Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология развития и возрастная психология (с практикумом) Тема исследование взаимосвязи агрессии с характеристиками темперамента (экстраверсия и интроверсия) в юношеском возрасте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии и педагогики

кафедра педагогики и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Психология развития и возрастная психология (с практикумом)»
Тема: «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИИ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА (ЭКСТРАВЕРСИЯ И ИНТРОВЕРСИЯ) В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»
Курсовая работа Выполнил: студент 2 курса, гр.

ПХ-0221

защищена: Направление подготовки:

37.03.01 Психология


«»20 г.

Щербина Кристина Игоревна










Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии

Беленкова Лариса Юрьевна

(оценка)

подпись



2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….…………………….…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИИ АГРЕССИИ………………………………………………………………..…5

1.1 Агрессия: рабочее определение и основные теории……….……….....5

1.2 Агрессия как приобретенное социальное поведение. Агрессия и фрустрация…………………………………………………………………15

1.3 Индивидуальные детерминанты агрессии…………………….….…19

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………….……..26

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИИ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА (ЭКСТРАВЕРСИЯ И ИНТРОВЕРСИЯ)....................................................................................27

2.1 Организация и методики исследования взаимосвязи агрессии с экстраверсией и интроверсией…………………………..………………..27

2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи агрессии с экстраверсией и интроверсией…………………………..……….……….32

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………….........….…...34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………………..………..36


ВВЕДЕНИЕ


В современной психологической литературе отсутствует единое определение понятия «агрессия». Нет сомнений в том, что личность в разных обстоятельствах реагирует по-разному на социальные стимулы. Но также нет никаких сомнений, что и разные люди в одной и той же ситуации будут демонстрировать различные модели поведения. Феномен агрессии является настолько многогранным явлением, что нельзя однозначно утверждать, кроются ли истоки жестокости в биологических основах, или же она детерминируется исключительно социальными факторами. К тому же и сами формы человеческой агрессии разнообразны.


Агрессия – явление, которое существовало всегда. Бесчисленные войны, которые длились и длятся десятки, а то и сотни лет. Притеснение разных прослоек населения. Особенно неприятное проявление агрессии - геноцид (этноцид). Под геноцидом принято считать одно из тягчайших преступлений против мира и безопасности человечества, действия, совершенные с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём убийства членов такой группы. Агрессия несомненно сопровождает нас на протяжении всей жизни. А для того, чтобы с ней справляться необходимо понимать общую структуру, рассмотреть ее с разных позиций и подходов.

Ведущие специалисты, занимающиеся проблемой агрессии, выделяют ее структуру (Р. Бэрон, Б. Басс, Э. Фромм и др.), ее сущностные характеристики (Х. Хекхаузен, Р. Бэрон, Д. Ричардсон и др.), описывают ее проявления (А. Реан, Л.В. Зубова, В.А. Дереча, С.Н. Ениколопов и др.).

Объект исследования – агрессия и тип темперамент (экстраверсия и интроверсия) как психологические феномены.

Предметом исследования – взаимосвязь проявления агрессиии темперамента (экстраверии и интроверсии) в юношеском возрасте.

Цель исследования: исследование взаимосвязи проявления агрессиии темперамента (экстраверии и интроверсии) в юношеском возрасте.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.

  2. Подобрать методики и провести диагностику взаимосвязи агрессии с характеристиками темперамента (экстраверсия и интроверсия) у юношей и девушек.

  3. Проанализировать и интерпретировать результаты исследования.

  4. Подобрать методические рекомендации по снижению агрессии в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что экстраверты более склонны к выражению агрессии, чем интроверты, более агрессивны.

Опытно-экспериментальная база исследования: ФГБОУ ИВО МГГЭУ. Исследование проведено в период с 11 марта по 19 марта 2023 года. В качестве испытуемых мы опросили 30 человек в юношеском возрасте от 18 до 23 лет (15 из которых - экстраверты, 15 - интроверты).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИИ АГРЕССИИ

1.1 Агрессия: рабочее определение и основные теории


Рассматривая какой-либо феномен, мы не можем обойти стороной определение этого самого феномена. Одним из первых людей, кто обратил внимание на сложности определения агрессии, был Берковиц. Он считал, что одной из самых существенных трудностей в определении агрессии является то, что в английском языке этот термин носит разнонаправленный характер. И сейчас есть статьи, посвященные этому вопросу. Так, например, агрессивным могут назвать как просто неприветливого человека, так и того, кто твердо отстаивает свои убеждения или оскорбляет других [5].



Действительно, с таким подходом агрессивным человеком можно считать чуть ли ни каждого, кто с тобой просто не здоровается. Можно легко запутаться, кого определять по-настоящему агрессивным: того, кто попытался убить, но не смог или того, кто задел другого, но не хотел.

Согласно определению Басса, агрессия - это любое поведение, которое содержит в себе угрозу или наносящее ущерб другим [28]. В том же году он изобрел способ изучения агрессии, который сейчас является довольно популярным [29]. Но тогда напрашивается вопрос, является ли желание, но неспособность причинить ущерб другому человеку агрессией? На наш взгляд данное определение является чрезмерно обобщающим.

Э. Фромм считает, что «агрессия напоминает ему коллекцию хлама, куда мы сваливаем многие психологические механизмы, которые мы не умеем анализировать, или даже не знаем, как их точно назвать» [2]. Таким образом, можно подойти к рассмотрению агрессии как к чему-то неосознаваемому. Но если действительно подходить практично к данному вопросу, то данная плоскость сразу обретает скептические краски. Иначе, опираясь на мнение Фромма, мы можем забыть про намеренную агрессию, а это недопустимо.

