Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология развития и возрастная психология (с практикумом) Тема исследование взаимосвязи агрессии с характеристиками темперамента (экстраверсия и интроверсия) в юношеском возрасте.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Г.Аммон выделяет три вида агрессии: – Конструктивная - данный вид агрессии выражается в социально-приемлемой форме и является предпосылкой к творческому преобразованию окружающего мира.
– Дефицитарная - при данном виде проявлении агрессии человек испытывает трудности в открытом переживании агрессивных тенденций из-за раннего запрета на переживание агрессии. Из-за это человек чаще всего пассивен и не способен на соперничество.
– Деструктивная - представляет из себя склонность к разрушению, стремлению решать вопросы силой, обесцениванию окружающих и мстительности. Данный вид это измененная под неблагополучными условиями конструктивная агрессия [7]. А. Басс выделяет такие виды агрессии, как: враждебная агрессия, направленная на причинение боли жертве; инструментальная агрессия - способствует удовлетворению другого («неагрессивного») мотива [3]. Помимо прочего, он категоризировал агрессию на физическую-вербальную, активную-пассивную и прямую-непрямую. Так, нанесение другому человеку ударов холодным оружием будет считаться физической-активной-прямой. А отказ от выполнения необходимых задач является физической-пассивной-непрямой. Если подробнее рассматривать вербальную агрессию, то следует выделить следующие ее виды: многочисленные отпоры; отрицательные отзывы и критические замечания; выражение отрицательных эмоций; высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания; оскорбления; угрозы, принуждения, вымогательства;упреки и обвинения и др. К основным теориям относят: агрессию как инстинктивное поведение, связь фрустрации с агрессией, когнитивные модели агрессивного поведения, теория переноса возбуждения Зильманна, агрессия как приобретенное социальное поведение и др.
Один из первых подходов был психоаналитический. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает прямо или косвенно от либидо (сексуальная энергия). Эта энергия направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни. Однако, пережив опыт насилия в первой мировой войне, Фрейд дополнил список основных инстинктов танатосом - инстинкт, направленный на разрушение и прекращение жизни (влечение к смерти). Взаимодействие двух основных инстинктов изображено на рис.1.
Рисунок 1. В психоаналитической теории Фрейда агрессия, направленная на других рассматривалась как результат постоянного сопротивления двух энергий: танатоса и либидо.
В дальнейшем список теорий агрессии, в контексте которых она рассматривалах как инстинктивное поведение, был дополнен Лоренцом его эволюционным (этологическим) подходом.
По сути, люди, которые придерживаются этого подхода признают то, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора. Утверждается, что так агрессия могла обеспечить биологические преимущества нашим предкам. Хендрик Антон Лоренц, 18 июля 1853 – 4 февраля 1928, нидерландский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике. Член Нидерландской королевской академии наук, иностранный член-корреспондент Петербургской АН и иностранный почетный член АН СССР.
Из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ, возникает агрессия, согласно Лоренцу. Он полагал, что этот инстинкт развился в ходе эволюции и имеет три важные функции.
Во-первых, борьба за выживание помогает распределить представителей видов по широкому географическому пространству, что максимально утилизирует имеющиеся пищевые ресурсы.
Во-вторых, агрессия способствует улучшению генетического фонда вида, так как только наиболее сильные и, наконец, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.
У Лоренца был более определенный взгляд на накопление и разрядку инстинктивной агрессивной энергии, в отличие от Фрейда. Он считал, что инстинкт борьбы является источником агрессивной энергии, которая генерируется спонтанно и непрерывно в организме, постепенно накапливаясь с течением времени. Для проявления агрессивных действий необходимо наличие и сила специальных стимулов, облегчающих разрядку агрессии, и количество накопленной агрессивной энергии.
Согласно Лоренцу, у некоторых животных порог агрессивности снижается со временем, и им требуется меньше стимулов для проявления агрессии. Если в течение длительного периода времени животное не проявляло агрессивное поведение, оно может внезапно выразить свою агрессию Фактически, чем больше агрессивной энергии накопилось внутри животного, тем меньший стимул ему нужен для того, чтобы проявить свою агрессию.
Как отмечал Лоренц, «у некоторых животных агрессивность соответствует всем правилам снижения порога и инстинктивного поведения. Можно наблюдать животного в ожидании опасности; человек тоже может вести себя подобным образом». Наблюдать соотношение между силой высвобождающего стимула, требующегося для появления агрессии и кол-ом накопленной агрессивной энергии (по Лоренцу) можно на рис.2
Рисунок 2. Кол-во накопленной агрессивной энергии (спустя некоторое время после последнего агрессивного действия)
В качестве следствия теории Лоренца следует отметить, что с ее помощью можно объяснить то обстоятельство, почему у человека широко распространено насилие в отношении представителей своего вида. Согласно гипотезе Лоренца: кроме естественного инстинкта борьбы и первобытного насилия все живые существа наделены способностью подавлять свои стремления; последняя варьируется от способности их наносить серьезные повреждения своим жертвам. В прошлом, когда люди еще были агрессивными и действовали против своих соплеменников, использование своих зубов и кулаков не вызывало такого страха, как у опасных хищников, например, львов и тигров. Природа обзавела их всем необходимым для успешного умерщвления других существ, но они имеют сильное сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. В то время как менее опасные существа, такие как люди, обладают гораздо более слабым сдерживающим началом.
