ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
знакомится с высказыванием Святого Раймунда.
Святой Раймунд из Пентифорта сформулировал пять условий для признания войны справедливой:
целью войны должна быть защита «достояния»;
лицо, объявляющее войну, должно мыслить о том, как «добыть мир»;
объявляющее войну лицо должно быть светским, а не духовным;
война объявляется именем Церкви или Принца (то есть монарха)
война должна вестись бесстрастно, то есть, без ненависти и желания отомстить.
-Как вы понимаете выражение «справедливая война»?
Вывод: справедливая война – это оборонительная война, с целью защиты, без ненависти и желания отомстить.
5. Работа по учебнику с. 89
- Защита Отечества, защита мира и спокойствия считается святым подвигом. Но иногда не возможно было отстоять честь страны мирным путём, тогда русским людям приходилось браться за оружие.
- Какую войну с христианской точки зрения можно считать справедливой?
6. Работа над новым материалом.
Огромная, богатая Русь не раз подвергалась нападению иноземных завоевателей. Много врагов разоряли Россию. Но все они получали достойный отпор. На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю.
Сейчас мы послушаем отрывок из симфонииА.П.Бородина фрагмент 2 «Богатырская»
-Какого человека вы представили? Почему?
7. Рассказ учителя.
Слайды 6,7,8
Илья Муромец – былинный герой или реальная историческая личность? Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось крайне мало.
Прототипом былинного персонажа некоторыми исследователями считается исторический силач по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как « преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский. По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1 января).
С современной точки зрения, росту богатырь был чуть выше среднего - 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном, (и даже спустя 350 лет после гибели Ильи Муромца, в 1584 году, проезжий львовский купец Мартин Грюневег был поражен "мощами великана" древнерусской истории). Впрочем, телосложением Илья Муромец действительно отличался от обычных людей - он был "ладно скроен и крепко сбит" - "косая сажень в плечах", как говаривали в старину. Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам - роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади. Прославился Илья Муромец многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. Проведенная медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять».
Вместе с ним покоятся в гробницах Киево-Печерской Лавры его братья - богатыри духовные Святой Руси.
Богатыри были первыми защитниками нашего Отечества. Кстати, в православной Церкви память святого Ильи Муромца отмечают на Новый год - 1 января.
8. Физкультминутка.
Богатырь – вот он каков:(изображают силача)
Он силен, он здоров,
Он из лука стрелял, (имитируют движение)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал,
И Русь – матушку защищал.
9. Составление «СИНКВЕЙНА»
Слайд 8
- Напоминаю правила составления стихотворения:
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она одним словом, существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные.
В третьей строчке, посредством использования глаголов, описываем действия.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой мы высказываем отношение к теме.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме.
1. Илья
2. Могучий, храбрый
3. Ехал, сражался, победил
4. Всем людям радость дарил
5. Богатырь
А теперь давайте познакомимся еще с одним защитником Отечества, полковым священником 19 егерского полка Василием Васильковским, сражавшемся под Витебском в 1812 году.
- Какими качествами обладал этот защитник?
- Почему поступки воина являются приемлемыми для Православия?
Только любовь к Отечеству, вера Православная, мужество и доблесть русичей помогли русским воинам выстоять в жестоких битвах.
11. Защита проектов « Герой моей семьи»
Не могу не сказать о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны, хотя эта тема очень большая и требует отдельного разговора, который не раз состоится у нас перед Днём Победы. Скажу только одно, что в годы войны советское воинство не делило себя на русских, армян, украинцев, грузин, верующих, неверующих. Воины словно были детьми, а матерью была Родина, которая нуждалась в их защите.
Поделитесь рассказами о членах своей семьи - участниках Великой Отечественной войны.
Саркисян Александр:
После окончания школы в 1942 году Арустамян Павел Асланович пошёл добровольцем в Советскую Армию. В составе 10-й артиллерийской Гумбенской Ордена Суворова дивизии прорыва РГК 158-го миномётного полка 44-ой миномётной бригады он дошёл до Берлина наводчиком миномёта в звании старшего сержанта.
