функциональных связей системы «человек-профессия» развиваются и преобразуются в едином пространственно-временном континууме профессионализации субъекта до степени Мастера (термин А.А.Бодалева). Поэтому диагностика, исходя из требований деятельности к специалисту, представляет собой восходящую «спираль» развития, в которой оценивается в одном контексте и человек, и профессия.
То есть, практическое акмеологическое исследование характеризуется: «отсутствием серийности»; господством целостной парадигмы, объединяющей номотетический и идеографический принципы; комплементарностью (взаимодополнительностью); выявлением и оценкой противоречий развития (Л. Г. Лаптев, В.Г. Михайловский, В.А. Пономаренко, Н.Т. Селезнева, В.Д. Шадриков и др.); алгоритмизацией деятельности (П.Я. Гальперин, С.В. Невзоров, Р.С. Сафин, М.Я. Виленский и др.), которая приобретает не нормативно-логический, а конструктивный характер, и оптимизацией способа действия (В.А. Пономаренко и др.)
6.
Во-вторых, в трудах основоположников акмеологии сформулирована возрастающая потребность в построении т.н. акмеологической эпистемологии, теории познания, основанной на новом подходе к разработке специфически акмеологических методов исследования и развития зрелого в хронологическом, профессиональном и личностном плане человека.
В-третьих, в структуре акмеологического исследования можно выделить первичное (исследование частного случая) и вторичное оценивание (диспозиций, качеств личности, характеристик группы и др.). На первом этапе индивидуальное деиндивидуализируется, а единичные явления переводятся в разряд особенного или общего, а на втором - дается объяснение этих явлений, где они «восходят» к тенденции, закону или теории.
В-четвертых, дефиниция психодиагностики содержит положение о достоверном психологическом распознавании. В своё время В.М.Бехтерев констатировал отсутствие у психологического измерения (эксперимента, диагностики, оценивания) специфического психологического предмета, указывая только на предмет эпистемологический - метод или способ научного исследования. Однако в данном случае речь может идти о психологическом измерении, которое не сводится только к фиксации признака, а предполагает построение специфически-психологической системы и условий этой фиксации. Поэтому психодиагностика может быть представлена как система, состоящая из: предметной области, области разработки методов, области специфически-психологического измерения и области создания условий этого измерения - практики. То есть, в структуре психодиагностики обнаруживаются предметно-содержательный, инструментально-методический и организационно-процессуальный аспекты.
В-пятых, ключевым для акмеодиагностики, связанной с определением нормы и идентичности применительно к специалисту, является понятие «внутренних идентификационных требований профессии». На каждом этапе профессионализации субъекта воспроизводится принцип цикличности профессионального развития как общей закономерности всех его аспектов, движущим фактором которой служит преобразующая деятельность, а регулятором - профессиональная идентичность (Е.П.Ермолаева). Диагностические циклы оценки профессионализации персонала выстраиваются в соответствии с научно обоснованными этапами возрастных кризисов личности, а также диагностические мероприятия встраиваются в определенные стадии, обусловленные объективными событиями в жизни человека, общества и профессии.
В-шестых, периодизация профессиональной жизни человека способствует систематизации акмеологических исследований каждой стадии развития, выявления и оценки особенностей профессионализации специалистов на конкретном этапе их трудовой деятельности. На этапе становления личности производится психологическая оценка субъекта в рамках профориентации и привлечения персонала. На этапе обучения и профессиональной подготовки осуществляется диагностика обучаемости и мотивации к избранной специальности. На этапе трудоустройства включается системная, комплексная, диагностика профпригодности человека к избранной специальности в границах отбора и распределения кадров. На этапе адаптации к трудовой деятельности исследуются особенности становления личности как профессионала и коммуникатора. Также оцениваются социальные отношения в трудовых коллективах, степень адаптации людей к внешним факторам профессии, их личностных особенностей, развитие и совершенствование профессионально-важных качеств в целях оптимального профессионального функционирования. На этапе предпенсионного возраста психодиагностика преобразуется в оценивание возможностей, акмеологических механизмов и средств поддержания соответствующего уровня профессионализма людей. На этапе пенсионного возраста в стадии выхода из профессиональной системы диагностика преобразуется в исследование и оказание помощи людям по оптимальному завершению трудовой деятельности7.
