Файл: Учебнометодический комплекс учебной дисциплины Философия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯУПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ |
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра философии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Философия»
Для всех специальностей
Санкт-Петербург
2007
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра философии
Утверждаю
Проректор по учебной работе
А.В. Кирдяшкин
«___» ________________ 200__
Рабочая учебная программа
дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Для всех специальностей
Вид учебной нагрузки | Всего часов | Семестры |
II | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 90 | 90 |
Аудиторные занятия | 48 | 48 |
Лекции | 32 | 32 |
Практические занятия (пз) | - | - |
Семинарские занятия (с) | 16 | 16 |
Лабораторные работы (лр) | - | - |
И (или) другие виды аудиторных занятий | - | - |
Самостоятельная работа | 42 | 42 |
Курсовая работа | - | - |
Контрольная работа | - | - |
И (или) другие виды самостоятельной работы | - | - |
Вид итогового контроля | Экзамен |
Санкт-Петербург
2007
I. Целевая установка и
организационно-методические указания
-
Цели и задачи обучения по дисциплине
Изучение учебной дисциплины "Философия" имеет целью совместно с другими дисциплинами учебного плана обеспечить подготовку специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего системой общекультурных и профессиональных знаний и навыков. Решение данной задачи обеспечивается путём формирования у обучаемого творческого стиля мышления, развитой общей и профессиональной культуры, умений самостоятельно анализировать сложные социальные и экономические явления, находить эффективные методы управления и способы решения профессиональных задач по обеспечению конкурентоспособности предприятия, бизнеса.
Предметом изучения дисциплины «Философия» являются наиболее общие принципы бытия и познания, отношений человека и мира, закономерности становления личности специалиста с высшим профессиональным образованием.
Задачи обучения по дисциплине:
- формирование у студентов научного гуманистического мировоззрения и философской культуры, нравственно-патриотического сознания, ответственной гражданской позиции;
- привитие умений и навыков практического использования ценностей философской культуры в интересах совершенствования профессиональной деятельности.
В результате изучения учебной дисциплины «Философия» студент должен:
иметь представление:
-
об актуальных проблемах современной философии, исторических этапах и формах ее развития, месте и роли философии в духовной культуре общества;
-
об основных глобальных проблемах современности и будущего человечества.
знать:
-
предмет и содержание философии, особенности философского понимания проблем бытия, сознания и познания (в отличие от научного и религиозного); методы и формы научного познания и творчества; -
сущность и содержание философских категорий, понятий природа, общество, культура, человек и личность; место и роль человека в системе природных и социальных взаимосвязей, в развитии цивилизации и культуры.
уметь использовать:
-
основные философские положения и выводы в целях совершенствования профессиональной деятельности.
владеть навыками:
-
применения философской методологии при анализе актуальных социальных и профессиональных проблем.
-
Организационно-методические указания
Дисциплина «Философия» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Изучение дисциплины «Философия» в академии осуществляется с использованием основных форм учебных занятий: лекций, семинаров, самостоятельной работы.
Лекция является ведущей формой учебных занятий. Она отличается монологичностью, в ней активная роль принадлежит преподавателю, задача которого сводится к тому, чтобы в отведенное время раскрыть содержание учебных вопросов или дать схему ответа на узловые проблемы темы лекции.
Работа студента на лекции предполагает, в первую очередь, не столько умение записывать все то, о чем говорит преподаватель, а способность обобщать сказанное в краткие тезисы, выделять главное, отыскивать логические и смысловые связи в учебном материале, отмечать непонятные места с тем, чтобы позднее задать вопросы лектору или обсудить проблемы в ходе семинарского занятия. Умение эффективно и плодотворно работать на лекции является признаком высокой учебной культуры студента и во многом определяет успешное освоение учебного курса философии в целом.
Лекция, несмотря на ее важность, еще не решает задач, которые ставятся в процессе обучения. Эти цели достигаются в ходе групповых занятий, основным видом которых при изучении философии является семинар.