3 мая 1945 г во время ведения огня в районе населенного пункта Кальберг Лип Павел Асланович был ранен в ногу осколком противника. Несмотря на ранение остался в строю и участвовал непрерывно во всех боевых операциях по освобождению от фашистов косы Фриш Нерунг.
Мой прадед был награжден Орденом Красной Звезды, Орденом Славы II и III степени, Орденом Трудового Красного Знамени, Орденами Отечественной войны I и II степени.
Моя семья никогда не забудет о том, что мой прадедушка и миллионы других солдат, воевавших в годы Великой Отечественной войны, спасли весь мир от фашизма, чтобы мы могли жить под мирным небом.
Саркисян Сурен:
Арустамян Сурен Асланович после школы поступил в пединститут. Доучился до 3-го курса. В 1941 году ушёл на войну офицером. Служил разведчиком, стал командиром разведывательной группы 400 стрелкового полка. Во время очередного задания группа попала в окружение. После задания не вернулся, пропал без вести.
Я думаю, что меня назвали в честь моего прадедушки. Я его никогда не видел, но рассказы о нем, его фотографии всегда мне об этом напоминают. А я постараюсь не подвести, я вырасту настоящим человеком и с гордостью буду носить имя Сурен.
Мы каждый год участвуем в митинге на День Победы, чтобы почтить память и поблагодарить за подвиги родных. С 2014 году в День Победы Я с братом и мамой идем в строю « Бессмертного полка». И мы с гордостью несем фотографии своих прадедов.
Брагина Дарья:
Проходит время, вот уже семьдесят второй год нас отделяет от Дня Победы. С каждым годом героев войны остается все меньше и меньше.
Но почему-то о них мы вспоминаем лишь 9 мая, в День Победы. Именно поэтому я хочу внести свой маленький вклад в воспоминания о тех событиях. Данный проект посвящается памяти о Великой Отечественной войне. Тема очень важна для меня.
Мой прадедушка Гуимов Владимир Иванович служил на корабле «Ворошилов». 24 мая 1944 года возле порта Констанца был дан приказ уничтожить большие запасы горючего на побережье Румынии. Противники заминировали проходы, но все же крейсер подошёл на рассвете и внезапно уничтожил большие склады бензина.
Мой прадедушка был смелым и отважным. За это его наградили Орденом Отечественной войны II степени. Я горжусь им. Эту историю мне рассказал папа, а ему сам прадедушка. В нашей семье её всегда вспоминают на праздник 9 Мая. Владимир Иванович умер в 2006 году, до моего рождения.
Все меньше и меньше остается на земле ветеранов, они уходят в историю. Наша обязанность сохранить всё, что они сделали для нас в сердцах наших, памяти нашей.
12. Микроитог.
- Что объединяет этих людей, хотя жили они в разное время?
- Почему этих людей мы называем героями?
- Какими качествами обладали эти люди?
Низкий поклон и вечная благодарность им, отдавшим свою жизнь за Родину!
13. Самостоятельная работа.
Воины-христиане не боялись смертельной угрозы, так как верили, что их душа бессмертна. Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком. И на смену законам войны должны прийти законы милосердия и справедливости. Поработайте в паре, выдвинете свои предположения, обсудите и сформулируйте законы справедливости и милосердия к врагу.
Проверка задания – слайд 14
Законы справедливости:
• нельзя добивать раненых
• нельзя трогать безоружных
• нельзя грабить местных жителей
• если враг сдается или если война закончена - надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.
14. Итог урока. Рефлексия.
-Времена изменились, но с течением времени отношение к воинам, воинскому долгу защиты Отечества и православной веры не изменилось.
Воины-защитники почитаются не только народом, но и Православной церковью. Символом этого является и почитание дня святого Георгия Победоносца, и 9 мая, когда в нашей стране и мире на грудь повязывают георгиевские ленты.
- Сегодня мы многое узнали о защитниках земли русской. Давайте еще раз вернемся к теме урока и выполним тест. Не забудьте оценить свою работу на уроке!
15.Домашнее задание.
- Наш урок подходит к концу.
