ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
Методическая разработка урока в 4 классе по теме «Защита Отечества»
Автор: Струкова Анна Ивановна, учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №14 х. Красный Пахарь Минераловодского района Ставропольского края
Введение
Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, любой ценой уклонится от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ и т. д. Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование детей.
Тема «Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли границы Родины. Много славных воинов, прославивших Россию с древних времён до нашего времени. Знакомя младших школьников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.
В ходе урока использовались разные формы взаимодействия между учащимися: групповая на этапе изучения нового материала, работа в парах для активизации и мотивации к учебной деятельности в начале урока на этапе «Ассоциативный куст». Запланированная на уроке самостоятельная работа дает возможность учащимся развивать самостоятельность, творческую активность, высказывать собственную гражданскую позицию, обеспечивать позитивные межличностные отношения. Учащиеся с повышенной учебной мотивацией к предмету, основанной на поисково-исследовательской деятельности, на данном уроке выступают со своими проектами. В уроке используется слайдовая презентация (в которую вошли материалы, не использованные в диске, которым обеспечен курс), видеофрагменты и музыкальные дорожки. Они повышает восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения. |
Этот урок является подготовительным к выполнению презентации творческих проектов на основе изученного материала. По своему содержанию этот урок служит важным связующим звеном между учебным курсом «Окружающий мир» в начальной школе и изучением предмета истории в 5 классе. Данный урок направлен на сотрудничество с родителями, активизацию их гражданской позиции, так как каждая семья имеет свою историю в защите Отечества. Сбор необходимой информации, семейных фотоматериалов по теме урока, рассказы старших членов семьи укрепят семейные взаимоотношения между родителями и детьми, в конечном итоге между семьей и школой |
|
Урок 28 курса «Основы Православной культуры».
Тема: Защита Отечества (с. 88-91)
Основные термины и понятия: Россия, Отечество, патриотизм, великая сила нравственности, православный герой, справедливая война и несправедливая.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А. В.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.
Целевые установки урока:
Из планируемых результатов наиболее значимыми для данного урока являются следующие:
предметные результаты: учащийся познакомится с понятиями «святые защитники», «справедливая война», с отношением православной церкви к войне; научится видеть смысл справедливой войны; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, при составлении вопросов и ответов по учебнику Кураева А.В. «Основы православной культуры».
метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, овладевает базовыми предметными понятиями о православном чуде, овладевает логическими УУД сравнения, обобщения; использует знаково-символические средства представления информации (таблица), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.
личностные результаты:
1. положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2. эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова;
3. осмысление ценности справедливой войны.
регулятивные результаты (способность организовать свою деятельность):
1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2. адекватно оценивать свои достижения;
3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
познавательные результаты (искать, получать и использовать информацию):
1. осознавать познавательную информацию;
2. читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3. структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4. понимать информацию, представленную в виде таблицы;
5. переводить её в словесную форму;
6. обращаться к различным справочникам,
находить в них нужные сведения;
7. проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.
коммуникативные результаты:
1. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Нравственный вывод: необходимо всеми возможностями добиваться мира, но если случилась война, то она должна нести только оборонительный характер, с целью защиты, без ненависти и желания отомстить.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка, живопись.
Организация пространства: индивидуальная и групповая работа.
Ход урока
-
Организационный момент:
Слайд 2
Сегодня мы в очередной раз отправляемся в мир православной культуры. Мы будем говорить о таких великих ценностях, как доброта и справедливость, любовь и милосердие, храбрость и мужество. Пусть это утро несет нам радость общения.
- Я думаю, и вы со мной в этом согласитесь, что улыбка, доброта, радость всегда помогают человеку. Так давайте наш урок начнем с улыбки.
Психологический настрой на работу.
Сядьте ровно, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Ребята отвечают:
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
– А теперь настроимся на работу – произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
2. Проверка домашнего задания.
-Давайте вспомним, как называлась тема, с которой мы знакомились на прошлом уроке.
- Как называется заключение брака в церкви? Почему?
- Что символизирует венец над головой молодоженов?
- Что вы рассказали родителям о христианской семье? Чем они дополнили ваши рассказы?
- Какие предложения по укреплению семьи вы бы хотели внести в кодекс семейного поведения?
3. Постановка учебной проблемы и целей урока.
Сегодняшний урок я хотела бы начать с письма. Послушайте и представьте, кто мог бы написать это письмо.
Послушай, Бог.
Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,
Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.
И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданием,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,
И Ты меня поймешь: не странно ли,
Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,
Что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.
Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?
Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.
Еще хочу сказать, что,
Как Ты знаешь, битва будет злая,
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу, мой Боже,
Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду.
И вряд ли уже вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.
Слайд 3
- Кто мог написать его?
Правильно, это письмо с фронта. Нашли его в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке православной культуры?
Сегодня на уроке православной культуры мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины.
3.1. «Ассоциативный куст». Работа в парах.
Слайд 4
А теперь представьте, что есть мир, а, что - война.
- Напишите, что соответствует, по-вашему мнению, войне и миру.
с частье радость смех свет дети трагедия слезы горе смерть тучи
МИР ВОЙНА
улыбки любовь красота новостройки разруха грех грязь болезни
- Какая из данных словесных картин вам больше симпатизирует?
- Почему для христианина важно сохранять мир между людьми?
(Божий мир – это мир любви).
4. Работа над словами «война», «справедливая война».
Слайд 5
- Мир – это необходимое условие для жизни людей. Но почему же люди допускают войны?
-Давайте сравним понятия «война» и «справедливая война».
Работа в группах с дополнительным материалом:
1 группа в «Толковом словаре» Ожегова находят объяснение понятия «война».
Война́ — конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и так далее, — происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. Одни из целей войны — собственное выживание или уничтожение противника.
2 группа знакомится с высказываниями о «справедливой войне» Цицерона и Аристотеля.
Справедливая война (Аристотель и Цицерон) – война является справедливой, если она ведется ради защиты своего государства, а также для установления господства над неразвитыми государствами. Аристотель считал справедливой войну против варварских государств лишь в том случае, если они проявили свою неспособность к самоуправлению.
Цицерон считал, что оправдана только война, которая ведется с целью отражения и наказания агрессора.
3 группа знакомится с высказыванием проповедника Августина Блаженного.
Августин Блаженный настаивал на долге каждого человека и государства, следуя заповеди любви, защищать невинных от злодея, в том числе, если понадобится, вооруженными средствами. Согласно Августину, необходимость войны вытекает из греховности человека; и, люди, стремясь с Божьей помощью к избавлению от войн, должны со всей справедливостью противодействовать агрессору.
4 группа