Файл: Защита Отечества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
Методическая разработка урока в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Автор: Струкова Анна Ивановна, учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №14 х. Красный Пахарь Минераловодского района Ставропольского края

Введение

Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, любой ценой уклонится от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ и т. д. Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование детей.

Тема «Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли границы Родины. Много славных воинов, прославивших Россию с древних времён до нашего времени. Знакомя младших школьников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.


В ходе урока использовались разные формы взаимодействия между учащимися: групповая на этапе изучения нового материала, работа в парах для активизации и мотивации к учебной деятельности в начале урока на этапе «Ассоциативный куст». Запланированная на уроке самостоятельная работа дает возможность учащимся  развивать самостоятельность, творческую активность, высказывать собственную гражданскую позицию,

обеспечивать позитивные межличностные отношения. Учащиеся с повышенной учебной мотивацией к предмету, основанной на поисково-исследовательской деятельности, на данном уроке выступают со своими проектами.

В уроке используется слайдовая презентация (в которую вошли материалы, не использованные в диске, которым обеспечен курс), видеофрагменты и музыкальные дорожки. Они повышает восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения.

Этот урок является подготовительным к выполнению презентации творческих проектов на основе изученного материала. По своему содержанию этот урок служит важным связующим звеном между учебным курсом «Окружающий мир» в начальной школе и изучением предмета истории в 5 классе. Данный урок направлен на сотрудничество с родителями, активизацию их гражданской позиции, так как каждая семья имеет свою историю в защите Отечества. Сбор необходимой информации, семейных фотоматериалов по теме урока, рассказы старших членов семьи укрепят семейные взаимоотношения между родителями и детьми, в конечном итоге между семьей и школой






Урок 28 курса «Основы Православной культуры».

Тема: Защита Отечества (с. 88-91)

Основные термины и понятия: Россия, Отечество, патриотизм, великая сила нравственности, православный герой, справедливая война и несправедливая.

Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А. В.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.

Целевые установки урока:

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данного урока являются следующие:

предметные результаты: учащийся познакомится с понятиями «святые защитники», «справедливая война», с отношением православной церкви к войне; научится видеть смысл справедливой войны; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, при составлении вопросов и ответов по учебнику Кураева А.В. «Основы православной культуры».

метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, овладевает базовыми предметными понятиями о православном чуде, овладевает логическими УУД сравнения, обобщения; использует знаково-символические средства представления информации (таблица), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

личностные результаты:

1. положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2. эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова;

3. осмысление ценности справедливой войны.

регулятивные результаты (способность организовать свою деятельность):

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2. адекватно оценивать свои достижения;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

познавательные результаты (искать, получать и использовать информацию):

1. осознавать познавательную информацию;

2. читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3. структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4. понимать информацию, представленную в виде таблицы;

5. переводить её в словесную форму;

6. обращаться к различным справочникам,

находить в них нужные сведения;

7. проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.

коммуникативные результаты:

1. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Нравственный вывод: необходимо всеми возможностями добиваться мира, но если случилась война, то она должна нести только оборонительный характер, с целью защиты, без ненависти и желания отомстить.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка, живопись.

Организация пространства: индивидуальная и групповая работа.

Ход урока

  1. Организационный момент: 

Слайд 2

Сегодня мы в очередной раз отправляемся в мир православной культуры. Мы будем говорить о таких великих ценностях, как доброта и справедливость, любовь и милосердие, храбрость и мужество. Пусть это утро несет нам радость общения.

- Я думаю, и вы со мной в этом согласитесь, что улыбка, доброта, радость всегда помогают человеку. Так давайте наш урок начнем с улыбки.

Психологический настрой на работу.

Сядьте ровно, повернитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Ребята отвечают:

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем.

– А теперь настроимся на работу – произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

2. Проверка домашнего задания.

-Давайте вспомним, как называлась тема, с которой мы знакомились на прошлом уроке.

- Как называется заключение брака в церкви? Почему?

- Что символизирует венец над головой молодоженов?

- Что вы рассказали родителям о христианской семье? Чем они дополнили ваши рассказы?

- Какие предложения по укреплению семьи вы бы хотели внести в кодекс семейного поведения?

3. Постановка учебной проблемы и целей урока.

Сегодняшний урок я хотела бы начать с письма. Послушайте и представьте, кто мог бы написать это письмо.
Послушай, Бог.

Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,

Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.

И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.


И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданием,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,

И Ты меня поймешь: не странно ли,

Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,

Что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.

Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?

Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.

Еще хочу сказать, что,

Как Ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу, мой Боже,

Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду.

И вряд ли уже вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Слайд 3

- Кто мог написать его?

Правильно, это письмо с фронта. Нашли его в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке православной культуры?

 Сегодня на уроке православной культуры мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины.

3.1. «Ассоциативный куст». Работа в парах.

Слайд 4

А теперь представьте, что есть мир, а, что - война.

- Напишите, что соответствует, по-вашему мнению, войне и миру.

с частье радость смех свет дети трагедия слезы горе смерть тучи


МИР ВОЙНА

улыбки любовь красота новостройки разруха грех грязь болезни

- Какая из данных словесных картин вам больше симпатизирует?

- Почему для христианина важно сохранять мир между людьми?

(Божий мир – это мир любви).

4. Работа над словами «война», «справедливая война».

Слайд 5

- Мир – это необходимое условие для жизни людей. Но почему же люди допускают войны?

-Давайте сравним понятия «война» и «справедливая война».

Работа в группах с дополнительным материалом:

1 группа в «Толковом словаре» Ожегова находят объяснение понятия «война».

Война́ — конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и так далее, — происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. Одни из целей войны — собственное выживание или уничтожение противника.

2 группа знакомится с высказываниями о «справедливой войне» Цицерона и Аристотеля.

Справедливая война (Аристотель и Цицерон) – война является справедливой, если она ведется ради защиты своего государства, а также для установления господства над неразвитыми государствами. Аристотель считал справедливой войну против варварских государств лишь в том случае, если они проявили свою неспособность к самоуправлению.

Цицерон считал, что оправдана только война, которая ведется с целью отражения и наказания агрессора.

3 группа знакомится с высказыванием проповедника Августина Блаженного.

Августин Блаженный настаивал на долге каждого человека и государства, следуя заповеди любви, защищать невинных от злодея, в том числе, если понадобится, вооруженными средствами. Согласно Августину, необходимость войны вытекает из греховности человека; и, люди, стремясь с Божьей помощью к избавлению от войн, должны со всей справедливостью противодействовать агрессору.

4 группа