- Что вы расскажете о войнах справедливых?
- Какие поступки, с вашей точки зрения, недопустимы даже на войне?
- О каких святых защитниках расскажете?
- Есть ли в вашей семье защитники Отечества? Может ты знаешь о людях, наших современниках, которые проявили мужество и самоотверженность при исполнении гражданского долга в наши дни, расскажи о них.
Вы можете дополнительно выбрать источник информации, найти и прочитать материалы о святых защитниках Руси.
Слайд 15
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
- А. С. Пушкин писал: «Гордиться историей предков не только нужно, но и должно».
- Пройдут года, вы повзрослеете, будете сильными, мужественными и тоже встанете на защиту своей семьи, города, мирного неба нашей страны. Хочу пожелать вам учиться сохранять спокойствие и уверенность в любой жизненной ситуации, совершать красивые и добрые поступки, беречь и любить близких. Спасибо за урок!
Демонстрация видеоролика «Я поднимаю свой флаг моего государства»
Ресурсы урока: Кураев А.В. Основы православной культуры, учебник, стр.133-138, электронное приложение, презентация.
Литература и Интернет - источники:
Приложение
Тест
1.Когда война может быть оправдана?
А) Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства?
Б) Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою Родину?
В) Когда целью войны является обогащение воюющих?
2.Как вы думаете, чем различаются справедливая и несправедливая войны?
А)Справедливая война та, которая несёт прибыль своему народу, а несправедливая та, от которой одни убытки.
Б) Справедливая война та, в которой мы побеждаем, а несправедливая та, в которой кто-то побеждает нас.
В) Справедливая война – это защита своей Родины и близких. Несправедливая та война, во время которой люди хотят обогатиться.
3.Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на русскую землю с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»?
А)
Святой Раймунд из Пентифорта сформулировал пять условий для признания войны справедливой:
целью войны должна быть защита «достояния»;
лицо, объявляющее войну, должно мыслить о том, как «добыть мир»;
объявляющее войну лицо должно быть светским, а не духовным;
война объявляется именем Церкви или Принца (то есть монарха)
война должна вестись бесстрастно, то есть, без ненависти и желания отомстить.
-Как вы понимаете выражение «справедливая война»?
Вывод: справедливая война – это оборонительная война, с целью защиты, без ненависти и желания отомстить.
5. Работа по учебнику с. 89
- Защита Отечества, защита мира и спокойствия считается святым подвигом. Но иногда не возможно было отстоять честь страны мирным путём, тогда русским людям приходилось браться за оружие.
- Какую войну с христианской точки зрения можно считать справедливой?
6. Работа над новым материалом.
Огромная, богатая Русь не раз подвергалась нападению иноземных завоевателей. Много врагов разоряли Россию. Но все они получали достойный отпор. На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю.
Сейчас мы послушаем отрывок из симфонииА.П.Бородина фрагмент 2 «Богатырская»
-Какого человека вы представили? Почему?
7. Рассказ учителя.
Слайды 6,7,8
Илья Муромец – былинный герой или реальная историческая личность? Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось крайне мало.
Прототипом былинного персонажа некоторыми исследователями считается исторический силач по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как « преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский. По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1 января).
С современной точки зрения, росту богатырь был чуть выше среднего - 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном, (и даже спустя 350 лет после гибели Ильи Муромца, в 1584 году, проезжий львовский купец Мартин Грюневег был поражен "мощами великана" древнерусской истории). Впрочем, телосложением Илья Муромец действительно отличался от обычных людей - он был "ладно скроен и крепко сбит" - "косая сажень в плечах", как говаривали в старину. Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам - роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади. Прославился Илья Муромец многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. Проведенная медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять».
Вместе с ним покоятся в гробницах Киево-Печерской Лавры его братья - богатыри духовные Святой Руси.
Богатыри были первыми защитниками нашего Отечества. Кстати, в православной Церкви память святого Ильи Муромца отмечают на Новый год - 1 января.
8. Физкультминутка.
Богатырь – вот он каков:(изображают силача)
Он силен, он здоров,
Он из лука стрелял, (имитируют движение)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал,
И Русь – матушку защищал.