Семинар, в переводе с латинского языка, означает, буквально, «рассадник знаний». Это вид занятий, на котором ведется обсуждение заранее сформулированных учебных вопросов в соответствии с темой учебного плана. Главное в нем – достижение познавательных, методических и воспитательных целей посредством активного включения студентов в обсуждение учебного материала. Роль преподавателя сводится, в основном, к организации обсуждения учебных вопросов, ориентации выступающих, созданию проблемных ситуаций, оказанию методической помощи при затруднительных вопросах.
Важная функция семинара – контрольная; на нем преподаватель определяет степень усвоения студентами учебного материала посредством анализа каждого выступления и выставления оценки. Семинарское занятие учит студентов правильно строить свое выступление, овладевать общекультурной и специальной лексикой, убедительно аргументировать и обосновывать свою позицию. Семинар – наиболее подходящее место для дискуссий по мировоззренческим вопросам, формирования гражданской и профессиональной позиции, выработки навыков культурного диалога.
3. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости
(Дополнение внесено в соответствии с приказом ректора от 21.05.2008 г. № 433)
3.1. Условия и показатели оценки успеваемости
Успешность изучения дисциплины «Философия» студентом оценивается суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в Европейскую систему оценок и числовые эквиваленты традиционной 4-х балльной шкалы оценивания.
Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за написание рефератов, участие в олимпиадах, научных студенческих конференциях и т.п.
Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой (итоговой) оценки. При этом общая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100 баллов. Если результат промежуточной аттестации (зачет, экзамен) не превышает 25 баллов, все премиальные баллы аннулируются.
Если к моменту проведения промежуточной аттестации с учетом набранных дополнительных (премиальных) баллов студент получает количество баллов, достаточное для получения оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» или «зачтено», они могут быть поставлены ему по результатам текущей успеваемости без проведения экзамена или зачета. Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до студентов заблаговременно. Студенты имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине.
Для студентов первого курса обучения прохождение промежуточной аттестации является обязательным.
3.2. Балльная структура оценки
Баллы, начисляемые за учебную работу студента в ходе семестра:
1. Посещение лекционных занятий -1 балл за одно занятие, максимально 16 баллов из расчета 16 лекций.
-
Посещение семинарских занятий - 2 балла за одно занятие, максимально 8 баллов из расчета 4 семинаров. -
Активность студента на занятии и качество его ответов (выступлений) - до 3 баллов за одно занятие, максимально 12 баллов.
4.. Выполнение домашних заданий - от 2 до 4 баллов за одно задание, максимально 16 баллов из расчета 4 заданий.
-
Прохождение первого рубежного контроля (по темам 1-6), проводится в форме компьютерного тестирования –от 1 до 6 баллов. -
Прохождение второго рубежного контроля (по темам 7-11) проводится в форме выполнения контрольного задания - от 1 до 6 баллов.
7. Написание философского эссе - от 4 до 6 баллов.
Итого максимально - 70 баллов.
Прохождение промежуточной аттестации ( экзамен) - максимально 30 баллов.
Всего - 100 баллов.
К экзамену (зачету) допускаются студенты, набравшие по результатам работы в ходе семестра не менее 31 балла.
3.3. Шкала оценок по дисциплине «Философия», завершающейся экзаменом
Оценка ECTS | |||
Название | Сумма баллов | Числовой эквивалент | Буквенное обозначение |
отлично | 91-100 | 5 | А |
очень хорошо | 84-90 | 4 | В |
хорошо | 74-83 | 4 | С |
удовлетворительно | 68-73 | 3 | D |
посредственно | 61-67 | 3 | Е |
Неудовлетвори- тельно | 0-60 | 2 | Fx(6onee 30) |
2 | F |
II. Содержание тем дисциплины
Введение. Предмет философии, ее место и роль в культуре
Предмет философии. Философия как особая сфера духовной жизни общества и как учебная дисциплина. Философия и мировоззрение, место философских знаний в системе научного знания.
Место и роль философии в развитии духовной культуры общества. Феномен философской культуры. Философское и обыденное сознание. Основные функции философии. Значение философской культуры для подготовки высококвалифицированных специалистов, анализа основных проблем экономики и управления.