Согласно определению большого психологического словаря, АГРЕССИЯ (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.) [1].

В словаре Ожегова определение рассматривается с двух сторон: как враждебность государств и людей. АГРЕССИЯ, - 1. Незаконное с точки зрения международного права применение вооруженной силы одним государством против суверенитета,территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. 2. Открытая неприязнь, вызывающая враждебность [3].

В книге Р. Бэрона и Д. Ричардсона данный термин рассматривается очень подробно. Определение, которое там дается, мы считаем наиболее подходящим и всеобъемлющим.

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.


С одной стороны, это определение может показаться довольно простым и обыденным. С другой стороны, при детальном анализе оно является наиболее адаптированным под современные реалии и применимым. Для того, чтобы это понять, следует рассмотреть агрессию как поведение, как намерение, как причинение ущерба и др. важные принципы рабочего определения.

Стоит рассмотреть агрессию как поведение. Мы часто можем связать агрессию с эмоциями, мотивами и установками. Однако не обязательно, что наличие злости, стремление причинить вред и, например, расовые предрассудки являются результатом поведения, приносящего ущерб.

Безусловно, все эти факторы являются довольно существенными для поведения, которое предполагает наличие ущерба, но они НЕ являются необходимыми.

Действительно, ведь агрессия может развернуться и в состоянии безразличия и в эмоциональном шторме, то есть под сильным влиянием эмоций. Также не обязательно, чтобы люди как-то ненавидели друг друга, ведь даже когда человек нам близок или просто нам импонирует мы можем причинить ему огромный вред.

Если рассматривать агрессию как намерение, то стоит достаточно четко определиться с тем, что мы будем понимать под намерением. Наиболее простое объяснение: намерение - то, что человек делает по своей воле. Однако многие утверждают, что намерение - это личные и недоступные прямому наблюдению замыслы [Buss, Bandura] . Из-за этого возникают трудности и противоречия. Но, есть ряд важных причин, которые все же влияют на то, чтобы оставить в определении агрессии намерение. К ним относятся:

– Если бы его не было, то тогда мы бы рассматривали любое случайное оскорбление или причинение вреда как агрессию.

– Необходимо было бы рассматривать все случаи, направленные в результате на улучшение чего-либо или дисциплинарные меры как агрессию. Например, деятельность стоматологов.

– Наконец, нельзя было бы рассматривать как агрессию ситуацию, в которой человек безуспешно применил попытку причинения вреда, но если бы были более хорошие условия, более точное “оружие” , то все бы вышло успешно.

Именно поэтому важно рассматривать как агрессию не только поведение, причиняющее вред или ущерб другим, но и любые действия, имеющие это целью.

Продолжим рассматривать рабочее определение. В нем так же важно понимать, что причинение телесных повреждений не обязательно. Очернение кого-либо, какие-то унижения при других людях или даже отказ в любви и нежности могут быть при определенных обстоятельствах названы агрессивными.


Один из последних принципов звучит так: агрессия затрагивает живые существа. До тех пор, пока человек бьет посуду и рушит мебель это нельзя рассматривать как агрессию, пока не будет причинен вред другому живому существу. Но, если была испорчена вещь, принадлежащая вашему врагу, тогда это можно рассмотреть как агрессию.

Последний важный принцип следующий: агрессия затрагивает того, кто стремится избежать нападения. В таком случае любовная игра с садомазахистическими элементами не будет агрессией.

Мы разобрали рабочее определение и теперь хотелось бы рассмотреть то, как некоторые авторы стараются обобщить и категоризировать агрессию, и то, какими теориями мы владеем на данный момент.

Рассматривая причины агрессии, следует учитывать, что она неоднородна по своей природе, ее проявления являются многообразными и разносторонними. Поэтому разные авторы выделяют разные виды и формы агрессии.

Додж и Койе выделили два вида агрессии. Реактивная и проактивная. Первая является ответом на мнимую или реальную угрозу. Проактивная агрессия является следствием действий подстрекателя, который преследует цель в удовлетворении собственных потребностей [19].

Ю. Б. Можгинский выделил два вида агрессии: психотическую и трансформированную. Под психотической он понимал совершение агрессивных действий под влиянием галлюцинаций и бреда. При трансформированной агрессии поведение изначально адекватно сложившейся ситуации, но в какой - то момент оно трансформируется в агрессивно - патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия [14]. А. Р. Лурия, исследуя природу человеческих конфликтов, отмечал, что одна и та же травматическая ситуация на разных людей может воздействовать по-разному. Он утверждал, что степень и характер реакции личности на аффективную ситуацию обусловлены особенностью нервной системы: «Переутомление и анемия, повышенные рефлексы и церебростения, - вот те процессы, на фоне которых развертывается обычно в ответ на травму срыв организованного поведения» [12]. Здесь речь, по-существу, идет о провокации агрессии. А. Р. Лурия указывал на свойства нервной системы, как на фактор определяющий характер реакции на травматическую ситуацию. Он писал: «Очевидно, именно эти невропатические дефекты создают в первую очередь те условия, которые лишают человека возможности противостоять травматической ситуации и ведут к неадекватно резким реакциям на нее» [11].

В свою очередь Л. А. Китаев-Смык исследовал феномен стресса у человека и выделил три типа стрессового реагирования: активный, пассивный и конструктивный. Согласно автору биологическое назначение этих реакций, - способствовать за счет защитных, агрессивных действий, защите организма от вредного воздействия [10].