9. Составление «СИНКВЕЙНА»
Слайд 8
- Напоминаю правила составления стихотворения:
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она одним словом, существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные.
В третьей строчке, посредством использования глаголов, описываем действия.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой мы высказываем отношение к теме.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме.
1. Илья
2. Могучий, храбрый
3. Ехал, сражался, победил
4. Всем людям радость дарил
5. Богатырь
10. Просмотр фрагмента фильма «Аты-баты. Герои Отечественной войны 1812 года».
А теперь давайте познакомимся еще с одним защитником Отечества, полковым священником 19 егерского полка Василием Васильковским, сражавшемся под Витебском в 1812 году.
- Какими качествами обладал этот защитник?
- Почему поступки воина являются приемлемыми для Православия?
Только любовь к Отечеству, вера Православная, мужество и доблесть русичей помогли русским воинам выстоять в жестоких битвах.
11. Защита проектов « Герой моей семьи»
Не могу не сказать о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны, хотя эта тема очень большая и требует отдельного разговора, который не раз состоится у нас перед Днём Победы. Скажу только одно, что в годы войны советское воинство не делило себя на русских, армян, украинцев, грузин, верующих, неверующих. Воины словно были детьми, а матерью была Родина, которая нуждалась в их защите.
Поделитесь рассказами о членах своей семьи - участниках Великой Отечественной войны.
Саркисян Александр:
После окончания школы в 1942 году Арустамян Павел Асланович пошёл добровольцем в Советскую Армию. В составе 10-й артиллерийской Гумбенской Ордена Суворова дивизии прорыва РГК 158-го миномётного полка 44-ой миномётной бригады он дошёл до Берлина наводчиком миномёта в звании старшего сержанта.
3 мая 1945 г во время ведения огня в районе населенного пункта Кальберг Лип Павел Асланович был ранен в ногу осколком противника. Несмотря на ранение остался в строю и участвовал непрерывно во всех боевых операциях по освобождению от фашистов косы Фриш Нерунг.
Мой прадед был награжден Орденом Красной Звезды, Орденом Славы II и III степени, Орденом Трудового Красного Знамени, Орденами Отечественной войны I и II степени.
Моя семья никогда не забудет о том, что мой прадедушка и миллионы других солдат, воевавших в годы Великой Отечественной войны, спасли весь мир от фашизма, чтобы мы могли жить под мирным небом.
Саркисян Сурен:
Арустамян Сурен Асланович после школы поступил в пединститут. Доучился до 3-го курса. В 1941 году ушёл на войну офицером. Служил разведчиком, стал командиром разведывательной группы 400 стрелкового полка. Во время очередного задания группа попала в окружение. После задания не вернулся, пропал без вести.
Я думаю, что меня назвали в честь моего прадедушки. Я его никогда не видел, но рассказы о нем, его фотографии всегда мне об этом напоминают. А я постараюсь не подвести, я вырасту настоящим человеком и с гордостью буду носить имя Сурен.
Мы каждый год участвуем в митинге на День Победы, чтобы почтить память и поблагодарить за подвиги родных. С 2014 году в День Победы Я с братом и мамой идем в строю « Бессмертного полка». И мы с гордостью несем фотографии своих прадедов.
Брагина Дарья:
Проходит время, вот уже семьдесят второй год нас отделяет от Дня Победы. С каждым годом героев войны остается все меньше и меньше.
Но почему-то о них мы вспоминаем лишь 9 мая, в День Победы. Именно поэтому я хочу внести свой маленький вклад в воспоминания о тех событиях. Данный проект посвящается памяти о Великой Отечественной войне. Тема очень важна для меня.
Мой прадедушка Гуимов Владимир Иванович служил на корабле «Ворошилов». 24 мая 1944 года возле порта Констанца был дан приказ уничтожить большие запасы горючего на побережье Румынии. Противники заминировали проходы, но все же крейсер подошёл на рассвете и внезапно уничтожил большие склады бензина.