Следует подчеркнуть, что в процессе диагностики учитывается оптимальная последовательность оценки персонала относительно определенных периодов закономерной траектории профессионального функционирования и развития, к которым относятся доакметический (выбор профессии), акметический (профессионализация) и постакметический (завершение активной профессиональной деятельности) периоды-фазы.
В-седьмых, центральной идеей акмеодиагностики как акмеологической эпистемологии, основы которой заложили В.М.Бехтерев, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина и др., является разработка и оптимизация исследовательских методов, применяющихся в ходе психологического оценивания личности в процессе её профессионализации.
В-восьмых, в акмеологическом анализе и диагностике профессионализации важным аспектом является оценка обратной связи, то есть, с одной стороны, объективного показателя акме - продуктивности, творческой окрашенности результатов труда, а с другой стороны, уровня рефлексии затруднений или успешности, уровня рефлексивной саморегуляции, профессиональной самоидентификации, самоактуализации и на их основе роста и распространения чувства удовлетворенности процессом и результатами профессиональной деятельности.
Таким образом, предметно-объектный континуум исследования представляет собой целостную развивающуюся акмеодиагностическую систему, которая состоит из: 1) оценки профессиональной деятельности (признаки, требования, критерии, показатели) и персонала (привлечение, отбор, расстановка, адаптация, подготовка); 2) корректировки психологических параметров сотрудников, руководителей и коллективов (психологическое сопровождение); 3) контроля эффективности деятельности кадров посредством а) оценки результативности выполнения профессиональных задач и б) оценки развития (аттестации) кадров за определенный период работы, а также 4) повышения качества, эффективности и достоверности методических средств диагностики.
Задача психолога на предприятии, осуществляющего оценку кандидатов при приеме на работу, состоит в сущности в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме -- это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации.
Несмотря на то, что существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим недостатком -- субъективностью, решение во многом зависит от того, кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта.
Проблему объективности оценки можно было бы сформулировать следующим образом, в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:
Анализ литературы показал, что «в мировом и отечественном человекознании существовал большой пробел - отсутствовало комплексное изучение взрослого человека». Комплексность акмеологической диагностики кадров муниципальной службы является базисным положением и конструктивной категорией нашего исследования.
1 Акимова М.К., Гуревич К.М. (ред.) Психологическая диагностика. - СПб.: Питер, 2018. — 652 с.
2 Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. -М.: ПЕР СЭ, 2018. - 511 с.
3 Гуревич К.М. (ред.). Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. М.: Педагогика, 2019.- 232 с.
4 Зотова Л.Э., Краева М.Ю. Социально-психологическая диагностика окружающей среды. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2018. – 162 c.
5 Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции. — Пермь: Книжный формат, 2018. — 279 с.
6 Лебедев А.В. Личность и ее свойства. - СПб.: СПбГУНиПТ, 2018. - 212 с.
7 Мороз И.И. Психология деятельности и учебный менеджмент. Симферополь: «Таврия», 2019. -134 с.
8 Филатова О.В. Современные методы психологической диагностики. - Владимир -: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2019. - 296 с.
-
Проблема диагностики профессиональной пригодности
Анализ основных теоретических концепций профессиональной психодиагностики, тематики профессионализации человека, связанной с предметно-содержательной частью акмеологического оценивания, а также профессиологических теорий и технологий, позволил определить акмеологический подход в качестве теоретического фундамента диссертационного исследования.
Важным для акмеодиагностики являются восемь основных положений.
Во-первых, с точки зрения акмеологического анализа предмета диагностики профессионально-личностный континуум должен рассматриваться как целостная развивающаяся и преобразующаяся динамическая система человеко-деятельностных связей, взаимодействий и отношений. То есть акмеодиагностика нацелена «на изучение двух равноценных и взаимосвязанных объекта (деятельности и человека)» посредством выявления и оценивания зависимостей, которые их связывают. Лишь при условии взаимоприспособления человека и профессии профессиональная деятельность может стать средством раскрытия его индивидуальности, способствовать реализации потенциальных возможностей и, следовательно, средством достижения вершины развития личностных и профессиональных качеств, его акме. Важной особенностью акмеодиагностики является интерпретационная представленность субъекта в виде психологического проявления динамичного процесса дальнейшего преобразования и сообщающегося развития человека и профессии. Внешние условия, внутренние отношения и преобразования функциональных связей системы «человек-профессия» развиваются и преобразуются в едином пространственно-временном континууме профессионализации субъекта до степени Мастера (термин А.А.Бодалева). Поэтому диагностика, исходя из требований деятельности к специалисту, представляет собой восходящую «спираль» развития, в которой оценивается в одном контексте и человек, и профессия.