Лоренц анализировал, что мировые лидеры ставят под угрозу выживание человечества как вида, так как стремятся удовлетворить свои желания, не принимая в расчет возможные последствия. В прошлом вероятность серьезных увечий была низкой, но с развитием технического прогресса возникла возможность использования оружия массового уничтожения. В результате человеческая способность к насилию превалирует над врожденными сдерживающими началами, и это представляет все большую опасность. Как результат, Лоренц выводил, что целые нации находятся под угрозой самоуничтожения.
В отличие от Фрейда, Лоренц не считал агрессию неизбежной и полагал, что она в значительной степени является следствием врожденных сил, но может быть ослаблена и подвержена контролю. Он предполагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и тем самым уменьшить вероятность вспышек насилия. Фактически, тысячи других действий могут предотвратить угрозу всплеска насилия у человека (Zillmann, 1979).
Согласно Лоренцу, выражение открытой агрессии может быть заблокировано любовью и дружескими отношениями, которые могут оказаться несовместимыми с ней.
Существуют и другие подходы в рамках рассмотрения агрессии как инстинктивного поведения, например, охотничья гипотеза Ардри или социобиологический подход. Несмотря на то, что эти подходы разнятся в деталях, они сходны в основной мысли. Центральным положением для всех теорий, что агрессия является следствием преимущественно инстинктивных факторов, вполне логично ведет к заключению о том, что от агрессивных намерений почти невозможно избавиться. Ни удовлетворение материальных потребностей, ни удовлетворение потребности в близости, ни другие позитивные изменения в человеческом обществе не смогут предотвратить как зарождение, так и проявление агрессивных импульсов. И самое большое достижение, которого мы можем достичь — это временно не допускать таких проявлений или, например, ослабить их интенсивность. Поэтому, согласно теориям агрессии как инстинктивного поведения, агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать.
1.2 Агрессия как приобретенное социальное поведение: прямое и викарное научение к насилию
Другое теоретическое направление в изучении агрессии - теория социального научения. Она была предложена Бандурой и многие считают ее уникальной: агрессия здесь рассматривается как специфическое социальное поведение. Оно быстро усваивается и поддерживается так же, как и другие формы социального поведения. Бандура подчеркивает важность социального научения, но также учитывает роль биологических и мотивационных факторов в возникновении агрессии. Согласно его теории, агрессия может быть приобретена через биологические факторы, такие как гормоны, и через научение, включая наблюдения за другими. Агрессия может быть вызвана воздействием шаблонов, инструкциями, неприемлемым обращением или побудительными мотивами, такими как желание заработать.
Регуляция агрессии происходит при помощи внешних поощрений и наказаний, таких как неприятные последствия и прочее. Также влияние оказывает викарное подкрепление, которое заключается в наблюдении за другими людьми, как их поощряют и наказывают. Кроме того, механизмы саморегуляции, например чувство вины, также влияют на регуляцию агрессии. Эксцентричные убеждения, такие как параноидальные идеи, могут также влиять на данную регуляцию.
Таким образом, его теория объясняет усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.
Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех компонентов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление и 3) условий, при которых они закрепляются.
Завершая обсуждение теории социального научения, мы хотели бы обратить внимание на то, что данная теория оставляет гораздо больше шансов предотвратить и контролировать человеческую агрессию по сравнению с большинством других теорий. Тому есть две важные причины. Во-первых, согласно этой теории в целом, агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. В этом качестве она является открытой для прямой модификации и может быть ослаблена с помощью многих процедур. Например, весьма эффективным средством может стать устранение условий, поддерживающих агрессивное поведение. Злонамеренное поведение все еще остается в репертуаре индивидуумов, но в иных условиях будет гораздо меньше оснований для его открытого выражения в актуальном поведении. Во-вторых, в отличие от теорий мотивации и инстинкта, подход с позиций социального научения не представляет людей как постоянно испытывающих потребность или побуждение к совершению насилия под влиянием внутренних сил или вездесущих внешних (аверсивных) стимулов. Скорее социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению. Утверждается, что изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии. Если продолжить рассматривать влияние внешних факторов на агрессию, то нельзя упустить следующий аспект.
Один из самых спорных моментов в изучении агрессии это влияние фрустрации на последнюю. Предлагаем исходить из того, что фрустрация возникает тогда, когда на пути целенаправленной деятельности человека возник барьер и новая ситуация представляется ему непреодолимой и безысходностью. Такой барьер мы именуем фрустратором. Но так же существуют и стресс-фрустраторы - это свойства окружающей среды, которые одновременно являются и фрустраторами, и стрессорами для человека. Фрустрация возникает из-за таких факторов, которые приводят к психическому напряжению, а психологический стресс вызывается воздействием на человека стрессоров.