Мой прадедушка был смелым и отважным. За это его наградили Орденом Отечественной войны II степени. Я горжусь им. Эту историю мне рассказал папа, а ему сам прадедушка. В нашей семье её всегда вспоминают на праздник 9 Мая. Владимир Иванович умер в 2006 году, до моего рождения.
Все меньше и меньше остается на земле ветеранов, они уходят в историю. Наша обязанность сохранить всё, что они сделали для нас в сердцах наших, памяти нашей.
12. Микроитог.
- Что объединяет этих людей, хотя жили они в разное время?
- Почему этих людей мы называем героями?
- Какими качествами обладали эти люди?
Низкий поклон и вечная благодарность им, отдавшим свою жизнь за Родину!
13. Самостоятельная работа.
Воины-христиане не боялись смертельной угрозы, так как верили, что их душа бессмертна. Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком. И на смену законам войны должны прийти законы милосердия и справедливости. Поработайте в паре, выдвинете свои предположения, обсудите и сформулируйте законы справедливости и милосердия к врагу.
Проверка задания – слайд 14
Законы справедливости:
• нельзя добивать раненых
• нельзя трогать безоружных
• нельзя грабить местных жителей
• если враг сдается или если война закончена - надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.
14. Итог урока. Рефлексия.
-Времена изменились, но с течением времени отношение к воинам, воинскому долгу защиты Отечества и православной веры не изменилось.
Воины-защитники почитаются не только народом, но и Православной церковью. Символом этого является и почитание дня святого Георгия Победоносца, и 9 мая, когда в нашей стране и мире на грудь повязывают георгиевские ленты.
- Сегодня мы многое узнали о защитниках земли русской. Давайте еще раз вернемся к теме урока и выполним тест. Не забудьте оценить свою работу на уроке!
15.Домашнее задание.
- Наш урок подходит к концу.
- Что вы расскажете о войнах справедливых?
- Какие поступки, с вашей точки зрения, недопустимы даже на войне?
- О каких святых защитниках расскажете?
- Есть ли в вашей семье защитники Отечества? Может ты знаешь о людях, наших современниках, которые проявили мужество и самоотверженность при исполнении гражданского долга в наши дни, расскажи о них.
Вы можете дополнительно выбрать источник информации, найти и прочитать материалы о святых защитниках Руси.
Слайд 15
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
- А. С. Пушкин писал: «Гордиться историей предков не только нужно, но и должно».
- Пройдут года, вы повзрослеете, будете сильными, мужественными и тоже встанете на защиту своей семьи, города, мирного неба нашей страны. Хочу пожелать вам учиться сохранять спокойствие и уверенность в любой жизненной ситуации, совершать красивые и добрые поступки, беречь и любить близких. Спасибо за урок!
Демонстрация видеоролика «Я поднимаю свой флаг моего государства»
Ресурсы урока: Кураев А.В. Основы православной культуры, учебник, стр.133-138, электронное приложение, презентация.
Литература и Интернет - источники:
-
Видеоролик: Отрывок из симфонииА.П.Бородина фрагмент 2 «Богатырская»https://youtu.be/2bP7-6GiZCY -
Видеоролик «Аты-баты. Герои Отечественной войны 1812 года» https://youtu.be/vmjcQC2wTZo -
Видеоролик «Я поднимаю свой флаг моего государства»https://youtu.be/BR7vgIciASs -
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, учебное пособие для общеобразовательных учреждений, /М.: Просвещение, 2015. -
Обернихина Г.А. Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры» автора А.В. Кураева. — М.: Просвещение, 2012. -
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 2010
Приложение
Тест
1.Когда война может быть оправдана?
А) Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства?
Б) Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою Родину?
В) Когда целью войны является обогащение воюющих?
2.Как вы думаете, чем различаются справедливая и несправедливая войны?
А)Справедливая война та, которая несёт прибыль своему народу, а несправедливая та, от которой одни убытки.
Б) Справедливая война та, в которой мы побеждаем, а несправедливая та, в которой кто-то побеждает нас.
В) Справедливая война – это защита своей Родины и близких. Несправедливая та война, во время которой люди хотят обогатиться.
3.Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на русскую землю с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»?
А)