То есть, практическое акмеологическое исследование характеризуется: «отсутствием серийности»; господством целостной парадигмы, объединяющей номотетический и идеографический принципы; комплементарностью (взаимодополнительностью); выявлением и оценкой противоречий развития (Л. Г. Лаптев, В.Г. Михайловский, В.А. Пономаренко, Н.Т. Селезнева, В.Д. Шадриков и др.); алгоритмизацией деятельности (П.Я. Гальперин, С.В. Невзоров, Р.С. Сафин, М.Я. Виленский и др.), которая приобретает не нормативно-логический, а конструктивный характер, и оптимизацией способа действия (В.А. Пономаренко и др.)
6.
Во-вторых, в трудах основоположников акмеологии сформулирована возрастающая потребность в построении т.н. акмеологической эпистемологии, теории познания, основанной на новом подходе к разработке специфически акмеологических методов исследования и развития зрелого в хронологическом, профессиональном и личностном плане человека.
В-третьих, в структуре акмеологического исследования можно выделить первичное (исследование частного случая) и вторичное оценивание (диспозиций, качеств личности, характеристик группы и др.). На первом этапе индивидуальное деиндивидуализируется, а единичные явления переводятся в разряд особенного или общего, а на втором - дается объяснение этих явлений, где они «восходят» к тенденции, закону или теории.
В-четвертых, дефиниция психодиагностики содержит положение о достоверном психологическом распознавании. В своё время В.М.Бехтерев констатировал отсутствие у психологического измерения (эксперимента, диагностики, оценивания) специфического психологического предмета, указывая только на предмет эпистемологический - метод или способ научного исследования. Однако в данном случае речь может идти о психологическом измерении, которое не сводится только к фиксации признака, а предполагает построение специфически-психологической системы и условий этой фиксации. Поэтому психодиагностика может быть представлена как система, состоящая из: предметной области, области разработки методов, области специфически-психологического измерения и области создания условий этого измерения - практики. То есть, в структуре психодиагностики обнаруживаются предметно-содержательный, инструментально-методический и организационно-процессуальный аспекты.
В-пятых, ключевым для акмеодиагностики, связанной с определением нормы и идентичности применительно к специалисту, является понятие «внутренних идентификационных требований профессии». На каждом этапе профессионализации субъекта воспроизводится принцип цикличности профессионального развития как общей закономерности всех его аспектов, движущим фактором которой служит преобразующая деятельность, а регулятором - профессиональная идентичность (Е.П.Ермолаева). Диагностические циклы оценки профессионализации персонала выстраиваются в соответствии с научно обоснованными этапами возрастных кризисов личности, а также диагностические мероприятия встраиваются в определенные стадии, обусловленные объективными событиями в жизни человека, общества и профессии.
В-шестых, периодизация профессиональной жизни человека способствует систематизации акмеологических исследований каждой стадии развития, выявления и оценки особенностей профессионализации специалистов на конкретном этапе их трудовой деятельности. На этапе становления личности производится психологическая оценка субъекта в рамках профориентации и привлечения персонала. На этапе обучения и профессиональной подготовки осуществляется диагностика обучаемости и мотивации к избранной специальности. На этапе трудоустройства включается системная, комплексная, диагностика профпригодности человека к избранной специальности в границах отбора и распределения кадров. На этапе адаптации к трудовой деятельности исследуются особенности становления личности как профессионала и коммуникатора. Также оцениваются социальные отношения в трудовых коллективах, степень адаптации людей к внешним факторам профессии, их личностных особенностей, развитие и совершенствование профессионально-важных качеств в целях оптимального профессионального функционирования. На этапе предпенсионного возраста психодиагностика преобразуется в оценивание возможностей, акмеологических механизмов и средств поддержания соответствующего уровня профессионализма людей. На этапе пенсионного возраста в стадии выхода из профессиональной системы диагностика преобразуется в исследование и оказание помощи людям по оптимальному завершению трудовой деятельности7.
Следует подчеркнуть, что в процессе диагностики учитывается оптимальная последовательность оценки персонала относительно определенных периодов закономерной траектории профессионального функционирования и развития, к которым относятся доакметический (выбор профессии), акметический (профессионализация) и постакметический (завершение активной профессиональной деятельности) периоды-фазы.
В-седьмых, центральной идеей акмеодиагностики как акмеологической эпистемологии, основы которой заложили В.М.Бехтерев, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина и др., является разработка и оптимизация исследовательских методов, применяющихся в ходе психологического оценивания личности в процессе её профессионализации.
В-восьмых, в акмеологическом анализе и диагностике профессионализации важным аспектом является оценка обратной связи, то есть, с одной стороны, объективного показателя акме - продуктивности, творческой окрашенности результатов труда, а с другой стороны, уровня рефлексии затруднений или успешности, уровня рефлексивной саморегуляции, профессиональной самоидентификации, самоактуализации и на их основе роста и распространения чувства удовлетворенности процессом и результатами профессиональной деятельности.
Таким образом, предметно-объектный континуум исследования представляет собой целостную развивающуюся акмеодиагностическую систему, которая состоит из: 1) оценки профессиональной деятельности (признаки, требования, критерии, показатели) и персонала (привлечение, отбор, расстановка, адаптация, подготовка); 2) корректировки психологических параметров сотрудников, руководителей и коллективов (психологическое сопровождение); 3) контроля эффективности деятельности кадров посредством а) оценки результативности выполнения профессиональных задач и б) оценки развития (аттестации) кадров за определенный период работы, а также 4) повышения качества, эффективности и достоверности методических средств диагностики.
Задача психолога на предприятии, осуществляющего оценку кандидатов при приеме на работу, состоит в сущности в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме -- это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации.
Несмотря на то, что существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим недостатком -- субъективностью, решение во многом зависит от того, кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта.
Проблему объективности оценки можно было бы сформулировать следующим образом, в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:
-
объективно - вне зависимости от какого-либо частного мнения или отдельных суждений; -
надежно - относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных); -
достоверно в отношении деятельности -- оцениваться должен реальный уровень владения навыками - насколько успешно человек справляется со своим делом; -
с возможностью прогноза - оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально; -
комплексно - оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом; -
процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу специалистов, а понятны и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым (то есть обладать свойством внутренней очевидности); -
проведение оценочных мероприятий должно не дезорганизовывать работу коллектива, а встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию8.
Заключение
Анализ литературы показал, что «в мировом и отечественном человекознании существовал большой пробел - отсутствовало комплексное изучение взрослого человека». Комплексность акмеологической диагностики кадров муниципальной службы является базисным положением и конструктивной категорией нашего исследования.
Список использованных источников
-
Акимова М.К., Гуревич К.М. (ред.) Психологическая диагностика. - СПб.: Питер, 2018. — 652 с. -
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. -М.: ПЕР СЭ, 2018. - 511 с. -
Гуревич К.М. (ред.). Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. М.: Педагогика, 2019.- 232 с. -
Зотова Л.Э., Краева М.Ю. Социально-психологическая диагностика окружающей среды. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2018. – 162 c. -
Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции. - Пермь: Книжный формат, 2018. - 279 с. -
Лебедев А.В. Личность и ее свойства. - СПб.: СПбГУНиПТ, 2018. - 212 с. -
Мороз И.И. Психология деятельности и учебный менеджмент. Симферополь: «Таврия», 2019. -134 с. -
Филатова О.В. Современные методы психологической диагностики. - Владимир -: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2019. - 296 с.
1 Акимова М.К., Гуревич К.М. (ред.) Психологическая диагностика. - СПб.: Питер, 2018. — 652 с.
2 Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. -М.: ПЕР СЭ, 2018. - 511 с.
3 Гуревич К.М. (ред.). Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. М.: Педагогика, 2019.- 232 с.
4 Зотова Л.Э., Краева М.Ю. Социально-психологическая диагностика окружающей среды. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2018. – 162 c.
5 Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции. — Пермь: Книжный формат, 2018. — 279 с.
6 Лебедев А.В. Личность и ее свойства. - СПб.: СПбГУНиПТ, 2018. - 212 с.
7 Мороз И.И. Психология деятельности и учебный менеджмент. Симферополь: «Таврия», 2019. -134 с.
8 Филатова О.В. Современные методы психологической диагностики. - Владимир -: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2019. - 296 с.